Найти тему

Опасность излишнего контроля: игра на грани мотивации и демотивации. Реальный кейс из практики управления

Каждый руководитель знает, что контроль - необходимый инструмент управления, но применять его нужно с большой осторожностью. Сегодня я расскажу вам реальную историю о том, как излишний контроль может обернуться катастрофой для мотивации команды.

В далеком 2020 году я работал супервайзером в сегменте традиционной розницы. Однажды мой руководитель поставил передо мной нелегкую задачу - уволить одного из подчиненных. Причины для этого были и задача стояла жестко, но как ее выполнить оставалось загадкой. До этого у меня не было опыта увольнения людей, особенно семейных, с кучей долгов и обязательств. Моя система управления была построена на дисциплине, по крайне мере, я так думал.

Я решил обратиться за советом к своему бывшему руководителю с прежней работы, моему другу и наставнику. Его рекомендация была проста, но радикальна: «Введи по-настоящему строгую дисциплину для всей команды. А для нежелательных сотрудников устраивай публичные взбучки с письменными объяснительными».

Стратегия – тотальный контроль: я установил дедлайны для каждой задачи всем сотрудникам и требовал объяснительные в случае невыполнения. За месяц таких «проколов» набиралось достаточно для принятия кадровых решений. В итоге проблемный сотрудник уволился по собственному желанию.

Но главный вывод был другим: тотальный контроль убивает мотивацию у тех, кто привык работать в более свободном режиме и показывал хороший результат. Казалось бы контроль должен обеспечивать железную дисциплину, на деле же наблюдается иная ситуация - как выполнять планы, если команда расслаблена и равнодушна к результатам? Сверхконтроль убивает в сотрудниках инициативность, а страх и частые наказания – уничтожают смелые решения и делают людей вялыми и ко всему равнодушными

Очевидно, что в нормальной ситуации контроль должен быть гибким и управляемым процессом. Для этого нужно учитывать следующие факторы:
  1. Компетенции сотрудника;
  2. Его мотивацию;
  3. Сложность задачи;
  4. Важность задачи;
  5. Сроки выполнения;
  6. Рутинная это задача или новая.

Если грамотно использовать эти критерии при выборе степени контроля, вы сможете не только держать все процессы под чутким руководством, но и достигать амбициозных целей, не демотивируя команду.

Правильно примененный контроль - ключ к мотивации персонала и успеху организации. В статье я уже рассказал про типы сотрудников и какого стиля управления придерживаться с каждым. Ставьте лайк, если этот реальный кейс был для вас полезен. Подписывайтесь на блог, чтобы получать больше вдохновляющих историй из практики управления!