Найти тему
Строительный мир

В России возрождают легендарный завод с вековой историей

Этот завод проработал 99 лет. Его основали еще при царе в 1915 году. А в советское время он был образцом динамично и эффективно развивающегося промышленного предприятия. В первой половине XX в. здесь выпускали различные инструменты, мотоциклы «ТИЗ» и другую продукцию. А с 1947-го стали собирать комбайны. Эти машины сходили с конвейера на протяжении пятидесяти лет.

Ударная съездовская продолжается // Вперед к коммунизму. — 1961. — №142 (28 ноября). — С. 4:

«Новую производственную победу одержал коллектив Таганрогского комбайнового завода: досрочно завершено задание третьего года семилетки по объему и важнейшим видам промышленной продукции. Комбайностроители с каждым днем усиливают темпы выпуска сельскохозяйственных машин. До конца года они обязались дать продукции сверх плана на сотни тысяч рублей».
© Uk-Kamelot / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Экземпляр комбайна СК-6 «Колос» в музее)
© Uk-Kamelot / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Экземпляр комбайна СК-6 «Колос» в музее)

В 1965-м отечественные конструкторы разработали уникальную машину-трансформер — многофункциональное самоходное шасси СШ-75 «Таганрожец». А с 1972 года на заводе наладили выпуск СК-5 «Нива» — самоходного зерноуборочного комбайна, ставшего своего рода «визитной карточкой» советского сельхозмашиностроения. Примерно в то же время с конвейера начал сходить единственный в СССР комбайн с двухсекционным бункером СК-6 «Колос». К 1980 году ТКЗ занимал площадь не менее 80 Га.

После распада СССР наступили тяжелые времена. В 1997-м предприятие перепрофилировали и оно превратилось в Таганрогский автомобильный завод, на котором собирали лицензионные корейские и китайские автомобили. В свою очередь, выпуск сельскохозяйственной техники практически прекратился. Во второй половине 2000-х на фоне финансового кризиса у предприятия начались серьезные проблемы, накопились долги. В 2014-м суд окончательно признал ТагАЗ банкротом — в том же году было полностью остановлено производство.

© Gm.newsted / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Автомобиль Vortex Estina, собранный на ТагАЗ)
© Gm.newsted / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Автомобиль Vortex Estina, собранный на ТагАЗ)

Казалось, на этом и закончится история одного из старейших заводов Ростовской области. Однако через семь лет компания «Ростсельмаш» заявила о намерении возродить легендарное орденоносное предприятия. В 2022-м в торжественной обстановке заложили символический камень, пообещав после полной реконструкции производственных площадей вновь наладить выпуск сельхозтехники. В свете новых реалий восстановление Таганрогского завода комбайнов назвали стратегически важной задачей.

Официально новое предприятие открыли в середине февраля 2024-го — была введена первая очередь. Хотя в тестовом режиме завод запустили еще осенью прошлого года — тогда он выдал 24 роторные навесные косилки, которые отправили на экспорт в Казахстан.

В ходе кампании реконструировали корпуса ТагАЗа, отремонтировали административно-бытовые комплексы и смонтировали основное оборудование. Гендиректор «Ростсельмаша» Валерий Мальцев назвал данное событие важным шагом к возрождению производства сельскохозяйственной техники. К этому моменту объем инвестиций в проект составил почти 2,5 млрд руб.

На полную мощность предприятие, как ожидается, выйдет в 2025 году — на пяти производственных площадках ежегодно будут выпускать около 5 тыс. единиц готовой продукции общей стоимостью порядка 4 млрд руб.: почвообрабатывающую и кормоуборочную технику, самоходные и прицепные опрыскиватели, а также адаптеры для комбайнов. В дальнейшем наладят и сборку коммунальной техники. В рамках второй очереди будет создано литейное производство — его запустят к 2027 году. А на третьем этапе организуют испытательный полигон для комбайнов и тракторов.

Авто
5,66 млн интересуются