Найти в Дзене
Простое кино

Из чего состоит сценарий

Разбор основных композиционных элементов.

Сценарий - это  произведение, состоящее из многих элементов, которые должны гармонировать друг с другом и составлять единое целое. Есть обязательные элементы, без которых конечный продукт (фильм, мультфильм) может сильно просесть в смысловой нагрузке.

Давайте разберем их.

В сценарии, как и в работе режиссера есть экспозиция. Это некая вступительная часть, вводная. Она знакомит зрителя с обстоятельствами и героями.

Возьмем за пример фильм «Багси Мелоун», снятый в 1976 году. Помните такой английский мюзикл-пародию на тему гангстерского Чикаго, где все роли, в том числе гангстеров и их подружек, исполняют дети, а убийства совершаются из крем-автоматов кремом для тортов.

Там фильм начинается с того, что по темному переулку бежит человек, а за ним гонятся гангстеры в костюмах и шляпах. Услышав шум, дама выглядывает из окна и начинает ругаться на итальянском, на фоне кричит ребенок. Убегающий попадает в тупик и бандиты расстреливают его кремом. Зрителю сразу становится понятно, что это будет гангстерский фильм об итальянской мафии в Америке в эпоху «сухого закона», то есть 1920-1930 гг. После этого можно начинать основное повествование, потому что исходные данные в фильме уже были заявлены.

Кадр из фильма "Багси Мелоун"
Кадр из фильма "Багси Мелоун"

Пролог – это начало. В нем должно быть заявлено о чем пойдет речь в произведении. Пролог решается так, чтобы все присутствующие поняли характер, но не содержание начинающегося мероприятия, настроились на определенную волну. Пролог можно объединить с экспозицией, как это было сделано в фильме «Эд Вуд» 1994 года. Там рассказчик в мистической атмосфере говорит о чем будет фильм.

Кадр из фильма "Эд Вуд"
Кадр из фильма "Эд Вуд"

Следующий элемент сценария - это завязка. Это отправная точка начала борьбы. С нее начинается действие, которое влечет за собой последствия. Например, в «Гарри Поттере» - это письмо - приглашение в Хогвардс. В «Дюне» - это нападение на семью главного героя.

Кадр из фильма "Гарри Поттер"
Кадр из фильма "Гарри Поттер"

Конфликт. Это всегда противоречие двух борющихся сил, на нем строится вся история. Тут пояснять особо не нужно. У главного героя всегда есть соперник, с которым он борется.

Развитие действия – это самый основной кусок в произведении. Он самый большой по временному разграничению, занимает 60% времени от общего количества. Развитие действия должно происходить по нарастающей. (Например, одна серия должна быть интереснее другой). Эта нарастающая линия должна выстраиваться по принципу контрастности – опасно - передышка от опасности, грустно-весело, гнев и слезы. Это некие эмоциональные качели, которые удерживают внимание читателя - зрителя.

Кульминация – это наивысшая эмоциональная точка, момент борьбы или решающегося столкновения борющихся сил, перелом развития действия. Это может быть самый сильный по эмоциональному воздействию художественный фрагмент или документальный материал, на конец - яркое церемониальное действие. Например, когда герои фильма сталкиваются с препятствием, которое кажется невозможным для его разрешения. Они готовы сдаться и опустить руки. Например, в «Эдварде руки-ножницы» герой готов снова вернуться в свой заброшенный замок и оставить свои попытки стать частью общества.

Кадр из фильма "Эдвард руки-ножницы"
Кадр из фильма "Эдвард руки-ножницы"

Развязка – очень часто сливается с кульминацией и тяготеет к финалу. Это исход борьбы, разрешение противоречий, здесь обнаруживается замысел автора и открывается идея.

Финал – это смысловая точка, если это не открытый финал. Открытый финал либо дает возможно зрителю самого придумать концовку, либо является заделом для продолжения фильма.