14-летний сын попросил научить его различать "обычный" классицизм и сталинский классицизм. "Добил" его до этой просьбы вот этот жилой дом в Павловске (вдруг кто не знает: Павловск — это город в составе Петербурга, основан будущим императором Павлом в 1777 году).
— Этот дом явно до революции построен.
— А вот и нет. Это сталинка. Здесь может быть вопрос, д о в о е н н а я это постройка или нет. Но 99 процентов, что п о с л е в о е н н а я — во время в о й н ы Павловск немцами был захвачен.
— Так как их различать??? Я так понимаю, сначала надо смотреть, есть ли на здании советская символика — гербы, знамёна, звёзды...
— В целом да. Но необязательно. Такой декор могли "налепить" на историческое здание. Вот Большой театр в Москве построен в середине 19 века — и на нём долгое время был герб СССР.
Теоретически, и со сталинского здания могли в новое время снять советский декор. Но это вряд ли — скорее уж здание будет заброшено. В целом-то в России нового времени бережнее относятся к архитектурному наследию, чем в СССР.
А потом, потом увидела я фотографии Ухты — города в Республике Коми, основанного в 1929 году и застроенного после в о й н ы. И вот это здание. Советское, что называется, до мозга костей. Сталинское-сталинское. И на "гербовом" месте — православный крест. И звонница внутри советского портика.
И у меня мрачноватое чувство справедливости и даже мести. Столько церквей — действующих, не заброшенных — в советские времена были в лучшем случае превращены в клубы, в "обычном" случае — в овощехранилища, а в худшем (и тоже вполне обычном) — разрушены. И тут единственный храм в заброшенном в 90-е годы сталинском доме культуры.
Кстати, без культуры нефтяной город Ухта не остался. Есть там новый и активно действующий с 1983 года Городской Дворец культуры.