Найти тему
ПоУшиВКино

Визуальный стиль “Дюны: Часть вторая” (2024) глазами оператора Грега Фрейзера

Оглавление

Австралийский оператор Грег Фрейзер (Greig Fraser) и канадский режиссёр Дени Вильнёв (Denis Villeneuve) сделали обе части “Дюны”. Недавно стало известно, что на волне успеха второй части американская кинокомпания Legendary готова разработать третий фильм – завершающую часть истории о Поле Атрейдесе. Литературной основой сценария должен стать роман “Мессия Дюны”. Пока нет информации, кто станет оператором, но логично выбрать снова Фрейзера, потому что режиссёр и оператор уже выработали “стиль Дюны”.

Арт Dune: Part Two (2024)
Арт Dune: Part Two (2024)

Как объясняет Фрейзер, перед съёмками первой части он и Вильнёв протестировали различные плёнки и цифровые форматы, и Вильнёв решил, что кадры на плёнке, будучи несомненно прекрасными, ещё и имеют “ностальгический” вид и кажутся ему записями о том, что уже произошло, а не о том, что происходит прямо сейчас.

Издание Vulture пишет, что в конечном итоге было принято решение снимать на широкоформатные кинокамеры ALEXA, а затем перенести готовый проект на 35-миллиметровую плёнку. Это снизило резкость цифровых изображений и придало им ощущение старины и новизны одновременно. Это так важно потому, что соответствует настроению саги Фрэнка Герберта – она кажется древней, хотя действие в ней происходит на 20 000 лет позже нашего времени. Потому наслоение технологий в производстве играет на пользу фильму – в нём смешиваются физические декорации и звуконепроницаемые помещения (soundstage), CGI-фоны и эффекты и реальные локации в пустынях Абу-Даби и Иордании.

Масштаб второй части стал больше, и, чтобы это подчеркнуть, Фрейзер прибегал к использованию объективов так. Он использовал менее мощные длиннофокусные объективы и “снимал с близкого расстояния, чтобы зритель чувствовал себя ближе к героям и персонажам”, как пишет Vulture. А, чтобы показать соотношение размеров одного малого объекта к другому – огромному, как песчаный червь или машина для добычи специи, расположенных в бескрайнем пространстве – были использованы более мощные длиннофокусные объективы, чтобы “действие выглядело так, как будто оно происходит так далеко, что камера едва ли могла что-то сделать, чтобы приблизить его”.

Грег Фрейзер сказал: “Кино было сделано для самых больших экранов, которые существуют на планете”. И для обоих фильмов “Дюна” он сформулировал своё представление о “масштабе”, изучив современные фотографии австралийских и южноамериканских шахтёров “на фоне больших землеройных машин”.

Первая поездка Пола на песчаном черве

-2

Грег Фрейзер часто использует освещение из одного источника. Пример такого освещения представлен в сцене попытки Пола оседлать червя. Вождь фрименского племени Стилгар наблюдал, как Пол седлает Шай'хулуда – это было важное мероприятие, которое должно было убедить сомневающихся, является ли парень мессией, или уверенность Стилгара ложная. Если Пол выживет, то он и есть тот самый Муад’Диб из пророчества, на которое так уповает Стилгар.

В сцене с червём создатели фильма переключаются между хаотичными песчаными планами, на которых Пола поднимают и опускают в песок, крупными и средними планами наблюдателей, а также широкоугольными планами обеих сторон события, снятыми с такого расстояния, что одна фигура человека кажется крошечной как зёрнышко чёрного перца, а другие – как куклы. Фрейзер называет это “двумя точками зрения" – одна принадлежит Полу, другая – фрименам.

Соотношение масштабов - Пол на бархане и приближающийся червь
Соотношение масштабов - Пол на бархане и приближающийся червь

Относительно предметов, которые появляются в кадре, то Фрейзер объяснил – у Вильнёва этот момент со сгенерированными и физическими объектами был продуман заранее. Всё, что герои/персонажи держат в руках, и всё, что находится достаточно близко от них, влияя на их существование, реально и создано художественным отделом.

Когда зритель наблюдает за Полом, который несётся по пустыне верхом на Шай'хулуде, и песчаный червь затягивает его в песок, актёра дублирует каскадёр Лоренц Хидэеси (Lorenz Hideyoshi), который выполняет трюк в “песочнице” в Абу-Даби, наполненной настоящим песком. Имитация была построена так, чтобы выглядеть идентично пустыне. В “песочнице” было три опоры. Эти опоры в нужный момент оттащили в стороны три трактора, чтобы создать эффект обрушения песчаного слоя словно бы в провал под ним, куда падает Пол/Хидэеси как в пропасть. То есть это был “механизм обрушения песка”, объяснял Фрейзер.

Для создания этого плана потребовалось много дублей, так как он снимался на открытом воздухе, и солнечный свет должен был попадать на участок с определённого направления, а это означало, что был только один дубль в день.

Кровавая баня, устроенная Фейд-Раутой на Гьеди Прайм, снятая в чёрно-белом цвете

Планета Гьеди Прайм, штаб-квартира Дома Харконненов, резко отличается от остальных локаций в “Дюне”. Она выглядит блеклой по сравнению с другими планетами Дюны.

-6

Для сцены, где Фейд-Раута, психопат-племянник барона Владимира Харконнена, убивает в бою на арене троих заключённых, принадлежавших Дому Атрейдесов, был использован экстремальный визуальный подход (относительно общей стилистики фильма). Этот словно нездешний визуал призван подчеркнуть сверхъестественность происходящего, а также – насколько физически грозным и садистически настроенным является Фейд-Раута.

На первый взгляд кажется, что сцена снята в чёрно-белом формате, или, возможно, в цветном, из которого при пост-продакшене убрали цвет.

Эффект достигнут с помощью камеры ALEXA, настроенной на “инфракрасный режим”, который улавливает свет за пределами спектра, доступного человеческому глазу. “Это та же камера, на которую мы снимали фильм, но с особой модифицикацией,” – объяснил Фрейзер. Конечным результатом, по сути, является версия изображений со сверхвысоким разрешением, словно снятых современными устройствами видеонаблюдения, которые выдают чёткие изображения, даже будучи снятыми в кромешной тьме, но с помощью инфракрасного излучения.

Эта сцена была снята в Будапеште, как раз с использованием звуконепроницаемого помещения (soundstage). Площадка, на которой сражающиеся противостоят друг другу, участки стен позади них и некоторые части арены, включая роскошную ложу барона Харконнена, – это декорации, а большая часть остального окружения – цифровая.

‘Чёрно-белая’ картинка должна была создавать ощущение безжизненности, потому что на Гьеди Прайм светит чёрное солнце, а оно не даёт жизни и не греет, потому и обитатели планеты такие устрашающие и жестокие.

-7

Фрейзер и Вильнёв провели тесты, и им понравилось, как выглядит инфракрасный эффект. “Это тот самый омерзительный вид, который вы видите ночью при свете камер видеонаблюдения, но в фильме это происходит в середине дня”.

Пол и Чани под обстрелом солдат Харконненов

Речь идёт о сложной, красивой и захватывающей сцене, когда Пол защищает Чани от армии Харконненов во время сбора специи.

Чани укрывается под комбайном для сбора специи и стреляет из ракетницы по солдатам Харконненов, пытаясь избежать гибели от врагов, кружащих над ними на орнитоптере.

-8

Так, нижняя часть комбайна – его “ноги” и “брюхо” – это декорация. Но, когда сцена разворачивается под другим, более широким ракурсом, зритель уже видит эту декорацию с дополнением в виде компьютерной графики поверх неё, дополняющую остальную часть этого масштабного транспортного средства.

Когда зритель смотрит через плечо стрелка в орнитоптере, стреляющего в Пола и Чани, планы сняты изнутри вертолёта “Чёрный Ястреб”.

-10

“У нас действительно был настоящий стрелок с бутафорским ружьём внутри настоящего “Чёрного Ястреба”, и мы снимали изнутри, выглядывая наружу и глядя вниз,” – прокомментировал Грег Фрейзер.

Сцены, показывающие Пола и Чани с верхней точки, были сделаны с подъёмного крана, который был установлен под таким углом, чтобы сымитировать ту высоту, на которой предположительно кружили “Чёрные Ястребы”. Затем моменты стрельбы сверху и той цели, куда выстрелы направлены, были объединены с помощью цифрового формата. Одна из причин, по которой орнитоптеры, на которых персонажи летают по Арракису, кажутся физически правдоподобными при взлёте и посадке, заключается в том, что создатели фильма снимали взлёт, полёт и посадку настоящих вертолётов, разбрасывая повсюду песок, а затем заменили вертолёты орнитоптерами на пост-продакшене.

Фрейзер говорит, что цель всегда состоит в том, чтобы сделать изображение настолько интуитивным, чтобы зритель во время просмотра истории не задумывался о том, как оно было создано, до последнего момента. Пусть во время просмотра это не отвлекает, а вот потом можно и поделиться этими секретами со съёмочной площадки.

***

Мысли о фильме были ранее на канале