Найти тему

Старый водоводный тоннель в толще скалы подножья г. Шошина

Рельеф города Владивостока богат на сопки и холмы, основу которых зачастую составляют скальные грунты с высоким коэффициентом прочности, а это в свою очередь располагает в теории к подземному тоннельному строительству. И речь не только о транспортных тоннелях (пешеходных, железнодорожных, автомобильных, смешанных), а и о тоннелях для целей прокладки всевозможных инженерных коммуникаций. В особенности это касается сетей водоснабжения и теплоснабжения, ведь протянуть, например, кабельную линию в обход сопки или по ее поверхности гораздо проще и дешевле, чем пустить водовод, по которому безостановочно необходимо прокачивать огромное количество воды мощным насосным оборудованием. И здесь видится логичным и оптимальным решение, связанное и проходкой тоннеля через толщу породы, благодаря чему удастся сэкономить в перспективе, а иногда и даже непосредственности на самом строительстве. Вот только Владивосток город своенравный и видимо "считает по другому". Возведение тоннелей практически не осуществлялось ранее, а сейчас и подавно. Вместо этого коммуникации тянули и продолжают тянуть по сопкам или в обход их, в некоторых случая срывают пол сопки (зачем?) и ведут прокладку, дороги прокладывают по гигантских масштабов насыпям породы и т.д. В результате мы получаем нарушения окружающей нас экосистемы, повышенные затраты на строительство, быстрый износ коммуникаций, большие затраты на последующую эксплуатацию и обслуживание.

Тем не менее технические тоннели во Владивостоке есть и их не так уж мало, как думает подавляющее большинство жителей и гостей города. Одних только водоводных тоннелей мне известно на вскидку около 9 штук. Два из них я ранее показывал уже вам:

Сегодня я покажу вам брата тоннеля из нижней ссылки. Братья они потому, что построены примерно в одно время, конструктивно очень походы и даже имеют одинаковую обделку с некоторыми отличиями. Сегодняшний тоннель правда подлиннее будет, да и в целом поинтереснее.

Расположен он в толще скальной породы подножья горы Шошина. Длинна его около 300 метров, а построен он ориентировочно в первой половине 60х годов, о чем в том числе свидетельствует расположенный в нем водовод. Итак приступим.

Под группой абсолютно безликих люков оказывается скоб-трап, по которому попадаем в просторную камеру задвижек. Здесь сразу же бросается в глаза интересная особенность, в камере есть оконный проем, при чем в нем вставлена оконная рама, за которой грунт. По видимому изначально камера являлась наземным строением, а в ней возможно даже дежурил слесарь, в последствии же строение засыпали грунтом и надстроили сверху плиту с люками.

Камера задвижек
Камера задвижек
Камера задвижек
Камера задвижек

Потолочное перекрытие усилено металлическими балками. Из камеры в темноту уходит водовод, там и начинается тоннель.

Вид из тоннеля в камеру задвижек
Вид из тоннеля в камеру задвижек

А на противоположной стене как раз видно тот самый оконный проем с оконной рамой.

Не теряем времени и входим в тоннель, который через несколько метров становится скальным.

-5

Тоннель чрезвычайно фактурный, я обожаю такие места за возможность сделать классные фотографии с контровым светом, иногда такое баловство затягивает на несколько часов. Все это сопровождается звонкой капелью воды, известковыми наростами, гулким эхом и фантастической структурой сводов.

-6

Идти по тоннелю не очень удобно, он не высокий, на полу местами слой грязи, вдоль одной из стен проходят в два ряда вертикально две широких трубы водовода, а с потолка свисают наросты, с учетом закругленного свода приходится частенько пригибать голову.

-7
Технологическое оборудование
Технологическое оборудование

Вскоре доходим до некого оборудования, похоже на клапаны сброса избыточного давления в трубе. Здесь приходится идти пригнувшись. В потолке обнаруживаем технологическое отверстие, как раз около клапанов, видимо горячий воздух должен был выходить по узкой вертикальной шахте на поверхность.

Технологическое оборудование
Технологическое оборудование

Дальше участок постепенно начинает обводняться, но и высота тоннеля прирастает, можно выпрямить шею.

-10

Стены и свод тоннеля выполнены частично из небольших бетонных блоков, скрепленных раствором, выглядит супер.

-11

Последняя точка для более менее комфортного фотографирования, далее уровень воды быстро увеличивается.

Обводненный участок тоннеля
Обводненный участок тоннеля

А еще через некоторое расстояние нижняя труба полностью погружается под воду. Вода здесь разумеется появилась не вследствие порывов, а в результате пребывания грунтовых вод.

Обводненный участок тоннеля
Обводненный участок тоннеля

Дальше обделка тоннеля резко меняется на металлическую, видимо на этом участке нагрузка наиболее высокая, либо здесь водонасыщенный участок породы, по совместительству это его нижняя точка, в которую стекают грунтовые воды и соответственно здесь самый высокий уровень воды в тоннеле. Так как мы были в резиновых сапогах и бахилах от ОЗК, то дальше идти уже не могли, необходим рыбацкий комбинезон, которого тогда у нас не было. Зато есть хороший повод вернуться, чтобы дойти до конца.

Металлическая изоляция свода
Металлическая изоляция свода

Впрочем лучем фонаря удается высветить дальний конец тоннеля. Видно, что металлический свод совсем вскоре снова меняется на бетонный, а после небольшого плавного изгиба видна стена, в которую уходят трубы, это и есть противоположный конец тоннеля.

Металлическое изоляция свода
Металлическое изоляция свода

Запечатлев ближний план разворачиваемся и идем в обратную сторону.

-16

На обратной дороге мы конечно же не могли не пофотаться еще в этом атмосферном месте.

-17
-18
-19

Вот такой симпатичный (хоть и грязный), но не единственный в нашем городе, скальный тоннель. Периодически обязательно буду касаться темы технических подземных сооружений, в том числе тоннелей. Спасибо за внимание!