Каждый день многие из вас ходят по улицам города, проезжают на своих авто по делам прямо над некоторыми подземными объектами и даже не догадываются об этом. Про один из таких объектов и пойдёт дальше речь.
Мы ныряем в банальный люк под носом у спящего города и попадаем в один из скальных тоннелей Владивостока, который был пробит в 1964 году насквозь через скальный массив с целью прокладки водовода. У тоннеля даже есть вполне официальное название, но оно некоторым образом указывает на его местоположение, поэтому мной раскрыто не будет.
Спустившись по 7 метровому бетонному колодцу попадаем в камеру задвижек водовода.
Сразу бросается в глаза диаметр водовода - не менее 50 см. в сечении и архаичность самого водовода и задвижек, они тут явно родные и служат с момента прокладки.
Настоящее царство чугуна, болтов и заклепок. Всё очень архаичное и дико фактурное. Здесь же лежит дополнительный отрезок трубы, запасной или наоборот остался тут после замены.
Первая часть тоннеля длиной около 20 метров была выполнена открытым способом в котловане и имеет квадратное сечение.
По потолку шёл кабель по видимому для осветительных приборов.
Вскоре тоннель приобретает круглые своды, что как правило в подобных объектах ознаменовывает собой начало скальной части. Однако строители по видимому несколько ошиблись и начали проходку чуть ранее начала скального грунта.
Сразу же после начала сводчатого сечения натыкаемся на завал. Осыпавшийся грунт продавил своды тоннеля и частично засыпал внутреннее пространство. Сама труба при этом не пострадала, а завал вполне проходной.
После завала встречаем технологический шов, от которого уже начинается скальная часть. Это чувствуется и по наступившей прохладе.
Помимо люков в не скальных частях в начале и конце тоннеля есть также один выводной колодец квадратного сечения с люком в скальной части, который напоминает аварийный выход в каком-нибудь скальном объекте МПВО 40-х годов.
Дальше тело тоннеля уходит немного вниз, что сразу чувствуется по количеству воды и грязи. Своды тоннеля украшены раствором "под кирпич", а роль держателей ныне отсутствующей проводки осветительных приборов выполняют торчащие из свода железнодорожные гвозди для шпал.
Тоннель совсем небольшой - длиной около 130 метров (согласно документации длина - 122,5 м., высота 2,18 м). Пробит он был в 1964 году, а введён в эксплуатацию вместе водоводом был в 1966 году, как следует из документов. К слову сказать в документах учтена лишь его скальная часть. Измерения общей длины показали несколько большую протяжённость.
В конце тоннель также имеет камеру задвижек, в которой жулик с близлежащего индивидуального жилого дома несанкционированно подключится к водоводу. Перекрываем ему доступ, установленной на его подключке, запорной арматуре и возвращаемся обратно.
По дороге делаем ещё пару кадров и пора на поверхность, ведь нас ещё ждут другие приключения в этот вечер.
Вот такой вот небольшой, но интересный тоннель, который находится у многих из вас прямо под ногами мы сегодня посетили. Подобных тоннелей во Владивостоке несколько, а один и вовсе выглядит абсолютно также, но о них я расскажу в других статьях.