Через месяц Россия будет отмечать 79-ю годовщину с момента окончания Великой Отечественной войны. Не станет преувеличением, если я скажу, что все прошедшие с того памятного дня годы страна прожила в воспоминаниях о ней. Причем, как это ни парадоксально, всё последнее время энергия празднования не только, в подчинение Ньютону, не теряла в силе, но и шла по нарастающей.
Очевидно, что победа в той войне используется нашими руководителями как главная моральная опора, вокруг которой им хочется объединить народ и направить его на решение важных задач. Самая для них важная – это объединить народ вокруг себя. А для достижения столь важной цели необходимы объединение и консолидация. Только объединившись, народ способен решить задачу объединения. "Объединившись, мы будем объединимы" - таков лозунг сегодняшнего дня.
Можно сказать, что великая победа 1945 года - это единственная оставшаяся в стране опора, которая сегодня достойна того, чтобы восприниматься как существенная. Между тем, нагрузка на неё не снижается, а возрастает. Вспомните сопромат, векторы нагрузок, эпюры сил… Лично я вряд ли что-то из него вспомню, но имею право погордиться тем, что, сдав его, всё-таки избежал неминуемой немедленной женитьбы. При этом даже мне, минимально одаренному нейронами инженерного сознания, понятно, к чему приводит несоразмерная концентрированная нагрузка.
Долгое время не меньшей, а то и большей глыбой в нашей истории признавалась Октябрьская революция. Как-то раз подкрался к ней один интересный момент, и она, послушная предъявленному предписанию, без пыли и шума удалилась из сознания народа, покорно и дисциплинированно скукожилась, ушла на дальнюю заимку, живет там брошенкой, ест кислые щи и ведет себя тихо, не голося и не стеная.
Вот они – судьбы глыб, планиды опор. Объективно говоря, Октябрьской революции, при всем её умении приосаниться, сопутствовал от рождения один серьезный дефект. Она живой пример того, как одно и то же событие кем-то боготворимо, а кем-то ненавидимо. Что касается победы народа в Великой Отечественной войне, здесь налицо полный общественный консенсус – что на личном, что на государственном, что на каком угодно уровне.
И вот приближается ко мне, к тебе, к нам очередной великий праздник, а народу как назло не совсем до него: борется он с новой гидрой. Про гидру украинского нацизма здесь всем прекрасно известно – настолько она повсюду расписана, раскрашена и анатомирована.
А я вот что подумал. Был в истории такой народ – советский. Выпала ему судьба схлестнуться с напавшей на него гитлеровской Германией. Советский народ победил. Спустя несколько десятилетий он вдруг взял и в некоторой степени распался. Рассоединился по границам бывших союзных республик. Однако сам факт участия в той войне продолжил жить в истории каждой из них. Это естественно: на войну люди призывались отовсюду как граждане единой общности – советского народа. Вместе сражались, вместе погибали. Правда, справедливость требует оговориться: то, что на фронте оказывались люди из самых разных мест, - это так, но её убийственный для гражданского населения каток не забрался дальше линии между Москвой, Волгой и Кавказом.
Пусть в азиатских республиках население не пострадало настолько, как в европейской части, но всё равно в потомках бойцов из тех мест должна храниться какая-то историческая память о войне, должно существовать неприятие фашизма. Тем более, что от него в цвете лет погибло столько их соотечественников.
У меня, кроме России, родственников нигде нет. А пригодились бы, чтобы узнать из первых уст, что в тех краях думают о раздуваемом у нас жупеле украинского государственного нацизма. Узнать, перенято ли тамошним народом бытующее здесь верование.
Но на нет и суда нет, и я беру за жабры товарища Яндекса и начинаю листать страницу за страницей по поисковому запросу «публикации в государствах СНГ об украинском нацизме».
Можете попробовать сами. Пятнадцать перелистнутых страниц – и ничего кроме сплошного нагромождения творчества исключительно отечественных авторов. А они тут блистают на разный манер, колер и выпляс, подают себя под разным соусом и виртуозно шпарят на разных гармонях. Убедили меня в одном: украинские нацисты и милитаристы надежно убиты ими в глазах любого читающего, а значит, тем самым утверждены прогресс и вечный мир. Правда, за упоминание последнего у нас нещадно бьют. Но в России всегда всё наособицу: бьют до смертного боя то, что ценят, что любят, «чем гордится коллектив».
Конечно, я понимаю, что искомое находилось на 16-й странице, до которой я не добрался. А по-иному и не бывает. Хотя бывает. Думаю, что на мой поиск могла отозваться, например, заветная страница 98.
Как всегда, мне приходится больше надеяться на вас, чем на себя. Хотелось бы почерпнуть от вас что-то из того, что вы знаете не по наслышке о мнениях, господствующих в экс-республиках в отношении ситуации на Украине, и о том, как они соотносятся со здешними установками на нацистскую природу украинского государства.
К выкрику «Эврика!» в своем поиске я был готов всего один раз. На какой-то странице из просмотренных мне попалось сообщение о II Санкт-Петербургском Международном историческом форуме "Битва за Ленинград – всенародная победа", который прошел в сентябре прошлого года в нашем Таврическом дворце.
Как это относится к цели моего поиска? Вот и я вначале так же подумал, что никак. Но оказалось, что относится. Хотя и косвенно. Находкой запахло в словах генерального секретаря СНГ Сергея Лебедева.
«Странам Содружества как никогда важно сосредоточить совместные усилия на противодействии попыткам переписывания истории и оправдания преступлений нацизма», - заявил он в своем приветствии участникам и гостям. Цитату опубликовало белорусское агентство БЕЛТА.
Вы сами видите: сказано обтекаемо и не конкретно. Где тут Украина? Получается, не решился Лебедев чохом за всех эсенгешников рубануть по-нашему, по-русски, не выхаркнул прямое обвинительное слово в лицо нацистскому государству, не показал ему маму антихохляцкого Кузьки, вяжущую под русской лучиной сеть нашей победы. Так стойте же, друзья, охолоните: человек следует политесу, он опытный дипломат и нынешний пост занимает аж с 2007 года. К тому же он российский разведчик, генерал армии, и до нынешней должности в течение семи лет был директором Службы внешней разведки России. Да и, согласитесь, каким-то краем, полунамеком он Украину задел. И задел, получается, не от себя лично, не от России, а ото всего СНГ. Которого он генеральный секретарь.
Между тем, в неспокойной обстановке эсенгеншины нашим дипломатам ох как приходится лавировать, лавировать, чтобы вылавировать. И частным случаем этого лавирования является отношение наших друзей-союзников к упомянутой выше Великой Отечественной войне.
Ладно, Молдавия – ту отнести к друзьям уже становится трудновато. И в тамошних СМИ вовсю распространяется мнение, что наша Отечественная была совсем не их войной, что молдаване в неё были насильно втянуты коммунистическим руководством СССР.
Однако в интернете есть публикации, в которых цитируются прямые высказывания некоторых жителей стран, считающихся у нас дружественными. Например, на портале Аbai.kz приводится высказывание некоего гражданина, мнение которого вызвало широкое обсуждение:
«Поначалу под влиянием советской, а затем российской пропаганды мы называли немецко-советскую войну Великой Отечественной войной. Сейчас мы независимая страна. Казахстан не должен идти на поводу российской идеологии и тоже должен переименовать название на "советско-немецкую», ― пишет автор публикации.
Или взять происходящее в Узбекистане. Об этом рассказали Б.В. Ионов и Н.И. Харитонова в публикации "Проблема фальсификации истории на постсоветском пространстве",
Они указывают на то, что еще в начале 1990-х гг. День Победы был переименован узбекскими властями в День памяти и почестей. В учебниках истории отмечается, что Узбекистан был «вовлечен» в войну или же участвовал в ней «на стороне СССР».
В 1995 году, согласно закону «О государственных наградах», пятиконечная звезда повсеместно заменилась восьмиконечной: восьмиконечная звезда стала базовым элементом большинства государственных наград, на погонах офицеров стали красоваться восьмиконечные звезды, Вечный огонь на главной площади Ташкента взвивается из восьмиконечной звезды, на монументе солдатам Великой Отечественной войны в городе Навои теперь вместо пятиконечных звезд - восьмиконечные. Кроме этого, авторы приводят многочисленные примеры войны с памятниками, посвященными Великой Отечественной.
Грустно это, господа. И мне кажется, что данным негативным процессам гораздо меньше способствует политика украинского руководства, чем действия наших отечественных правителей, а больше всего – российская войсковая операция на Украине.
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2093 ДНЯ. ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА"