Есть надежда, что виноградники Ай-Даниля вновь будут радовать богатым урожаем. А знаменитое "'Пино-гри Ай-Даниль" продолжит свою вековую историю. По крайней мере, предпосылки к этому очевидны, виноградники перестали иметь заброшенный вид, видны результаты весенних работ.
А пока прогуляемся по старой дороге, ведущей от заповедника "Мыс Мартьян" к самым виноградным местам южного берега Крыма, где каждый камень, которым выложены подпорные стены (заметьте, без единой капли цемента, но простоявшие века) наверное, видел не одного выдающегося деятеля ушедших эпох.
Немного истории.
Становлению виноградарства и виноделия во вновь приобретенных краях серьезное внимание начал уделять еще князь Г.А. Потемкин. По его прямому указанию производились первые посадки выписанной из-за границы токайской лозы вблизи Старого Крыма, в Каче и Судаке. А уже в 1804 году по повелению Александра I в урочище Ачиклар в Судакской долине было открыто первое в стране училище виноделия, которое впоследствии перевели в местечко Магарач недалеко от Ялты под опеку Никитского ботанического сада. С этого момента начался быстрый расцвет новой для России отрасли сельского хозяйства.
Огромную роль в этом сыграл наместник Новороссии М.С. Воронцов. После того, как Алупка, Гурзуф, Массандра и Ай-Даниль стали его собственностью, граф энергично взялся за поощрение местного виноградарства и виноделия. «Как частный человек, — писал он, — по долгу и по вкусу старался я помогать и давать пример по части виноделия. Из здешних краев вся Бессарабия, Забугская область Херсонской губернии и весь Крым природою подготовлены для больших успехов по сей статье сельского хозяйства. С 1823 года примерами, одобрением и доставкою хороших лоз, при постоянной милости Монарха посажено на Южном берегу более четырех миллионов самых лучших французских, рейнских, испанских и греческих виноградных лоз. В рассадниках Никитского сада находится как для пользы, так и для любопытства собрание более 600 сортов разного винограда».
Из всех южнобережных имений М.С. Воронцова Ай-Даниль занимал первенствующее положение как по площади виноградников, так и по количеству сортов лучших лоз. Именно там и был построен по указанию графа первый винный погреб. На сельскохозяйственной выставке 1846 года в Симферополе лучшими были признаны вина из Алупкинской, Массандровской и Ай-Данильской экономий Воронцова, за ними шли вина из Мухалатки генерала Шатилова и третьими — магарачские.
Успехи крымского виноделия за 20 лет систематического развития убедительно показывают такие цифры: в 1848 году под виноградниками было занято свыше 5173 десятин земли, на которых высажено 35 млн. кустов лоз, причем переработка технических сортов обеспечила получение 822 300 ведер вина. В Ялтинском уезде в то время насчитывалось 350 виноградников из 2800 в Крыму.
Последовавший затем некоторый спад виноделия был связан с появлением болезней виноградной лозы, часто сводившими на нет все усилия хозяев плантаций, с трудностями сбыта вина из-за возрастающей конкуренции, с развернувшимися в Крымскую кампанию 1854—56 гг. военными действиями в районах, близких к винодельческим центрам.
С кончиной кн. М.С. Воронцова имения Массандра и Ай-Даниль полностью перешли во владение его детей — сына С.М. Воронцова (1823—1882) и дочери С.М. Шуваловой.
В 60-х годах XIX века начался новый подъем крымского виноделия, с которым связаны имена крупнейших владельцев виноградных плантаций и прежде всего кн. С.М. Воронцова и камергера А.Д. Княжевича. Последний открыл собственное большое виноторговое дело в Петербурге, Саратове и Нижнем Новгороде. А вскоре его примеру последовал и Воронцов, основав фирму «Его Светлости князя С.М. Воронцова торговля крымскими винами», имевшую свои отделения в Одессе, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Ялте.
Князь поддерживал и развивал дело, так успешно начатое в южнобережных имениях его знаменитым отцом. При нем в Массандре и Ай-Даниле закладывались новые виноградники, в конце 70-х годов построен еще один винподвал в Массандре. В погребах имений выдерживались вина не только собственные, но и приобретенные в соседних имениях. Например, уже в 1867 году в них хранилось свыше 180 тыс. ведер вина. Увеличение стоимости его с 40—50 копеек до 1.20—1.60 рубля за ведро подталкивало к изготовлению виноматериалов даже местных татар, которые раньше этим не занимались.
На Венской всемирной выставке 1873 года многие вина Массандры и Ай-Даниля были удостоены высоких наград, уступая по качеству только магарачским.
На Южном берегу виноторговля кн. С.М. Воронцова в 1870—80-х годах считалась самой крупной и отличалась богатством выбора: красные — Бордо, Алеатико и Лафит, белые — Рислинг, Сотерн, Токай, Мускат сухой и сладкий из Ай-Даниля, массандровские Мадера и Педро-Хименес (типа Малаги).
Среди многочисленных владений Воронцова Массандра и Ай-Даниль относились к родовым имениям, поэтому по духовному завещанию князя после его смерти они перешли в собственность ближайшим родственникам — супруге, кн. Марии Васильевне и племяннице, Е.А. Балашовой, урожденной Шуваловой.
Огромные богатства, полученные по наследству светлейшей княгиней Воронцовой не только в Крыму, но и в других губерниях России, обрели в ее лице довольно плохую хозяйку. С возмущением писала в 1888 году газета «Московские ведомости» о том, что княгиня, постоянно проживая за границей, не только не заботится о своих крымских имениях, в том числе и о жемчужинах Южнобережья — дворце и парке в Алупке, но даже продает по частям земли, прилегающие к «высокохудожественному памятнику покойного князя М.С. Воронцова».
Постепенно приходило в упадок и винодельческое хозяйство в Массандре и Ай-Даниле: судьба этих двух имений совершенно не интересовала наследниц С.М. Воронцова. Поэтому, когда в 1888 году Удельное ведомство предложило продать их, купчая была совершена довольно быстро и с обоюдной выгодой в марте следующего года.
Покупке предшествовало знаменательное событие. В сентябре 1888 года император Александр III предпринял двухнедельную инспекционную поездку на Северный Кавказ и Закавказье. По пути в Баку он осмотрел удельные имения «Абрау-Дюрсо», «Напареули», «Цинандали» с хорошо поставленным виноградарством и винодельческим хозяйством, а также встретился и имел беседу с князем Л.С. Голицыным, о чем сделал краткую запись в своем дневнике — «Памятной книжке».
Встретились единомышленники: знаменитый уже к тому времени винодел, доказывавший, что «русское виноделие — это будущее богатство России», и самодержец, поставивший целью своего правления укрепление экономической мощи страны. Оба с тревогой отмечали пагубность распространения пьянства в народе и справедливо считали, что лучший способ борьбы с ним — популяризировать и сделать доступными для простого человека высококачественные натуральные вина, потребление которых в умеренных дозах испокон веков ценилось как с эстетической, так и с лечебной точек зрения.
О содержании их разговора можно судить по предпринятым вскоре по прямому указанию Александра III действиям Удельного ведомства — покупке торговой фирмы кн. С.М. Воронцова в Одессе, двух крупнейших имений в Крыму — Массандры и Ай-Даниля и нескольких в Закавказье, в которых сразу же началась закладка плантаций перспективных сортов винограда, ремонт старых и строительство новых виноделен. К 1891 году площадь виноградников в удельных имениях Крыма и Кавказа достигла 600 десятин, а общий выпуск вина в них превысил 100 000 ведер в год.
Заведовать всем удельным виноградарством и виноделием согласно пожеланию императора был приглашен весной 1891 года князь Л.С. Голицын.
К этому времени Ай-Данильский винподвал, построенный в 1835 году, вследствие оползней пришел в негодность. В 1912 году построили новый винный подвал для первичной переработки и хранения вина. В годы Великой Отечественной войны и последующего промышленного возрождения РСФСР и страны в целом хозяйство перестало иметь свое прежнее значение. Подвал стал разрушаться и был выведен из эксплуатации в 1954 году.
Затем через десятилетия последовала борьба за трезвость с вырубкой виноградников.
И лишь в начале 2000-х былая слава Ай-Даниля стала возрождаться. Построены новые здания с
сохранением архитектурного стиля царского винного подвала, укомплектованные современным оборудованием для переработки винограда.
Но это уже другая история и повод для другой прогулки.