Найти тему

За что учителям бывает стыдно

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

В предыдущей статье я рассказала, как мы с сообществом осознанных учителей и родителей провели Ярмарку ошибок и небелых «польт» на моём ТГ-канале «Учимся учить иначе». И там были некоторые примеры родительских ошибок. А сегодня представляю вам святая святых – признания учителей в их ошибках.

Я уверена, что детей можно доверить только тем взрослым в школе, которые умеют признать ошибку, сказать, что мы не всегда всё знаем и не всегда правы во всём, умеют рефлексировать. Только тот учитель сможет научить моего ребёнка анализировать ошибки и забирать в жизнь полученный опыт, который сам это умеет делать и моделирует такое поведение. А педагогика – штука такая, что там нет дважды два и чётких законов, по которым живёт ребёнок и его процесс познания, тоже нет. Единственный способ учителю становиться мастером – это пробовать, ошибаться, пробовать снова.

Мои наблюдения по всем историям Ярмарки (а это гораздо больше, чем те, что я тут привела):

  1. В некоторых историях нет как таковой ошибки, потому что никакого чёткого наблюдаемого негативного воздействия событие не вызвало. Порой даже наоборот. Учитель наорал, дети пришли в чувство. Но я увидела, что людям порой хотелось делиться не столько чёткими ошибками, сколько просто тем, за что им стыдно, хотя, возможно, это никак плохо и не повлияло. А может быть, люди писали чаще о таком, потому что о реальных ошибках рассказывать совсем страшно.
  2. В педагогике, как и в родительстве, по некоторым нашим воздействиям сложно сразу увидеть эффект. Порой хорошего приходится ждать очень долго. Порой то, что нам кажется нашей ошибкой, детьми так не воспринимается. Порой то, чему мы не придали значения, наоборот, для ребёнка разворачивается в драму.
  3. Довольно частая история, о которой жалеют педагоги – неверие в ребёнка.
Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Мне всегда очень больно, когда я слышу от родительского сообщества эпитеты «училки» или «они все такие-то». Я выбрала некоторые истории, мне хочется ими показать, что это не так. Учителя – рефлексирующие люди, чуткие, сомневающиеся, ошибающиеся, живые.

Людмила:

Знаете, я поделюсь тёмными сторонами. Я наорала на детей. Мне до сих пор стыдно, но наорала и выгнала их из кабинета.
Это были мои дети, 6й класс, чаепитие. Я пыталась провести какие-то мероприятия, шутки-загадки - но всё разбилось об шум в классе, никому было неинтересно. Дети пили чай и ждали, когда взрослые подадут следующую порцию вкусняшек. Это на 146 процентов отличалось от их поведения на уроках, я была к такому не готова. И вот на каком-то моменте меня сорвало. Я наорала, сказала, что это худшее чаепитие в моей жизни, и велела им убираться. Сама выскочила в слезах, сказав, чтоб через 10 минут тут никого не было. И действительно, через 10 минут меня ждал чистый пустой класс. А на следующий день вместо урока мы разговаривали о том, что произошло, и просили друг у друга прощения. Слава Аллаху, родители в моём классе не раздули из моего фиаско истории, некоторые ещё своим и дома объяснили, в чём дети оказались неправы.
Потом я поняла и проработала все свои ошибки: и неумение выстроить процесс, и завышенные ожидания, и неумение сдержать бурные эмоции в моменте. Отношения с классом не пострадали: сейчас они в 10м, полёт нормальный. Для меня это всё было хорошим уроком, заодно прививка от гордыни "я суперучитель".

Елена:

У меня есть ученик, который присоединился к нам во 2 классе. Семья приезжая, из села.  У меня сложилось впечатление, что ребёнок не учился в 1 классе, т.к. не знал многих букв, не умел соединять буквы, горизонт общих знаний на уровне детей младшей группы. Очень трудно ему было учиться. Как мы все не старались, к концу года были двойки. Я много разговаривала с мамой, объясняла ей, что на пользу пойдёт повторное обучение, что у ребёнка крылья вырастут, когда у него будет получаться. А сейчас сплошная гонка: пытаемся проработать то, что не знал ранее, не усваивается новое. Но мама упёрлась и не дала добро на повторное обучение. Я подготовила рекомендации на лето без всякой надежды, что они будут выполнены. Я не верила в силы ребёнка. Мне казалось, что этот клубок нет возможности распутать. Наступил 3 класс. Я была очень удивлена, что семья всё выполнила, Никита с огромным желанием занимался всё лето и, конечно, прогресс был гигантский. Да, Никите и в 3 классе было сложно, и сейчас сложно учиться. Но относительно его старта есть движение вверх, и оно мощное! И всё благодаря вере его мамы и совместным усилиям! Я в сентябре 4 класса пригласила маму и Никиту на трёхстороннюю встречу. Мы говорили только о достижениях, я выразила восхищение верой мамы, стараниями и трудоспособностью Никиты! Призналась, что сама не верила до конца и попросила прощения у этой семьи.
Мораль: только с верой можно подходить к ребёнку, и эта вера может творить чудеса!
Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Наталья:

Педагогические ошибки... Завышенные требования к ученикам. Говоришь с ними с того уровня, до которого они ещё недоросли. Отсюда свобода, которую они не в силах понести. Им нужны были чёткие границы и дисциплина, а не моя демократия и свобода.

Aнна:

Свежее, прямо сейчас на уроке: дети решали самостоятельно примеры и уравнения, сдали работу. У одной непростой девочки нашла на перемене линейку с калькулятором на столе. Стала думать, как поступить, стыдно, подумала, что она на нём считала. Но, проверив, поняла, что ошибок много, вряд ли использовала. Урок: не думай плохо, оговаривай условия работы в начале урока.

Зоя:

Эхх, я так много косячу, что перечислять все пятна на небелом «пальте» много времени уйдёт. Поэтому и за ошибки школьников не ругаю.

Екатерина:

У меня всего 5 лет педагогического стажа. Ошибок было много,  но всё, как мне кажется, не очень значительные. Только один случай моего недосмотра привёл к печальным последствиям. Был у меня в начальной школе ученик, который пришёл в середине года в 1 класс. Никак не мог влиться в коллектив, отвечал на всё драками, учился плохо, открыто говорил, что школу ненавидит. Каждый день с ним случались маленькие неприятности. Но я как-то думала, что всё само собой наладится. Знаний о травле не было совсем никаких. Сейчас понимаю, что нельзя было оставлять этого ученика как бы за бортом. Дети не хотели с ним вместе сидеть, не дружили, а мне казалось, что сам виноват. И вот во 2 или 3м классе этот ученик подрался в туалете с другими ребятами. Пришёл в слезах и сказал, что его ударили дверью туалета. Я его осмотрела, вроде ничего серьёзного, ран и синяков не было. В конце следующего урока он сказал, что его тошнит. В началке это частая история, я как-то не придала значения. Позвонила его маме, чтобы забрали пораньше.  А про случай в туалете не рассказала. Ведь каждый день что-то случается, вроде как не будешь каждый день родителям по каждой мелочи звонить. В итоге он сам рассказал маме о том случае только на 3й день, когда болела голова. Оказалось, что у него сотрясение мозга. До сих пор мне стыдно и больно за эту ситуацию. Корю себя, что не проявила больше внимания, довела ситуацию до драк. А потом не забила тревогу, не подумала о том, что дверью можно ударить и со всей силы, что обязательно надо вызывать школьную медсестру. И пусть бы один урок и пропал, но мы бы разобрали всю ситуацию. Теперь это на всю жизнь со мной. Этот мальчик в следующем классе перевёлся в другую школу. Вот такая печальная история. Признаю свою вину и не оправдываю себя, просто хочу, чтобы для кого-то другого эта ситуация послужила примером.

Наталия М:

У меня было два педагогических фиаско, которым я очень благодарна, не забываю и бережно храню в памяти)) Первое случилось лет 15 назад, стала я как-то чуть что хвататься за "валерьянку", директор узнала об этом решила поговорить с учениками, мол, как же вы себя ведёте, что учитель лекарства пьёт... И вот очередное эмоциональное подростковое несогласие и ученик тихо так, глядя в лицо, говорит мне: "Попьёшь ты у меня ещё валерьяночки", я ,всегда сдержанная на всё даже немного оценочные слова вдруг ответила: "Вот ты гадёныш".
Помню, понимала, что ситуация вышла далеко не педагогическая, позвонила маме этого ученика и сказала, что сегодня я звоню, чтобы извиниться, потому что поступила неправильно. На что мама мне говорит: "Наталья Валерьевна, я знаю эту ситуацию. Паша мне рассказал". И дальше мама ученика продолжает: "Я спросила, Паш, а ты как сам-то относишься к своим словам" И сын ответил: "Мам, ну, гадёныш, конечно". Вот такая неожиданная развязка была у этой истории. Мальчик вырос, стал врачом, я с тех пор не то что говорить, а даже думать в адрес учеников оценочными словами перестала.
И второе педагогическое фиаско случилось со мной пару лет назад. Зашла я в класс, повернулась к полке и вдруг вижу на стене что-то написано (у нас в школе не принято писать на стенах, учебной мебели, клеить жвачки и тд), но это был 10 класс, в который пришло 50% новых учеников и моя задача была выдать такую реакцию, которая бы показала, что поступать так совершенно неприемлемо. И я патетично поднимаю руки, пытаясь показать, что людям воспитанным, кои здесь находятся, просто невероятно диссонансно видеть стену с надписью на ней. Открываю рот и высоко-художественным голосом начинаю вещать: "Ребята, разве можно писать на стенах?... Нет, может где-то вы и встречали.. И ловлю себя на мысли, что не могу сказать в ДРУГИХ школах, это не этично, не уважительно и высокомерно по отношению к тем учебным заведениям, из которых они только что пришли, и на ходу уже выкручиваюсь... Где-то на улице, на заборе, может, вы и увидите фразу... И вспоминаю, как накануне шла с дочкой в худшколу утром и увидела на асфальте фразу: "Маша- с..... (девушка вольного поведения) " мелькнули мысли о подростках, а на обратном пути неприличное слово уже было замазано краской, хмыкнула я, что работа педагогическая родителями проведена, отлично. И вот я продолжаю: "Может, вы где-то и увидите фразу.... И в голове меняю вчерашнюю Машу с "асфальта" на...  имя, которого точно нет в классе, меняю Машу на Пашу, а слово "с..... "( девушку вольного поведения) думаю, на что бы поменять, чтобы остался налёт неприличности, но было бы допустимо произнести учителю... Решаю, что козёл вполне подойдёт.. И произношу нараспев:" Пааша-кааазел". И тут вижу, что всё, как один, полегли мои ученики на стол головами и хохочут. Я с воздетыми к небесам руками и глазами застываю, понимаю, что что-то произошло, но вот только что... И тут одинокий голос говорит: "Ну нормально, я ещё и козёл... " И тут я вспоминаю..., что новенького мальчика зовут Паша!!!!" Начинаю извиняться, объяснять всё, что мелькало в голове про вчерашнюю надпись, всё хохочут, мальчик говорит, да ладно, я продолжаю извиняться и говорю, что теперь, теперь я готова испечь "Наполеон" в виде извинения.. Мальчик вежливо и добродушно отказывается, но я твёрдо решила, что должна! Пеку полночи торт, со словами: "Не думаешь головой, теперь проживай весь процесс извинения с каждым новым тоненьким коржом на трудотерапии". На следующий день прихожу в класс, в воздухе висит некая авантюра, потому что большая часть населения класса восприняла мои слова просто образно, другая часть поверила… прячу торт и начинаю очередную речь: "Ребята, иногда случается, что мы поступаем неправильно, допускаем ошибки, хоть и не специально. В этом случае, мы извиняемся, если ошибка могла оскорбить или обидеть человека публично, то и извиниться стоит тоже публично. Сейчас я торжественно приношу извинения Паше, т. к. публичные извинения так же важны, как индивидуальные. И, конечно, этот торт прошу принять и простить мою неосторожно сказанную фразу. Если после первого педагогического фиаско я перестала использовать оценочные слова, то после второго ещё внимательнее прокручиваю в голове то, что будет сказано)))
Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Ольга:

Я работаю в садике, и самой маленькой моей воспитаннице скоро исполнится 3 года.
Она говорушка, но пока не всё понятно+ ещё учится словами объясняться, а не криком и действиями. Сейчас будет ряд специфических для работы с этим возрастом фишек. Надеюсь быть понятной.
Время перед тихим часом
По запаху понимаю, что нужно девочку помыть
У нас для режимных моментов и моментов заботы есть "протоколы": определённая последовательность действий, знакомая ребёнку.
И в итоге у нас в тот момент было два " протокола" рядом.
Первый - смена грязного подгузника: в туалете снять сандалии, колготки и подгузник, помыть попу, надеть новый подгузник и надеть колготки и сандалии, вымыть руки.
Второй - перед сном. Снять в спальне платье, колготки, пойти в туалет, снять подгузник, посидеть на горшке, надеть новый подгузник, вымыть руки и пойти в спальню.
Вроде ж, похоже, да? Вот и я так подумала.
И решила объединить. Прямо в туалете, проговаривая, как всегда, свои действия, стала помогать снимать платье и т.д. по первому протоколу.
А завершить решила вторым - сразу в спальню идти.
Но не тут-то было! Вижу, принцесса моя после смены подгузника натягивает платье и колготки. Как так? Мы ж спать. Давай снимай. И в итоге я, поправ свой титул Апостола Пиклеровского Подхода, начинаю запрещать ребёнку одеваться, списывая на возрастное упрямство, где мне нужно выстоять и удержать границы правила.
В итоге истерика продлилась минут 40 и, конечно, на всей группе это сказалось. Не только моё отвлечение от группы так надолго в важный режимный момент, но и моё состояние раздражения после этого эпизода. Ей ещё и заснуть было трудно в итоге после стольких слёз.
Хеппи энд.
Похожая ситуация повторилась через несколько дней. Я, помня наше сражение, решила теперь не сражаться, а понаблюдать. И что получилось: мы сперва выполнили протокол "смена грязного подгузника" от начала до конца. Потом пришли в спальню и начали второй "протокол". Подгузник второй раз тоже поменяли, всё по плану.
Для меня это про то, что нужно больше наблюдать и давать время ребёнку. Именно этой девочке в этом возрасте все эти последовательности оказались очень важны. Я ж сама их и создавала именно для предсказуемости ситуации. И если эти протоколы не ломать, всё проходит более-менее спокойно. Ну, а малышка позже дорастёт. И сможет понимать более сложные конструкции и объяснения, тогда уже....и попу мыть не придётся)

Наталья К:

Искала для сына образовательную методику и школу, и сама стала учителем и основателем семейной школы))
Как- то на уроке наблюдения над текстом, уже во 2 классе, проходили приставки, но по программе определение пока не даётся, а называются прибавки к корню. Один ученик заладил: «Это приставка, это приставка». Ну а я как-то грубо ему ответила, то ли «да подожди ты», то ли что-то ещё, уже не помню. Уже 4 года прошло, а меня до сих пор мучает совесть, что можно было по- другому: подмигнуть, или сделать заговорщицкое лицо и шепнуть, что молодец, что знаешь, скоро и другие узнают. В общем, он на след день в школу не пришёл, и больше не ходил.
Вывод: нужно учиться делегировать задачи, а не нести всё на себе. Учитель должен вовремя отдыхать и иметь ресурс, чтобы в сложных ситуациях сдержать эмоции и найти способ поддержать ученика.

Елена П:

Я думаю, что каждый учитель в своей работе допускал ошибки, иначе не было бы роста. Были такие fuck ups, которые помогли мне вырасти, как маме, в первую очередь, и как учителю. Я уже и не помню точно, но один такой не забуду никогда🤦‍♀️ Мне было 22 года, первый год работы в школе, классное руководство в 6 классе, от которого в 5 классе отказались два кл. руководителя. И администрация, спасибо ей большое за опыт, искреннее 🙏🏼, видимо решила, что класс уже дальше не испортить и лучше не сделать (а вот тут промах администрации), доверили этот класс мне - неопытному учителю. Но всё-таки дети стали очень даже 👍к 11 классу.
Ситуация такая: дети в очередной раз что-то натворили, я их стала ругать, читать нотации, расстроилась и ушла в подсобку. Они, видя моё состояние, стали доставать ещё больше: стучали в дверь, кричали, матерились, прыгали по столам и пр. На тот момент, а это был 2002 год, про эмоциональный интеллект мы и не слышали и нас никто не учил, как в такой ситуации нужно действовать, а самое главное, как не допустить. Всё, на что мне хватило сил - это выйти и закричать: «Идите вы всё на х…» 🤦‍♀️ Я сама не знаю, как у меня это выскочило, я не матерюсь, но ситуация была такая, что … 😳 И тут в классе повисла такая гробовая тишина … . Все убежали в раздевалку. Но вот с этой ситуации начались в классе какие-то изменения: на следующий день все извинились, мы долго разговаривали, каким-то внутренним чутьём я вывела разговор про эмоции, что чувствовали они, что я чувствовала. Конечно, впереди ещё был самый трудный возраст - 7-8 класс, но между нами как-будто какая-то ниточка появилась и вот эта ситуация как бы стала негласным сообщением мне и им, что мы можем измениться. Потом была колоссальная поддержка родителей — это и походы, и классные часы, и родительские собрания, за что им огромное спасибо. Если бы не они, то я бы ушла из школы. А так уже более 20 лет😊