Благовещение... Благая весть... О чём она? В чём её суть?
Об этом следующая статья...
Евангелист Лука, единственный из священнописателей Нового Завета, сообщает нам удивительну историю.
Вот она:
"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Евангелие от Луки 1:26-35).
Здесь мы не будем говорить о Марии, о её несравненном подвиге. Об этом можно прочесть здесь.
Мы же порассуждаем о Том, кому надлежало "... наречься Сыном Божиим... "
Церковь учит, что суть этой благой вести в том, что Бог становится человеком "... ради нас и нашего ради спасения... "(Никео-Константинопольский символ веры).
Григорий Богослов говорит об этом так:
«Сущий получает бытие, и Несозданный создается, и Невместимый вмещается через посредство умной души, посредничествуюшей между Божеством и грубостью плоти!.. Что за богатство благости? Что это за таинство по отношению ко мне? Я был причастен образу, но не сохранил его; Он причащается моей плоти, чтобы и образ спасти и плоть сделать бессмертной. Он вступает с нами во второе общение, которое гораздо необычайнее первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь принимает от нас худшее!»
Но конечно же, всегда найдутся критики и несогласные. Что же, имеют право...
Вот если бы в Священном Писании сказано было бы о воплощении Бога прямо, что тогда, разрешило бы это сомнения и разногласия?
Посмотрим и подумаем.
Вот есть такое место в Новом Завете:
"И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1 Послание Тимофею апостола Павла 3:16, Синодальный перевод).
Но, как обычно, не всё так просто.
Речь о том, что имеются здесь некоторые разночтения.
В древних рукописях 1-го Послания к Тимофею апостола Павла этот фрагмент читается по разному, что имеет отражение в некоторых переводах.
Например:
"И признано всеми: велика — тайна благочестия: Он, Кто явлен был во плоти, оправдан был в Духе, виден был ангелами, проповедан был в народах, принят был верою в мире, вознесён был во славе" (1-ое Тимофею 3:16, Новый Завет, перевод епископа Кассиана).
Как же в таком случае понимать этот фрагмент? Как разобраться с этим разночтением?
Попробуем...
Для наглядности нам необходимо привести этот текст на языке оригинала, на древнегреческом. Понятно, что не все читают на этом языке, но можно хотя бы визуально, с некоторым приближением, разобраться с этим вопросом, каждый мыслящий человек способен к тому.
Вот эти два варианта (только фраза "Бог (Он) явился во плоти"):
"...θεος (Бог) εφανερωθη εν σαρκι..."
"...ος (Он) εφανερωθη εν σαρκι..."
Как видим, разница только в одном слове.
Какой же текст вышел из-под пера апостола Павла?
К сожалению, мы не имеем оригинала этого послания, только переписанные копии.
Отметим, что чтение "ος" (Он) более раннее, хотя и не на много по историческим меркам, всего несколько десятилетий.
Так что же, это чтение и есть исходное?
Не всё так просто в текстологии и источниковедении, есть нюансы.
Дело в том, что слово "Бог", по-гречески "θεος", зачастую писали в сокращённой форме. Вот так - "θς", то есть только согласные, без гласных. В то время и в той культуре это было дело обычное.
А теперь визуально сравним эту сокращённую форму со словом "ος" (Он).
θς - ος
Очень похоже.
Могло быть так, что изначально написано было "θεος", далее переписчик этого послания использовал сокращение "θς", следующий переписчик мог плохо прописать черту в середине первой буквы, а далее и вовсе "θς" превратилось в "ος". Так и возникло чтение "ος" - "Он".
Но всё могло быть и в точности до наоборот. Наверняка мы этого не знаем. Хотя могут быть найдены и другие рукописи, которые помогут нам в этом деле. Поживём - увидим.
Но нам следует более полно взглянуть на фразу апостола.
"... Великая благочестия тайна... "
Если не Бог явился во плоти, то в чём величие тайны?
Да и как не вспомнить здесь Евангелие от Иоанна:
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоанна 1:1)
"И Слово стало плотию..." (Иоанна 1:14(а)).
Если Иисус Христос был простым человеком, то в чём величие, в чём тайна?
Даже если вообразить, что Он не просто человек, а некий небесный посланник (например ангел, хотя "...не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим" (Евр. 2:5)), то это также не похоже на великую тайну благочестия. Явлений небесных посланников предостаточно в Ветхом Завете.
Вот если речь идёт о том, что "Бог явился во плоти", "Слово (а Слово было Бог) стало плотью...", то это да, тайна великая.
"...тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его..." (Колоссянам 1:26).
Кстати, если всё же допустить, что изначально апостолом Павлом было написано "Он явился во плоти...", то это никак не может послужить доказательством отрицания Боговоплощения. Павел точно не писал "... не Бог явился во плоти...".
Но небезынтересно, как это понимали первые христиане.
Для примера возьмём Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, казнённого за исповедание Христа около 107-го года от Рождества Христова.
До нас дошло несколько посланий Игнатия. Вот что он писал в своём Послании к Ефесянам:
"Бегите от еретиков. Един есть врач Иисус Христос — Богочеловек".
"Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божьему, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого".
"С этого времени стала падать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведения проходить, и древнее царство распадаться: так как Бог явился по–человечески для обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено у Бога".
Так понимали великую тайну благочестия христиане первого послеапостольского поколения. Причём это далеко не все из подобных высказываний Игнатия Богоносца.
Отметим и тот факт, что ничего не известно о том, чтобы кто-либо возражал Игнатию на такое понимание Христа Спасителя.
Такова была и есть вера Церкви.
Но зачем же Бог явился во плоти?
Для чего Слово стало плотью?
Сам Бог сошёл с небес в этот мир, чтобы принять на Себя последствия нашего грехопадения. Сын Божий стал плотью, человеком, чтобы разделить с нами наше страдание, нашу боль. Он воспринял на Себя наше несовершенство, нашу падшесть, нашу тленность, смертность, наш грех. Дабы...
"...избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству" (Евр. 2:15).
Чтобы...
"...тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15:53).
Тем самым Бог и "...оправдал Себя в Духе...".
Наш Бог не подобен языческим псевдобогам, которые стоят в стороне от бед людских.
Наш Бог, сотворивший всех и всё, вызвавший к бытию свободных существ, знавший в Своём всеведении о том, что творение Его употребит свободу свою во зло, ответственность за всё принял на Себя, соединившись со Своим творением, став плотью, человеком.
Он есть любовь истинная, такому Богу мы поклоняемся, Его исповедуем нашим Спасителем. Ему да будет слава во веки веков.
Аминь.
Читайте также:
Цикл статей о Божественности Христа здесь.
О Его воскресении из мёртвых тут.