Найти тему

И все же, чем занимается скрипт-доктор?

  • Что конкретно делает скрипт-доктор?

Основная задача скрипт-доктора – помочь автору спрогнозировать, проверить, как сценарий может быть воспринят со стороны, работниками индустрии, а также зрители. Скрипт-доктор помогает улучшить сценарий на любом этапе, оценивает потенциал истории, сюжет, устойчивость структуры, ансамбль персонажей, качество диалогов, наличие сюжетных тропов, художественных образов, метафор.

Если конкретней: анализирует историю в целом, сюжет, структуру, ансамбль персонажей, насыщенность конфликтами, наличие интриги, сюжетных перевертышей, развитие характера героя, диалоги, перспективность и потенциал истории, дает рекомендации по улучшению, предлагает свои варианты. При необходимости и при условии предварительной договоренности корректирует сценарий в выбранном совместно с автором направлении.

  • Как проходит лечение сценария?

Вы присылаете мне материалы на предварительную оценку. Если это – сценарный драфт, то я прошу первоначально прислать мне 10 страниц из начала сценария, 10 – из середины и 10 последних страниц. Этого мне достаточно для того, чтобы оценить объем необходимой работы. После этого мы обсуждаем сроки и стоимость работ, заключаем контракт, при необходимости подписываем nda, производится предоплата.

Для анализа мне необходимо прочитать материал несколько раз: первый раз я оцениваю историю в первую очередь эмоционально и с позиции легкости восприятия сюжета, то есть – с позиции зрительского восприятия, а затем уже разбираю сценарий «изнутри», с позиции индустрии.

После написания письменной рецензии я отправляю ее автору, и затем, по договоренности, я провожу консультацию, на которой обсуждаем комментарии и предложения по улучшению сценария. Далее автор решает, хочет ли он самостоятельно дорабатывать сценарий или это делаю я.

Если автор пишет следующий драфт самостоятельно, а затем присылает мне на оценку, то оплата производится только за потраченное на прочтение драфта время, по результатам мы проводим еще одну консультацию и я отправляю автору тезисы по дальнейшим правкам.

-2
  • А что в рецензии?

1. Общая оценка истории/цельность восприятия.

2. Соответствие конвенции жанров (форматов - для сериала).

3. ЦА и потенциальная эмоциональная вовлеченность в историю

4. Ясность темы, глубина ее раскрытия, лейтмотивность ключевого конфликта, философии истории

5. Перспективность сеттинга и истории (с позиции маркетинговой индустриальной перспективности)

6. Структура. Анализ истории, развитие истории, интрига (сценарные крючки, твисты, согласно структуре сюжета и жанру)

7. Проработанность Характера героя (героев) – глубина, психологизм, трансформационная арка.

8. Ансамбль персонажей, второстепенные линии

9. Диалоги

10. Эмоции и эмоциональная вовлеченность

11. Соответствие индустриальному формату записи

12. Резюме (выводы и рекомендации)

13. Выводы и Рекомендации

  • А переписать, исправить орфографические ошибки, исправить форматирование?

При необходимости – да, но это – дополнительная услуга.

  • Из чего формируется стоимость работ?

Стоимость услуг скрипт-доктора обсуждается индивидуально. Она зависит от качества материала, который я получаю: согласитесь, первый драфт всегда разительно отличается от второго, и тем более – пятого, от того, написан текст новичком или профессионалом.

-3
  • А сроки какие?

Зависит от объемности материала, срочности и наличия у меня на текущий момент других проектов. В среднем, на докторинг полного метра или сценария пилота я беру 10-12 дней, в зависимости от текущей загруженности другими проектами. В случае необходимости срочного скрипт-докторинга, сроки уменьшаются, но стоимость услуг пропорционально увеличивается. А почему у кого-то дешевле?

Существует услуга массовая и так называемый «штучный товар»: для меня первостепенно, чтобы в результате моей работы сценарист был доволен своим произведением и мог успешно презентовать и продавать его. Да, скрипт-доктор не может дать гарантии, что сценарий будет стопроцентно куплен – это все-таки зависит от целого комплекса обстоятельств. Скрипт-докторинг – сложный многоуровневый процесс, на анализ сценарных материалов тратится много времени. У каждого есть выбор, к кому и куда обратиться за помощью. Те, кто обращаются ко мне, готовы доверить мне свое «детище», и могут быть уверенны, что я отнесусь к нему с безусловным уважением и трепетом.

  • А переписать, дописать за меня сценарий?

Да, возможно, не всегда берусь, но обсуждаемо.

  • А только редактуру можно?

Да, но это обсуждается до начала работы.

  • Сохраняет ли скрипт-доктор авторский стиль и авторский замысел?

Да, авторский посыл, авторский концепт для меня в приоритете. Однако надо учитывать, что оценка и рекомендации могут привести к объемным правкам исходного материала.

  • А если сценария еще нет, есть идея, концепт, синопсис, тритмент?

Да, конечно. Ко мне часто обращаются на начальной стадии разработки истории и просят, чтобы я помогла с креативом в придумывании сюжетных событий, поворотов, в разработке характеров и арок персонажей, в нахождении визуальных метафор и художественных образов.

  • А если я только начинаю свой сценарный путь, вы беретесь помочь в написании сценария?

У начинающих авторов скрипт-докторинг и сценарные консультации – самая востребованная услуга. Но нужно понимать, что в первую очередь вам необходимо получить базовые ремесленные знания и навыки. Поэтому, помимо лечения сценария и помощи в написании, я параллельно даю новичку в индустрии базовые необходимые знания.

  • Что самое сложное в трудовых буднях скрипт-доктора?

Самое сложное для меня номер 1 - это читать сценарии, в которых невозможно уловить сюжетную линию, в которых очень много «букв» диалогов и минимум событий, в которых невозможно понять мотивацию и простроить причинно-следственную связь. Такие сценарии невозможно прочитать в один присест. У меня бывали случаи, когда мне приходилось прекращать чтение несколько раз, так как распухала голова от невозможности переварить написанное.

- Самое сложное 2: Найти в сценарии, который на первый взгляд кажется безнадежным, перспективную ниточку, раскрутив которую у сценария появится шанс стать успешным.

- Самое сложное 3: зачастую бывает непросто увидеть индустриальный потенциал. В этом случае всегда непросто объяснить сценаристу, что сценарий нуждается в качественной переработке или в «откате» к препродакшну сценарному. И здесь очень важно не убить у автора желание продолжать работать над сценарием, а вдохновить на дальнейшую работу. Насколько я знаю по отзывам, мне это чаще всего отлично удается.

  • А почему скрипт-докторов не встретишь в титрах?

В ответе на этот вопрос скрывается этический момент: авторы обычно не хотят, чтобы кто-то знал, что его драфты корректировал или помогал улучшать кто-то другой. Именно поэтому чаще всего подписывается NDA, а скрипт-доктора работу свою над конкретными проектами не афишируют. Скрипт- доктор – он как серый кардинал сценарного цеха. Обращайтесь!). Подробней об услугах скрипт-докторинга - https://kseniagamaleya.ru/skriptdoktoring

-4