Найти в Дзене
Московский Компас

ВЕЛИКИЙ ПОХОД. ПЕШАЯ ПРОГУЛКА ПО БУЛЬВАРНОМУ КОЛЬЦУ МОСКВЫ. ЧАСТЬ 1

Принято считать, что моя первая московская кругосветка состоялась в 2009 году, когда мы с Серёгой Чинаковым проехали ПОЛНЫЙ КРУГ МКАД, но это, мягко говоря, немного не так. Это была первая транс-фанатская автобусная покатушка, а первая пешая кругосветка по Москве произошла гораздо раньше, и вот о ней сейчас и пойдёт речь.

Всё начиналось весьма безобидно весной 1996 года у меня дома в Строгино...

Тогда уже загнулся мой первый музыкальный коллектив НЗ, где я был автором песен и вокалистом...

...и я переключился на карьеру соло-гитариста. Но для того, чтобы соло-гитарИть, нужен человек, который будет петь и, желательно, свой собственный материал. И такой человек нашёлся.

Это был Кош, знакомый мне ещё с 1994 года по лицею 1182, где я имел счастье учиться несколько месяцев. Я тогда числился в 10"А", а он в 10"Б", пару раз пересекались на различных мероприятиях, но до 1995 года я не знал, что он тоже пишет. И вот как-то мы где-то столкнулись у общих друзей, люто забухали, и он мне спел несколько своих песен, после чего я понял, что человек - гений. И мы замутили проект СТОП-КАДР. Сначала вдвоём, а потом к лету 1996 года собрали полноценный состав...

-2

Назвались то ли от инициалов Коша, то ли от его и моего имени, но оттолкнувшись от СК я нарисовал нам лого со своей фирменной авторской буквой А, запихнув ещё и в букву О часы на без пяти двенадцать, что тоже было взято не с потолка. Дело в том, что на репетиции, начинающиеся в 12, Кош всегда приезжал за пять минут до и... меня будил.

Но пока речь вообще не об этом. К весне 1996 года меня уже выкинули из первого института, ВОТ ТУТ я даже рассказывал, как и почему это было, и поэтому болтаясь без определёнки, я устраивал у себя дома ежедневные посиделки друзей. Мало кому в те года середины 90-х в 17 лет доводилось иметь собственную комнату с балконом, где можно всё. Да, выпивали, курили, пели, слушали музыку, играли в преферанс. И, кстати, недавно мною рассказанная тут история ПРО ПРЕОБРАЖЕНИЕ произошла в те же времена.

Кош, Сысойка и я. Февраль 1996 года.
Кош, Сысойка и я. Февраль 1996 года.

На постоянке было четверо. Я, Кош, мой сосед Марков и моя подруженция ещё с 69 школы в Строгино Сысойка. И мы тогда сильно подсели на шоу "Квачи Прилетели", что выходило на радио "Серебряный Дождь" в исполнении участников Ансамбля Мотологической Музыки ТАЙМ-АУТ, которые именовали себя Торвлобнор Петрович Пуздой и Акакий Назарыч Зирнбирнштейн, а в миру музыканты этой группы Павел Молчанов и Александр Минаев. Мы записывали прямой эфир на кассеты, переслушивая потом по сто раз их пьяные перлы, угорая до колик, растаскивали на бессмертные цитаты...

Однажды в прямом эфире они выдали стих:

О, сколько нам паршивок блудных
Готовит жареный петух,
И Зопух, сын кукушек блудных,
И Якорь, Тимофеев друх.

Все эти непонятные слова являлись персонажами из их вселенной квачей, а мы с Марковым, попутно вспоминая старую поговорку про "ручной тормоз на тридцать три щелчка и якорь за все углы цепляется", тут же прилепили Кошу погоняло Якорь Тимофеев, потому что он безнадёжно влюбился в Сысойку и таскался за ней с утра до ночи, будучи абсолютно игнорируем, даже ночевал у неё под окнами в телефонной будке возле булочной на Исаковского, 6.

Мы с Марковым однажды даже не поленились, раздобыли рулон обоев, красную и белую краски, и нарисовали издевательский плакат в советском стиле "КАЖДОМУ ЯКОРЮ - ПО БУЛОЧНОЙ!", посвящённый Кошу, который повесили у меня в комнате.

Есть даже фотки этого шедевра. Первая часть.

-4

И вторая.

-5

Как вам, кстати, моя комната?

-6

Всё завешано, расписано, разрисовано прям по обоям, картины, разные карты, была даже карта штата Коннектикут, которую мне Сысойка припёрла из Америцы, буква "В" с незабываемой круглосуточной разливной пивной палатки "Бля буду" на Крылатских Холмах, мой УДИВИТЕЛЬНЫЙ РУССТОН и ещё куча всякой дребедени, включая ЛЕГЕНДАРНУЮ ТУМБОЧКУ.

Кстати, если возник вопрос, что это за девушка на фотографиях, то с превеликим удовольствием представляю вам любовь всей моей жизни - Иришку Скоробейникову Солдатову...

И вот тогда, весной 1996 года Кош как-то припёр с собой небольшое эссе собственного сочинения в стиле фэнтэзи, называлось оно "Хаким и Якорь" и повествовало о двух друзьях-чепарчуках, которые работали на тракоманках (это что-то типа хлебоуборочных комбайнов в нашем понимании) на полях по добыче чепарачи...

Анализировать течение мыслей в голове у Коша - бессмысленно, но пару терминов прояснить просто необходимо. Откуда взялись понятия Хаким и чепарача? С Якорем понятно, я выше уже подробно объяснил, что это сам Кош, а вот Хаким... Так меня называла мама Коша, поскольку не могла запомнить, что я Касым, я для неё всегда был Хаким. Бывало позвонишь, а она кричит через всю квартиру "давай быстрее, опять твой Хаким звонит". А появление слова "чепарача" вообще комично, потому что в песне "Оранжевое настроение" группы ЧАЙФ есть строчка "а батон я доем чуть пораньше", а Кошу всегда казалось, что там поётся "а потом я доем чепарачу", и он всегда недоумевал, что это такое.

И в какой-то момент эта вселенная начала разрастаться: Кош приступил к написанию огромного фэнтэзи-романа под названием "ВЕЛИКИЙ ПОХОД". Сюжет вкратце: два товарища-чепарчука Хаким и Якорь, прозванный так за надёжность, а не за то, что он тормоз, начинают спиваться от безработицы, поскольку учёные вывели способ добычи искусственной чепарачи в промышленных масштабах, и чепарчуки стали не нужны. Чтоб понять степень отчаяния, во второй главе был очень яркий момент, когда пьяного бывшего чепарчука выносили под руки из бара, а он кричал "кто я теперь?! дворник!!! ну-ка, где моя метла?!" Пронзительно до слёз, особенно в свете экономической ситуации в стране в середине 90-х годов...

И вот однажды Якорь где-то вычитал, что очень далеко есть плантации волшебного и безумно дорогого пень-беня. Они с Хакимом собираются в путь, в романе даже была чудесная фраза "на два месяца они закрылись в гаражах, переделывая свои тракоманки, и среди чепарчуков даже пополз слух, что Хаким сошёл с ума и переводит его на опилки". И в какой-то момент первыми в мире они отправляются в опасную экспедицию за чудодейственным растением. Кош написал только шесть глав, я их читал - это было самое гениальное и смешное, что я в принципе прочитал в своей жизни, Кош даже рассказывал весь замысел до конца, где Якорь должен был погибнуть в смертельной схватке с лопожоидами, а Хаким вернуться обратно живым с новым знанием, привезти ценнейший пень-бень и научить всех чепарчуков, как безопасно его добывать, тем самым спася их от нищеты и дав новую работу...

И вот на этой волне я предложил Кошу наш собственный, невыдуманный прототип этого Великого Похода, раз мы сами стали прототипами главных героев. Перебросить такой некий мостик между выдумкой и реальностью. Всё то же самое, всё на преодоление до первой смерти. И ничего лучше не придумал, как полный пеший круг по Бульварному кольцу. Стартуем с Пушкинской площади, идём против часовой, там же и заканчиваем. Сказано - сделано, Кош мгновенно согласился. Назначили дату и стали копить деньги.

Ибо гулять насухую без топлива при таком масштабном мероприятии было просто непростительно глупо. Да к тому же у меня как раз закончились два месяца без алкоголя, во время которых я пил только "Спрайт". Проиграл Маркову в преферанс на желания. И выполнил - держал пост ровно два месяца, поскольку карточный долг - это святое, проиграл - выполняй, тем более, что я сам эту ставку сделал. В данном свете Кош предложил встретиться у метро "Новослободская", где поблизости на рынке была куча палаток с копеечным винищем. Водка и спирт самые дешёвые были на Белорусской, сигареты на Киевской, а винишко на Новослободской. Так в итоге и поступили.

Окончательный план стал выглядеть таким образом. Встречаемся на "Новослободской", закупаем 8 бутылок белого вина "Алиготе" и выдвигаемся пешком в сторону площади Тверской Заставы.

-7

Во дворе дома 2 строение 1 по Первой Миусской улице предполагался пит-стоп, чтобы перелить три бутылки вина в двухлитровые пластиковые баклажки из-под "Спрайта", заранее притараканенные из дома. Для чего? Во-первых, не таскать в рюкзаке тяжеленное стекло, которое ещё и звякает при соударении, а во-вторых, белое вино в баклахе из-под "Спрайта" выглядит как "Спрайт", вообще без палева, пей прям при ментах.

Далее пешком до путей Белорусского вокзала, там в маленьком бомже-алкоголическом скверике предполагалось сделать привал, предельно быстро выпить с горла по оставшейся бутылке вина для хорошего настроения прям с самого начала под заготовленные ещё дома на весь день бутеры.

-8

Троллейбус до Пушкинской площади и, собственно, Великий Поход.

-9

Следующий масштабный привал планировался на половине пути в Устьинском сквере.

-10

А дальше рывок уже до конца с празднованием окончания пути в сквере Страстного бульвара.

И вот однажды, в какой-то день весны 1996 года мы с Кошем встретились в условленном месте...

Прошло 29 лет...

После успешной поездки ДВА КЛАДБИЩА, где очень подробно было рассказано что, как, почему и зачем, я не успокоился и подумал "а что если этот опыт иллюстрирования давно написанной прозы немного расширить? Просто взять и повторить Великий Поход?". Тот же маршрут, те же все ключевые точки. Взглянуть на город спустя почти три десятка лет. Только вместо Коша Костя.

И я эту идею Костяну вбросил, на что он сразу же ответил согласием. Мы хотели двинуть в путь ещё в начале апреля 2025 года, но ранняя мартовская весна сменилась сильнейшими снегопадами, поэтому ради исторической достоверности мы перенесли Великий Поход-2 на 19 апреля.

В назначенный день мы с Костяном встретились на выходе из метро "Менделеевская". Почему не "Новослободская", спросите вы? Да потому что мне туда из Северного удобнее, а Костян вообще там живёт.

Родной "Физтех" утром в субботу был пустынен.

-11

Новослободская улица в районе выхода из метро "Менделеевская", вид на север.

-12

И на юг.

-13

С опозданием в восемь минут явился Костян, и мы начали Великий Поход-2.

В 1996 году на месте ТК "Дружба" находился стихийный рыночек, где торговали дешёвым бухлищем и сигаретами, собственно, поэтому мы там и затарились восемью бутылками белого вина "Алиготэ".

-14

Перебежали через дорогу и подворотнями, которые сейчас называются Проектируемый проезд № 2554, двинулись во двор многоэтажки

-15

Первая Миусская улица дом 2 строение 1.

-16

Сквер на Первой Миусской.

-17

Во дворе мы уселись на детской площадке и осуществили перелив трёх бутылок вина из стекла в пластик.

-18

После чего продолжили движение в сторону Белорусского вокзала.

Первая Миусская улица, вид в сторону Лесной.

-19

Местный проезд Миусской площади, вид в сторону улицы Александра Невского.

-20

Ещё один местный проезд вокруг Миусской площади, вид в сторону Второй Миусской.

-21

Тогда, в 1996, всё здесь было затянуто проводами и заставлено троллейбусами Четвёртого Троллейбусного парка имени Щепетильникова, на месте которого оголтелая банда когалымского хана сейчас устроила мега-жральню...

Миусский сквер.

-22

В 1996 году Дом Пионеров, а ныне Дворец на Миусах.

-23

Памятник Фадееву и его "Молодой Гвардии".

-24

Общий вид площади перед Домом Пионеров. Композицию слева в виде двух красноармейцев мы идентифицировать дословно не смогли.

-25

Лесная улица, вид в сторону Белорусского вокзала.

-26

Раньше вместо этих бизнес-монстров тут стояли трёх-четырёх-этажные домики, было трамвайное кольцо и оборачивались по узким переулкам троллейбусы 56 и 78.

-27

Улица Бутырский Вал, вид в сторону Ленинградского проспекта.

-28

Раньше на месте заборчика полукругом стояли плечом к плечу палатки, где продавали водку и спирт, самые дешёвые в Москве, поэтому все сюда и таскались, включая нас - крылатских панков. Бывало, скинемся вчетвером, на электричке приедем, возьмём литр спирта "Вайт Игл", в Крыле у Великого дома разбавим и немедленно употребим. По поллитра водяры на лицо вполне хватало для угара.

-29

А вот и место того самого бомже-алкогольного скверика, куда мы с Кошем и заселились, чтоб выпить по бутылке вина.

-30

В самый разгар пития "Алиготэ" к нам подошла бомжиха, долго мялась, а потом спросила "мальчики, а где здесь почта?" Мы с Кошем оторвались от бутылок, которые сандалили прямо с горлА, и не сговариваясь показали в абсолютно разные стороны, сопроводив этот жест словом "там", после чего продолжили. Она покрутилась ещё, подошла снова со словами "мальчики, может угостите винцом?", на что мгновенно получила от меня лаконичный, категоричный и предельно понятный ответ "на дадим", и больше мы её не видели...

-31

В 1996 году всё это выглядело сильно иначе...

-32

Мы с Кошем допили наши 0.7 винища и выдвинулись в сторону троллейбуса.

Белорусский вокзал.

-33

Раньше остановка находилась за перекрёстком, где на фото мы видим оранжевую газельку.

-34

А сейчас мы с Костяном возле трамвайного кольца загрузились в е30 и через несколько минут высадились на Пушкинской площади.

Вид назад.

-35

Вид на Пушкинский сквер.

-36

Большая Бронная и первый в стране МакДак.

-37

Сергеича обсадили какими-то непонятными ёлками. Интересно, это кинофестиваль так бесчинствует?

-38

Новопушкинский сквер. Вот оно - начало Великого Похода.

-39

Твербуль, он же Тверской бульвар. Сегодня украшенный к пасхе.

-40

Красиво...

-41

Смутили только яйца, свисающие сверху... Но это так, на воображение...

Я не понял, что есть сие, но, подозреваю, в тёмное время суток оно светится в разные стороны и создаёт некоторые эффекты.

-42

Есенин.

-43

Неожиданно рабочий толкан.

-44

Бесплатный и в прекрасном состоянии.

-45

Тимирязев. Недоступный.

-46

ТАСС - Телеграфное Агентство Советского Союза - некогда главная точка международных новостей.

-47

Большая и Малая Никитские улицы.

-48

Никитский бульвар.

-49

А в эту арку мы с Кошем свернули, чтоб отлить, зашли в какой-то подъезд, отметились, и даже на стене маркером написали "тут была группа СТОП-КАДР", чтоб все жители знали, какие именно дегенераты обоссали их подъезд.

-50

Гоголь номер один во дворе дома 7 по Никитскому бульвару.

-51

Новый Арбат.

-52

Гоголь номер два.

-53

И за его спиной Гоголевский бульвар.

-54

Внезапно шахматные столики. Очень здорово.

-55

Шолохов.

-56

Заглянули в "Магнолию" за холодными напитками. Я вообще заметил, что в самом центре Москвы нет никаких пятёрочек, магнитов, диксей - только магнолии.

Гоголевский бульвар, вид в сторону площади Пречистенские Ворота.

-57

По случаю пасхи прямо у входа в метро "Кропоткинская" Первый канал развернул свой штаб.

-58

Храм Лужка Строителя, как его называли в 1996 году.

-59

Улица Пречистенка и сквер, где должен был появиться выход из метро "Волхонка", которой, скорее всего, уже никогда не будет...

-60

Вид на Гоголевский бульвар и вестибюль метро.

-61

Храм Христа Спасителя, вид с Соймоновского проезда.

-62

И ровно напротив него стройка очередного человейника с квартирами за несколько миллиардов каждая. Я даже не знаю, каким дауном надо быть, чтоб имея очень много денег купить квартиру именно тут, а не карибский остров...

-63

Пречистенская набережная, вид на Петюню за авторством лучшего друга Лужка - Зурабчика. (Уже после Великого Похода-2 и написания этой статьи пришла новость, что Зураб Церетели скончался. Соболезнования родным и близким...)

-64

И обратно.

-65

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТУТ

(с) Касым, 2025