Чтобы закончить грот, мне нужны кое-какие детали. А пока они в пути - буду шить стаксель.
Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko), шью паруса и веду этот Дневник судостроителя.
Проектирую
Здесь много общего с проектированием бермудского грота, и первое, что следует сделать - взять поправки по длине шкаторин, то есть учесть их растяжение. Переднюю шкаторину я уменьшил на 2% от проектного размера, а заднюю и нижнюю на 1 %.
Нижняя шкаторина будет иметь положительную серповидность (стрела прогиба +50 мм). Передняя шкаторина - отрицательную серповидность (стрела -40 мм). Задняя шкаторина - отрицательную серповидность (стрела -25 мм). Значения стрел я получил, изучив рабочие чертежи стакселей швертботов из Интернета.
Нижняя шкаторина имеет выраженный серп, поэтому её подшивка будет отрезной (подробнее про отрезную подшивку здесь). Заднюю шкаторину, к которой нити основы подходят под прямым углом и серповидность которой незначительная, можно смело подворачивать. А вот передняя шкаторина, растягивающаяся "по косой нитке", вызывает сомнения... Её тоже следовало бы сделать отрезной, но я, ради эксперимента, попробую подвернуть. Это снизит трудоемкость, да и вообще так делают многие.
Отрезная подшивка рекомендуется в случаях, когда:
- шкаторина сильно изогнута;
- нити основы подходят к шкаторине не под прямым углом, обычно это имеет место на передней шкаторине.
Вычерчиваю и выкраиваю
"Плаз", он же пол, расчерчен вдоль и поперек. Если грот вмещался на "плаз" только на половину, то стаксель - целиком. Длина по передней шкаторине всего 3220 мм.
Ширина отрезной подшивки и подворота одинаковая - 35 мм.
На чертеже видно, что я планировал шить стаксель из трех частей, но уложился в две. Вытачек на швах не будет, так как стаксель должен быть более плоским, чем грот.
Сшиваю полотнища
Если грот я пошил практически без двустороннего скотча, то на стакселе попробовал использовать его широко.
Этот скотч плохо склеивает полиэстер: через 15-30 минут соединения расходятся без всякой нагрузки. Поэтому единственное, что выиграл от применения скотча - мне не пришлось использовать булавки перед тем, как сметать детали вместе. А булавки, как я убедился ранее, тоже источник морщин.
Прострочил через два слоя скотча - машинка справилась. Еле заметные морщинки на шве есть, но они появились ещё на этапе склеивания скотчем.
Подворот края на отрезной подшивке пошёл как-то неудачно: и морщинит и расклеивается. Положил на подшивку грузы и отложил на время в сторонку.
Язык не поворачивается назвать этот скотч плохим - он очень липкий, он для тканей, но, похоже, для полиэстера требуется какой-то специальный. Этот можно применять только ограниченно и без всякого доверия.
Боуты
Выкроил и сметал трехслойные боуты. Скотч почти не применял - он меня достал.
Нижняя шкаторина и булинь
Подвернул край на булавках. Сметал, прострочил. Заложил булинь и пришил его зигзагом в галсовом углу паруса.
Прострочил фальш-ленту сверху двумя строчками. Люверс, через который выйдет конец булиня возле шкотового угла, пока ещё не поставил (люверсы ещё не пришли).
Передняя шкаторина
И снова: подвернул, сметал, прострочил.
Мои опасения оправдались - подвернутая "по косой нитке" передняя шкаторина под натяжением начинает морщинить и скручиваться. Это происходит потому, что в месте подворота два из трех слоев ткани имеют одинаковое направление нитей и один слой - отличающееся. Для сравнения: нижняя шкаторина (с отрезной подшивкой) себя так не ведёт.
Задняя шкаторина и булинь
Нити основы подходят к задней шкаторине под прямым углом, поэтому при подвороте направление нитей во всех слоях одинаковое. Задняя шкаторина не морщинит при растяжении. Да и почти не растягивается.
Булинь протаскивал в "рукав" по той же технологии, как и резинку в трусы. Быстро - меньше минуты. Это мне показалось удобнее и качественнее, чем закладывать булинь, а потом прострачивать шов вместе с ним.
Прежде чем пристрочить булинь, нужно оплавить его конец и подогнуть. Таким образом фиксируются вместе оплетка и сердечник веревки.
Пристрочил булинь к боуту и подшивке зигзагом. Было бы лучше пустить две строчки так, чтобы левый укол иглы пробивал веревку, а правый - ткань. А затем наоборот. Но для моей машинки это слишком сложная задача.
Люверсы
Осталось поставить люверсы, и стаксель будет готов.
Итог за период
- Время: 24 часа
- Деньги: 0 руб
Всего за проект
- Время: 513 часов
- Из них на стаксель и грот: 74 часа.
- Деньги: 57237 руб
Следующая статья: Как выполнить ремонт стеклопластиковой обшивки лодки?