Найти в Дзене
Я люблю лодки!

01.04-06.04.2024 Проектирую и шью стаксель

Оглавление

Чтобы закончить грот, мне нужны кое-какие детали. А пока они в пути - буду шить стаксель.

Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko), шью паруса и веду этот Дневник судостроителя.

Проектирую

Здесь много общего с проектированием бермудского грота, и первое, что следует сделать - взять поправки по длине шкаторин, то есть учесть их растяжение. Переднюю шкаторину я уменьшил на 2% от проектного размера, а заднюю и нижнюю на 1 %.

Нижняя шкаторина будет иметь положительную серповидность (стрела прогиба +50 мм). Передняя шкаторина - отрицательную серповидность (стрела -40 мм). Задняя шкаторина - отрицательную серповидность (стрела -25 мм). Значения стрел я получил, изучив рабочие чертежи стакселей швертботов из Интернета.

Рабочий чертеж стакселя
Рабочий чертеж стакселя

Нижняя шкаторина имеет выраженный серп, поэтому её подшивка будет отрезной (подробнее про отрезную подшивку здесь). Заднюю шкаторину, к которой нити основы подходят под прямым углом и серповидность которой незначительная, можно смело подворачивать. А вот передняя шкаторина, растягивающаяся "по косой нитке", вызывает сомнения... Её тоже следовало бы сделать отрезной, но я, ради эксперимента, попробую подвернуть. Это снизит трудоемкость, да и вообще так делают многие.

Отрезная подшивка рекомендуется в случаях, когда:
- шкаторина сильно изогнута;
- нити основы подходят к шкаторине не под прямым углом, обычно это имеет место на передней шкаторине.

Вычерчиваю и выкраиваю

"Плаз", он же пол, расчерчен вдоль и поперек. Если грот вмещался на "плаз" только на половину, то стаксель - целиком. Длина по передней шкаторине всего 3220 мм.

Ширина отрезной подшивки и подворота одинаковая - 35 мм.

На чертеже видно, что я планировал шить стаксель из трех частей, но уложился в две. Вытачек на швах не будет, так как стаксель должен быть более плоским, чем грот.

Сшиваю полотнища

Если грот я пошил практически без двустороннего скотча, то на стакселе попробовал использовать его широко.

Этот скотч плохо склеивает полиэстер: через 15-30 минут соединения расходятся без всякой нагрузки. Поэтому единственное, что выиграл от применения скотча - мне не пришлось использовать булавки перед тем, как сметать детали вместе. А булавки, как я убедился ранее, тоже источник морщин.

Прострочил через два слоя скотча - машинка справилась. Еле заметные морщинки на шве есть, но они появились ещё на этапе склеивания скотчем.

Прострочил "зигзагом"
Прострочил "зигзагом"

Подворот края на отрезной подшивке пошёл как-то неудачно: и морщинит и расклеивается. Положил на подшивку грузы и отложил на время в сторонку.

Язык не поворачивается назвать этот скотч плохим - он очень липкий, он для тканей, но, похоже, для полиэстера требуется какой-то специальный. Этот можно применять только ограниченно и без всякого доверия.

Боуты

Выкроил и сметал трехслойные боуты. Скотч почти не применял - он меня достал.

Боуты на своих местах
Боуты на своих местах

Нижняя шкаторина и булинь

Подвернул край на булавках. Сметал, прострочил. Заложил булинь и пришил его зигзагом в галсовом углу паруса.

Прострочил фальш-ленту сверху двумя строчками. Люверс, через который выйдет конец булиня возле шкотового угла, пока ещё не поставил (люверсы ещё не пришли).

Нижняя шкаторина с "рукавом" для булиня. Передняя шкаторина подвернута на булавках - готовлюсь смётывать
Нижняя шкаторина с "рукавом" для булиня. Передняя шкаторина подвернута на булавках - готовлюсь смётывать

Передняя шкаторина

И снова: подвернул, сметал, прострочил.

Сметываю. Эта работа требует внимания: поправлять и выравнивать ткань на каждом стежке
Сметываю. Эта работа требует внимания: поправлять и выравнивать ткань на каждом стежке

Мои опасения оправдались - подвернутая "по косой нитке" передняя шкаторина под натяжением начинает морщинить и скручиваться. Это происходит потому, что в месте подворота два из трех слоев ткани имеют одинаковое направление нитей и один слой - отличающееся. Для сравнения: нижняя шкаторина (с отрезной подшивкой) себя так не ведёт.

Морщины по всей длине шкаторины с одинаковым периодом. Растягивающее усилие всего 1.5 кгс (контрастность увеличена)
Морщины по всей длине шкаторины с одинаковым периодом. Растягивающее усилие всего 1.5 кгс (контрастность увеличена)

Задняя шкаторина и булинь

Нити основы подходят к задней шкаторине под прямым углом, поэтому при подвороте направление нитей во всех слоях одинаковое. Задняя шкаторина не морщинит при растяжении. Да и почти не растягивается.

Булинь протаскивал в "рукав" по той же технологии, как и резинку в трусы. Быстро - меньше минуты. Это мне показалось удобнее и качественнее, чем закладывать булинь, а потом прострачивать шов вместе с ним.

Протаскиваю булинь с помощью куска проволоки
Протаскиваю булинь с помощью куска проволоки

Прежде чем пристрочить булинь, нужно оплавить его конец и подогнуть. Таким образом фиксируются вместе оплетка и сердечник веревки.

Булинь в рукаве. Конец булиня оплавлен и подогнут
Булинь в рукаве. Конец булиня оплавлен и подогнут

Пристрочил булинь к боуту и подшивке зигзагом. Было бы лучше пустить две строчки так, чтобы левый укол иглы пробивал веревку, а правый - ткань. А затем наоборот. Но для моей машинки это слишком сложная задача.

Булинь пристрочен в фаловом углу
Булинь пристрочен в фаловом углу

Люверсы

Осталось поставить люверсы, и стаксель будет готов.

Итог за период

  • Время: 24 часа
  • Деньги: 0 руб

Всего за проект

  • Время: 513 часов
  • Из них на стаксель и грот: 74 часа.
  • Деньги: 57237 руб

Следующая статья: Как выполнить ремонт стеклопластиковой обшивки лодки?