Сегодня мы расскажем про заброшенную огневую позицию береговой артиллерийской батареи закрытого типа №925 из состава 54-го Отдельного артиллерийского дивизиона канувшей в небытие Советско-Гаванской Военно-Морской Базы Тихоокеанского флота, на вооружении которой стояло четыре 180-мм щитовых орудийных установки МО-1-180.
Для начала как обычно немного истории:
С оккупацией Японией Маньчжурии и выходу на сухопутные границы Советского Союза, начиная с 1931 г. в СССР стали активно готовиться к будущим боевым действиям и строить различные укрепления как вдоль сухопутных границ, так и на побережье для защиты мест базирования флота от атак кораблей и высадки десанта противника. На первоначальном этапе это были различные ДОТ-ы и ОРПК, а также 152-мм береговые батареи, пока промышленность не освоила выпуск более мощных 180-мм береговых артиллерийских систем. Одной из таких систем стала разработанная в 1932 г. для Дальневосточных батарей 180-мм береговая щитовая установка МО-1-180.
Так в середине 1930-х гг. для защиты бухты Ванина и входа в залив Советская Гавань, где базировались соединения Тихоокеанского флота, в составе Советско-Гаванского укреплённого района силами управления начальника работ УНР-110 в долине реки Чум, началось строительство береговой артиллерийской батареи под шифром "Строительство №68", представлявшей из себя четыре орудийных блока, разнесённых между собой на 60 метров каждый и соединённых скальной потерной с блоком дизельной электростанции, а также вынесенным на два километра вперёд на мыс Весёлый блоком командно-наблюдательного пункта, также оснащённым скальной потерной и эвакуационным выходом к морю.
В 1938 г. строительство продолжил строительный участок СУ-22, а в 1940 г. береговая артиллерийская батарея №925 вступила в строй в составе Советско-Гаванской базы Северной Тихоокеанской флотилии.
Во время Советско-японской войны в августе 1945 г. батарея вошла в состав 54-го Отдельного артиллерийского дивизиона Советско-Гаванской военно-морской базы, но поучаствовать в боевых действиях ей так и не довелось, из за начавшейся советской наступательной операции на южный Сахалин и Курилы, вместо ожидаемого прибытия японского десанта.
Ну а после окончания войны батарея была законсервирована и в 1972 г. полностью расформирована. Ну а после распада СССР прекратила своё существование и ВМБ, орудия батареи были распилены на металл, а одно перевезено в украинский музей. Единственной батареей подобного типа, сохранившей свои орудия на месте, теперь является батарея №982 на острове Русский, о которой у нас есть отдельные подробные статьи.
Среди болотистой местности у реки Чум мы выходим к заросшей огневой позиции батареи.
По центру орудийного дворика от орудия сохранилось лишь основание.
Так эта береговая одноорудийная щитовая установка МО-1-180 выглядела при жизни.
Она была спроектирована в конструкторском бюро Ленинградского Металлического завода и принята на вооружение в 1934 г. Установка оснащалась 180-мм пушкой Б-1-П с поршневым двухтактным затвором, а боевой расчёт одной установки составлял 13 человек.
Всякие технические люки.
Толщина бруствера с галереей, о ней расскажем чуть ниже при осмотре следующего блока.
А пока спускаемся в коленчатый сквозник входа в этот орудийный блок, к которому вело два похода.
Сам орудийный блок отличался от аналогичных батарей и был построен по упрощённому проекту, в котором механическая подача боезапаса была заменена на ручную.
Проходы в сквозник прикрывали амбразуры, выходящие из казематированных помещений.
Сам сквозник смыкался у броневой двери входа, о которой напоминают лишь рама с мощными петлями.
Далее следует тамбур-шлюз с двумя проходами по бокам в помещение дегазационного душа, гальюна и комнаты санитарного врача.
Внешние стены и покрытие орудийного блока имеют толщину 1,5 метра, рассчитанные на прямое попадание 203-мм снаряда. Кроме того, потолок в нём усилен противооткольной защитой из двутавровых балок со вставками из котельного железа.
Основные помещения блока занимали погреба с перегрузочными отделениями, фильтро-вентиляционная установка и кубрик для личного состава.
В блоке было предусмотрено освещение, паровое отопление и водоснабжение от блока силовой станции. Кроме того, было предусмотрено и аварийное освещение от аккумуляторных батарей.
За тамбуром с бронедверями располагались снарядные погреба, в которых на стеллажах хранились пеналы с полузарядами.
Из погреба полузаряды вручную подавались в перегрузочное отделение через огнезащитный турникет в стене, а на случай пожара, погреб имел закреплённую на потолке систему орошения.
Так турникет выглядит с обратной стороны.
Из нижнего перегрузочного отделения полузаряды подавались в верхнее перегрузочное отделение через люк.
Поднимаемся наверх.
И выходим в зарядный погреб, где на деревянных стеллажах хранились сами снаряды.
Из верхнего перегрузочного отделения снаряды и заряды подавались через подачные окна в крытую галерею, выходящую в орудийный дворик.
Само подачное окно было оборудовано линией подачи в виде рольганга с деревянными катками.
Спускаемся обратно вниз.
Гальюн.
Каземат с амбразурой, прикрывавшей проход в сквозник.
А теперь пройдём в неприметную маленькую комнатку.
Где располагался люк со спуском в скальную потерну глубокого залегания, соединяющую орудийные блоки и блок силовой станции.
Поднимаемся обратно на поверхность и осмотрим второй идентичный орудийный дворик, расположенный в 60 метрах от первого.
Здесь тоже ещё оставалось полураспиленное основание от орудия.
Ещё одна приэизненная фотография.
Сам дворик огибает крытая галерея, ведущая к подачным окнам из перегрузочных отделений. Через левый выход к орудию подавались заряды, а через правый снаряды.
Снова технические шахты.
И идентичный вход в блок, защищённый коленчатым сквозником.
Аналогчиный тамбур-шлюз.
Погреба с турникетами.
И линии подачи в виде рольганга с деревянными катками.
Но здесь на спуске в скальную потерну сохранился родной люк.
А в самом стволе шахты даже осталось несколько лестничных площадок.
Третий орудийный дворик. Здесь всё аналогично.
По центру также сохранилось основание орудия.
А на сквозник упал ствол дерева.
Не будем ещё раз повторяться и покажем лишь пару фото.
И четвёртый орудийный дворик.
Тоже всего пару фотографий.
В 80 метрах от крайнего левого орудийного блока находился двухэтажный блок силовой станции.
Вход в него также прикрывал коленчатый сквозник.
Основные помещения блока занимали дизель-генераторы, служившие для электроснабжения орудийных блоков, запас топлива, котельная, насосная, механическая мастерская, душевая с гальюном, а также кубрик для личного состава и каюта для офицеров.
Сквозник также смыкался у входной броневой двери.
Четыре главных зала с тяжёлым оборудованием занимали сразу два этажа.
В залах стояли дизеля 2Д 20/30.
В отдельном помещении располагался компрессор и баллоны со сжатым воздухом.
В котельном отделении было три котла системы Дмитриева с центробежными электронасосами.
Межэтажная лестница.
И шахта спуска в потерну глубокого залегания.
Кстати в потерне были предусмотрены стенки с амбразурами для ведения подземного боя.
Сама потерна выходит в сторону командно-наблюдательного пункта и через метров 50 оканчивается кабельным колодцем, а дальше к КНП кабеля проходили по траншее.
А теперь перенесёмся на два километра ближе к берегу на мыс Весёлый, где располагался сам КНП батареи.
Сам КНП носил шифр объект 14315 КП 17Д и отличался от всех Дальневосточных КНП наличием высокой дальномерной вышки, на которой располагались дальномер и артиллерийский визор.
Вообще про этот КНП у нас есть отдельная более подробная статья, но для общей картины в этой статье мы коротко осмотрим и его.
Наверху ничего интересного.
Поэтому давайте спустимся под землю.
КНП представлял собой двухэтажный блок, в котором верхний этаж занимали штабные помещения, фильтро-вентиляционная установка, душевая, гальюн и выходы в броневые рубки КБ-250, а нижний этаж занимали центральный пост, приборы управления стрельбой, собственная дизель-генераторная электростанция с котельной и кубрик с каютами для личного состава.
Спускаемся к сквознику.
Здесь подходы тоже прикрывали амбразуры.
Вид на бетонный массив сквозника, в котором были устроены шахты воздухозабора.
Тамбур-шлюзы.
Спуск на нижний этаж.
И сам нижний этаж.
И спуск в потерну глубокого залегания.
Которая одним краем уходит в сторону огневой позиции, заканчиваясь через пару сотен метров кабельным колодцем.
А в другую сторону выходит из склона мыса Низкий у самого берега.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.