Если бы в 18 веке общество знало о равенстве полов, в мире было бы на одного Моцарта больше. Как домострой загубил талантливый гений Марии Анны Моцарт – одаренного музыканта своего времени, которого помнят только как сестру великого композитора.
Детство
История одаренной девочки начинается в 1751 году, в Зальцбурге. В семье Анны-Марии Моцарт, домохозяйки, и Леопольда Моцарт, музыканта.
Отец – профессиональный скрипач и композитор – сразу увидел в дочери музыкальный талант: ей легко давалась игра на клавесине, а ее слух был настолько чутким, что любой фальшивый звук мог привести к расстройству желудка.
Все, кто слышал игру Марии Анны, были восхищены её техникой: казалось, что руки девушки находятся в бесконечном полёте над клавишами. Кроме того, публика восторгалась собственными произведениями Марии Анны, однако, до сегодняшних дней ни одного до нас не дошло – только их упоминание в переписке с братом девушки.
Отношения с братом
В январе 1756 года, когда Марии Анне было четыре года, родился Амадей. По мере своего взросления он видел любовь и трепет, с которыми его сестра относится к музыке, и восхищался ее талантам. Он был ее главным фанатом. По словам музыковеда Мейнарда Соломона, «в три года Моцарт был вдохновлен изучением музыки, наблюдая за уроками Наннерль (ласковое домашнее прозвище Марии Анны); он хотел быть похожим на нее».
Именно из-за сестры Амадей начал интересоваться клавесином – он присутствовал на занятиях, которые устраивал для дочери отец, и впитывал новые знания, как губка. Позже, когда способности мальчика к музыке стали слишком очевидными, ему стали давать частные уроки игры на клавесине.
Брат и сестра были очень близки. Они вместе музицировали, верили в выдуманное королевство и общались на только им понятном несуществующем языке. Благодаря сохранившимся перепискам, сегодня известно, что Мария Анна сама сочиняла музыку, а брат не уставал восхищаться ее таланту. «Твоя музыка так прекрасна!» - пишет Амадей в своих письмах к сестре.
Их вскоре разлучила сама жизнь – Наннерль готовилась к замужеству по указке отца, а брат уехал вместе с ним гастролировать по Италии. Позже, рассорившись со всеми, Вольфганг осел в Вене и женился. Он еще заглядывал вместе со своей супругой в гости к Марии Анне, когда та тоже была уже в браке, однако эти визиты быстро прекратились. Переписка окончательно оборвалась в 1788 году.
После смерти Вольфганга девушка прочитает его биографию, написанную чешским искусствоведом Францом Нимечеком. В одном из своих писем она скажет: «Господин Нимечек своей биографией оживил мои глубокие сестринские чувства. Я не раз плакала, читая про своего любимого брата».
Деятельность
Отец семейства устраивал для Марии Анны и Вольфганга турне по городам, чтобы дети могли продемонстрировать свои таланты. Залы ломились от слушателей – за игру двух одаренных вундеркиндов искушенная публика Вены и Парижа готова была много платить. Они играли для всей королевской семьи.
Интересно, что во время поездок дети нередко болевали неизлечимыми и в наши дни заболеваниями, однако, оба чудесным образом выздоравливали. Кто-то из музыковедов списывает это на крепкую связь между братом и сестрой. И это действительно так – в сознании Марии Анны и Вольфганга были музыкальные произведения, которые могли понять и явить миру только они.
Талант Анны оценивался ничуть не меньше, чем Амадея. И даже наоборот – ей пророчили прекрасную музыкальную карьеру.
Потерянный гений
Положение Марии Анны диктовало время, в которое ей не повезло родиться.
Когда девушке исполнилось 18 лет, отец запретил ей гастролировать. Она оставалась дома с матерью и давала частные уроки игры на клавесине, чтобы обеспечить поездки отца и брата.
Леопольд считал, что Вольфганг принесет больше богатства и славы их семье, а его сестра должна ожидать удачного замужества. Девушка была не слишком настойчивой, поэтому соглашалась со всеми словами отца. В целом, даже если бы она откровенно упрямилась такому ходу вещей, ей бы всё равно не позволили стать великим композитором – женщинам в 18 веке это было просто не доступно.
Единственный путь к экономической безопасности для них в те времена – это выгодный брак.
Личная жизнь Марии Анны и замужество
Когда женщине было около тридцати лет, она, влюбилась в капитана по имени Франц д'Иппольд. Об этом она писала брату, и Вольфганг это одобрял. Он просил ее отстоять свой выбор перед отцом. «Вы наверняка сможете пожениться; на самом деле, поверьте мне, вы тоже могли бы заработать приличную сумму в Вене например, играя на частных концертах или давая уроки», - писал Вольфганг в переписке в 1781 году.
Однако, Мария не посмела ослушаться отца.
В 1778 году умерла мать Анна-Мария Моцарт, как раз через 3 года Вольфганг переехал в Вену, - пристанище великих композиторов. Он женился на Констанции, и в браке у них родилось двое детей. А Мария Анна оставалась со своим отцом в Зальцбурге, пока не вышла замуж за богатого государственного служащего и не переехала в небольшую деревню. У них было трое детей, кроме того она присматривала за чадом своего овдовевшего мужа, отказавшись от всякой музыкальной деятельности почти на двадцать лет.
И это форма психологического насилия: пытаться навязать невероятно талантливой творческой женщине роль всего лишь жены престарелого (ее супруг был вдвое старше) вдовца и многодетной матери.
Но богатства мужа обеспечивали ежедневные занятия Марии Анны на клавишных.
А что в конце?
Муж Марии Анны умер в 1801 году. Женщина еще 24 года жила в служении музыке. Она переехала из деревни в Зальцбург вместе со своими детьми и преподавала игру на фортепиано – это то, что по-настоящему ее радовало. В ее ученицах числилась Анна Сик, ставшая позже придворной пианисткой в Штутгарте.
В 1821 году женщину посетил сын Вольфганга, Франц Ксавер Моцарт, с которым они не были знакомы до смерти Вольфганга. Она с радостью воспользовалась возможностью рассказать племяннику о детстве его отца и познакомить его с близкими друзьями семьи.
Также Марию навестила жена ее покойного брата – Констанция. Их встреча закончилась тем, что женщина поделилась их с братом перепиской – это помогло Констанции и ее новому мужу написать биографию о Вольфганге Амадее Моцарте.
Марианна умерла 29 октября 1829 года и была похоронена на кладбище Святого Петра в Зальцбурге.
Заключение
Возможно, если бы в 18 веке женщинам предлагалось больше свободы выбора, то сегодня мы знали бы двух музыкальных гениев – брата и сестру Моцарт. Мария Анна была бы известна как состоявшийся композитор, а не просто «сестра великого Моцарта».
А если хотите узнать также и о наших творческих соотечественницах, рекомендую прочитать о
В блоге "Несправедливо забытые Великие женщины" – всё о женщинах, внесших вклад в технический и культурный прогресс нашего мира: поддержите нас подпиской и лайком, делитесь публикациями, чтобы как можно больше людей узнали о роли женщин в истории!
А в ожидании новых публикаций, вам может быть интересно почитать: