В ночь с 3 на 4 апреля 2024 года по московским улицам поехали советские трамваи: это была репетиция перед парадом, который состоялся тремя днями позже. Только не надо цепляться, что я выпустил репортаж спустя почти год! Давайте лучше перейдём к просмотру крутых фотографий, которые я сделал для вас собственноручно. Ради того, чтобы они получились красивыми и разнообразными, я даже не поскупился на аренду автомобиля в Ситидрайве - всё ради любимых читателей.
Начал я свою ночную охоту с Большого Матросского переулка, на котором расположена линия, соединяющая Русаковское трамвайное депо с сетью. В назначенное время 21.30 трамваи поехали, а возглавил их "Фонарный" 1908 года выпуска. Фонарным он называется потому, что на крыше у него есть надстройка с остеклением, которая и называется фонарём.
Следом за "Фонарным" - малоотличимый от него "Коломенский моторный" 1930 года постройки. В отличие от предыдущего вагона, который был двухосным, этот обрёл уже четыре оси, благодаря чему смог увеличиться в размерах. До наших дней сохранились лишь 2 экземпляра - этот и нижегородский.
Следом - трамвайный поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1. В Москве эти вагоны никогда не эксплуатировались, но привезённый из Тулы в 1999 году поезд всё равно стал частью так называемого музея московского транспорта. Кстати, эти вагоны ещё и очень редкие: в мире их осталось лишь 9 штук, и только московский поезд способен самостоятельно передвигаться.
Это один из самых красивых советских трамваев - рижский РВЗ-6 1965 года постройки. РВЗ-6 в Москве были очень недолго и было их пару десятков, а этот пепелац переехал в наш музей из Коломны в 1999 году.
Далее катится Tatra T2 - именно с этой серии вагонов и началась история эксплуатации в Москве знаменитых чешских трамвайчиков завода ЧКД. Представленный на фотографии вагон 1960 года выпуска эксплуатировался в Москве, потом стал сараем в депо имени Апакова, а в 1999 до него добрались музейщики, превратив бездушный ящик в живой трамвай. Второй такой трамвай на территории России находится в екатеринбургском музее, и всё, больше у нас нет! Остальные сохранившиеся экземпляры - в Чехии, в Словакии, а один - в Киеве с 2009 года пытаются восстановить энтузиасты.
Татра Т3 - один из самых массовых трамваев в истории, и один из самых узнаваемых, но конкретно этот интересен тем, что выполнен в двухдверном кузове. Такие поставлялись только в СССР из-за действовавшей здесь в те времена системы оплаты проезда. Вагон 1970 года при реставрации получил внешность, характерную для ещё более ранних трамваев 1960-х годов: состоящее из двух половинок лобовое окно, узкий и длинный маршрутоуказатель над ним, блестящие молдинги и бампер, а также полупантограф.
Следующий трамвай - Татра Т6Б5, для Москвы является эксклюзивом, ведь у нас за всю историю эксплуатировались лишь два таких вагона до начала 2000-х годов. Сейчас городов с такими Татрами осталось уже не так много, а самый неожиданный из них - Пхеньян! Да-да, в Пхеньяне есть чехословацкие трамваи. Но проще всего увидеть их в Барнауле, в Екатеринбурге и в Самаре.
Татра Т7Б5 - трамвай, появившийся уже на закате СССР, и, вероятно, поэтому не ставший многочисленным. В период 1988 - 1993 построено всего лишь 8 вагонов, из которых 6 попали в Москву, 1 остался в Праге и 1 уехал в Швецию. Три московских вагона и шведский вагон сохранились до наших дней.
Далее едет мой любимый трамвай - 71-608КМ, он же КТМ-8. Красивый дизайн? Необычные характеристики? Нет, не слышали. Но для меня достаточно лишь того факта, что это трамвай моего детства, ведь рядом с моим домом ездили именно они, а не какие-нибудь Татры. Больше половины вагонов этой серии ездили по Москве, но в 2015 году столица от них полностью избавилась, оставив один вагон для музея и несколько вагонов в качестве буксиров. А в других городах, например, в Коломне и в Днепре, они ездят до сих пор - всего около 200 штук.
Поливомоечный трамвай Татра Т3 тоже попал в колонну. Он предназначен для полива газона (существуют трамвайные линии, где вместо плитки высажен газон), а также для мытья улицы.
Замыкает колонну трамвай по кличке "Кобра", а если по-научному, то Tatra KT3R. Причём, из нового в этом вагоне - только средняя секция, а вот голова и хвост были построены из двух трамваев Татра Т3 1960-х годов выпуска. Секции были подготовлены в Чехии, а потом отправились в Москву, где на трамвайно-ремонтном заводе из них собрали сочленённый вагон. Существует "Кобра" в единственном экземпляре, хотя по Киеву бегают 16 вагонов модификации KT3UA, которые от KT3R, по сути, ничем не отличаются.
Фууух, о трамваях рассказал. Надеюсь, новым посетителям канала было интересно всё это узнать. А теперь - в путь, ведь на всём маршруте колонны надо сделать как можно больше разнообразных фотографий. Начнём с Каланчёвской улицы!
Теперь - Протопоповский переулок. Ставлю автомобиль напротив доходного дома Чаброва 1912 года постройки, в котором сохранилась оригинальная расстекловка лестничного марша. Потрясающая архитектура! Готовлюсь к съёмке, жду трамваи.
О, чуть не забыл! Ведь в колонне ещё был легендарный МТВ-82, фотография которого в первом проходе у меня не получилась, зато получилась на этот раз. МТВ означает "Московский трамвай", а 82 - номер военного завода, где трамваи выпускались напару с троллейбусами МТБ-82. Позже завод стал Тушинским машиностроительным, а ещё позже пришла современная Россия и завод стал Тушинским непонятным призраком без светлого будущего и без какого-либо производства. Зато наследие этого завода в виде 60 живых трамваев МТВ-82 до сих пор можно встретить в российских и украинских городах, где они выполняют роль как музейных экспонатов, так и различных служебных вагонов. А следом за МТВ - всё те же, по второму кругу. Листайте.
Оставшаяся часть трамваев где-то потерялась. Пока они добирались, я прогулялся по переулку и нашёл красивое здание бывшей Набилковской богадельни, построенное в 1835 году в стиле позднего классицизма. Только полюбуйтесь - красота какая!
Попутно ловлю парочку маршрутных "Морковок". А то неизвестно, когда ещё меня занесёт на Протопоповский переулок!
Остатков колонны всё не было, и я успел дойти до проспекта Мира. Тут вдруг гляжу влево, а там здание, которое не замечал, проезжая мимо множество десятков раз! А знаете, почему я его наконец заметил? Потому что насмотрелся иноагента Илью Варламова и научился видеть в городах прекрасное (впрочем, и плохое тоже). Видите, как эти либерахи общество российское разлагают, не то что Владимир Рудольфыч и ему подобные! А здание это - жилой дом наркомата совхозов 1939 года постройки. Шикарные балкончики, Рудольфычу с его виллой на берегу итальянского озера такие и не снились.
Наконец подоспели отставшие трамваи, но я решил сфотографировать в этом месте только два из них, а также толпу других других фотографов, после чего поехал к МИИТу.
Поворачивая на улицу Образцова, фотографирую памятник безразличия к трамваю московских властей. Этот треугольник был восстановлен в 2012 году, когда шли разговоры о возобновлении трамвайного движения по Трифоновской улице к Рижскому вокзалу. Кроме треугольника, тогда так ничего и не построили, какой в этом был смысл - понятно лишь казнокрадам.
Замыкающую колонну Кобру я сфотографировал, когда она поворачивала на Лесную улицу в сторону Белорусского вокзала, а автомобиль где-то за углом красиво подсветил трамвай для фотографии. Спасибо! А в карусели - ещё два бонусных фото.
Я последовал за колонной к Белорусскому вокзалу, но ближе к пересечению с Тверской улицей все вагоны сбились в кучу и очень долго стояли на светофоре, который пропускал их через магистраль по одному. В свою очередь, вокруг трамваев сбились в кучу зеваки, полицейские и трамвайные фанаты, обрекая на провал любые попытки сделать здесь качественные, и, тем более, оригинальные фотографии, так что я вернулся к МИИТу, поставил автомобиль в переулке Чернышевского рядом с памятником военному лётчику Николаю Антошкину и отправился искать локацию. Ух, сейчас насобираю комментариев за счёт умников, думающих, что они спасают русский язык, а вы посмеётесь, как они не умеют пользоваться пунктуацией.
Здесь меня настигла ещё одна историческая архитектура. Театр? Нет. Усадьба? Нет. Дом культуры? Да нет же, это Мариинская больница 1806 года постройки! Я в восторге от того, насколько людям раньше было не плевать на внешний вид построек, которыми они пользуются каждый день... А сейчас что? Фу-фу-фу, старьё 1930-х годов; бе-бе-бе, хрущёвки! Снесите и постройте ещё один торговый центр уже наконец! И пара пробегавших мимо Витязей-М - в альбомчике ниже. Листайте.
В конце концов, я расположился в переулке Достоевского таким образом, чтобы главный больничный корпус оказался на заднем плане моих фотографий. Его будто бы специально так разместили архитекторы, чтобы все, кто едет по переулку, могли насладиться этой красотой, доставшейся России от более развитых цивилизаций! А вот и трамваи возвращаются. Снимаем!
Колонна немного зависла в переулке Достоевского, упёршись в светофор.
Я переместился за злополучный перекрёсток и сфотографировал все трамваи, стоя в 3 Самотёчном переулке. Листайте и удивляйтесь!
Но даже когда замыкающая колонну Кобра скрылась за поворотом, я не успокоился, а побежал обратно к автомобилю, прыгнул за руль, и поехал на Бабаевскую улицу, по которой проходит служебная трамвайная линия, ведущая к депо имени Русакова. Здесь колонна была отснята уже в четвёртый раз.
Татры я сфотографировал с теневой стороны. По-моему, вышло отлично!
А спустя несколько дней я опять арендовал автомобиль, но уже с двумя друзьями, и опять отснял все те же самые трамваи примерно в тех же самых местах, но уже в дневное время и в другом окружении. Фотографии там получились не менее удивительные, но их я покажу в следующий раз.
С вами был Блог ЖД Фотографа! Самое главное - пишите в комментариях, как вам фотки, а также рассказывайте, какие из этих трамваев до сих пор возят вас на работу и как вы к этому относитесь.
Подпишитесь на мой телеграм-канал с оперативными новостями блога, а также оформите недорогую платную подписку с эксклюзивными статьями и видео для более глубокого погружения в транспортную тематику, ведь там я рассказываю вещи, которым не место в открытом доступе. Благодаря таким подпискам я смогу чаще снимать большие и сложные видео, быстрее их монтировать и публиковать на канале.
До скорого!