Культурную программу я себе не составляла, лишь заранее отметила, что можно зайти в музей писателя-декабриста Бестужева-Марлинского и сходить на кладбище Кырхляр, о котором узнала перед поездкой.
В дербентской цитадели Нарын-Кала я была 3 года назад и в этот раз лишь добралась до смотровой площадки, где с удовольствием посидела минут 20 и смотрела на расстилающийся передо мной город и море, сливающееся с небом.
Затем я спустилась и очутилась в хитросплетении магалов. С увеличением туристического потока жизнь их обитателей изменилась. Кто-то начал открывать в своих дворах кафе с собственной выпечкой и кофе-чаем. Многие сдают жилье. У Джума-мечети ко мне подошла девочка, лет 9, и предложила провести экскурсию. Также появились лотки с разными товарами и предложения из серии: "Девушка, вино домашнее гранатовое хотите?". Удивлялась метаморфозам, да.
Бродила и наткнулась на музей Бестужева-Марлинского. Я в нем особо не фотографировала. Сходить можно, скорее, для галочки. Это типичная двухэтажная постройка с балконом и небольшим уютным двориком. Первый этаж посвящен писателю-декабристу. Воссоздана обстановка и быт той эпохи: кровать, зеркала, что-то еще. Второй этаж посвящен уже видным дагестанским деятелям, которые внесли вклад в культуру.
Банально, но в тот момент для меня самым главным было то, что в музее было очень тепло и уютно. Я оттаяла после улицы.
До кладбища Кырхляр я тоже добралась. И ходила на него даже два раза. Его самая древняя часть находится за высокой двухметровой стеной. Там я не фотографировала, а просто сидела на лавочке в окружении беленых саркофагов разного размера. Это священное место, где погребены 40 сподвижников пророка Мухаммеда. Вокруг этой старинной части расположены более новые захоронения, а также мавзолей правительницы Тути-Бике (18 век).
Встретила мужчин и женщин, которые дали мне саддаку (сладости и подставку под горячее). Саддака - это благие дела, которые совершаются от имени уже умершего человека.
Так я провела несколько дней. Бродила, радовалась, удивлялась, грелась и мерзла, заходила в кафе, общалась с местными. Сначала думала, вот завтра я точно уеду, но наступало завтра, я спускалась на ресепшн и продляла пребывание еще на одни сутки. Просто позволила всему идти своим чередом и не гнать себя никуда, даже если это было спланировано.
Как-то утром я подумала, что надо доехать до Луня (одинокий экраноплан на берегу моря). Посмотрела расписание электричек, оделась и поняла, что никуда не хочу ехать, потому что "надо" и вновь осталась в Дербенте.