Как работает самое большое ноу-тилл хозяйство в России и молочная мегаферма? Мы узнали у генерального директора компании «Август Агро» Айдара Галяутдинова.
- Ноу-тилл - один из факторов успеха, потому что это и люди, и работа, и ресурсы, в том числе финансовые ресурсы. Мы являемся, наверное, самыми крупными производителями, которые работают в России по системе ноу-тилл. На сегодняшний день у нас порядка 200 тысяч га. Есть небольшое хозяйство в Казахстане, 14 тыс. га, где тоже работаем по системе ноу-тилл. Мы никогда не планировали работать по классической технологии: был положительный опыт наших коллег, поэтому мы для себя сразу решили применять ноу-тилл и начали закупать технику для работы по этой системе.
Начали мы очень давно, у нас было два проекта: в Краснодаре 5 тыс. га и в Чувашии 1,5 тыс. га. Краснодар традиционно работает по классической технологии, сейчас небольшие площади пробует по ноу-тилл. Но там сложившийся и коллектив, и технологии, и хозяйству больше 20 лет. Поэтому не стали ломать инфраструктуру и саму технологию, работаем так, как есть, хозяйство прибыльно и вполне успешно.
«Санары» в Чувашии работали по ноу-тилл. В 2017 г. мы купили хозяйство в Казахстане, где сразу стали работать по ноу-тилл, и когда в 2018 г. зашли в республику, тоже по технологии ноу-тилл начали работать.
Сейчас в Татарстане и Чувашии обрабатываем порядка 200-205 тыс. га и 14 тыс. га в Казахстане. В целом, больше 200 тыс. га.
Переход с классической технологии на ноу-тилл
У нас не было проблем переходного периода: мы приходили и сразу инвестировали в технику, которая нужна для нулевой обработки.
Что касается самих полей - когда ты приобретаешь хозяйство, то в любом случае поля приходят в разном состоянии. Убрали пшеницу, осталась стерня - к нам это поле весной или осенью перешло. Или пахали, но не выровняли. Или вообще заброшенные участки. Земли очень разные, и по-разному надо подходить к ним, чтобы перейти на ноу-тилл.
В целом, в первый год мы выравниваем. Если брали осенью землю и успевали подработать, то просто дискаторами выравнивали. На пшенице выравнивание не так критично, как на мелоксемянных - для таких культур, как рапс, это важно. Если это залежи, то в любом случае обработать глифосатом, плюс у заброшенных полей всегда есть проблемы с микрорельефом. Выравниваем, дальше заход с ноу-тилл сеялкой. И все, каждый год сеем под разным углом, меняя направление сева. Потихоньку микрорельеф все лучше и лучше становится.
Мы готовы делиться опытом, с удовольствием принимаем гостей, сами ездим, я стараюсь летом посещать успешные ноутильные хозяйства. Ведь меняется ситуация, появляются новые тенденции, новые сеялки. Мы приглашаем к себе, у нас есть телеграм-канал, ютуб-канал, где можно посмотреть видео – мы показываем, как сеем, защищаем, убираем, каких успехов добиваемся.
Сравнение качества почвы после классики и no-till
На наш взгляд, при ноу-тилле почва меняется. У нас есть хозяйство, в этом году 7-й сезон ноу-тилла - это «Август Муслюм». Там есть небольшой участок, порядка 3 тыс. га, где тяжелая почва, и когда мы в первый год зашли, мне местный агроном сказал - либо сейчас сеем ячмень, либо все коркой покроется, и потом уже не сможем. И действительно, была такая проблема. Сейчас уже по сути полтора раза севооборот сменился, все культуры прошли, и сейчас на второй круг заходим. Почва изменилась, она стала мягче, стабильно достаточная урожайность. В этом году, засушливом в Муслюмовском районе, когда пшеницы получили всего 2 тонны - серьезная засуха была, и майские морозы были, - по подсолнечнику получили 25 центнеров, по рапсу 17 центнеров. Это и есть результат работы по ноу-тиллу. Почва становится живее, на мой взгляд.
В этом году мы стали лидерами по зерновым и зернобобовым в Республике Татарстан. Урожайность разная. У нас 100 тыс. га на востоке республики, на границе с Башкирией и Самарской областью, и 100 тыс. га на западе.
Если на востоке были достаточно серьезные проблемы - майские заморозки 8 мая и потом жесткая засуха, то на западе заморозков не было, было чуть больше дождей и они были вовремя, шли хотя бы немного, по 2-3 мм. В итоге мы получили по группе компаний на круг урожайность 30 ц/га, но на западе это 40 ц/га а на востоке 20 ц/га.
Семенной завод
Семенной завод запланировали, как только начали заниматься сельским хозяйством в Татарстане. Начали строить в прошлом году, в этом закончили, сдали полностью объект, и он уже выпускает семена.
Ориентировались на современном технологии, посмотрели по России, по миру. Выбрали немецкую компанию поставщика оборудования Петкус, это лидер в мире по производству машин по подготовке семян. Сделали проект, еще раз съездили посмотрели несколько аналогичных заводов, и за год и 2 месяца реализовали.
Максимально, конечно, хочется не только обеспечивать себя семенным материалом, но и продавать семена. Но есть мощность завода. В первую очередь будем стараться обеспечить себя, а свободную часть будем продавать на рынок, чтобы люди тоже могли покупать качественные семена и получать хороший урожай.
Строительство элеваторов
Нужно стараться быть эффективным на каждом звене цепочки, где ты работаешь. Мы выращиваем, у нас есть семенной завод, у нас есть земля, нужно где-то хранить выращенное. Поэтому появились элеваторы. В Татарстане достаточно острый дефицит мощностей хранения, поэтому мы выбрали две площадки. Кроме того, начали осенью проект по покупке вагонов, компанию назвали «Звено», как одно из звеньев эффективности. И уверен, что все эти элементы приведут к дополнительной прибыли которую мы стремимся заработать.
Расположение элеваторов на западе и востоке связано с тем, что так расположены земли. Элеватор – железо, а для него нужно сырье, культура, с которой нужно работать, перевалка, и в этом эффективность элеватора, как бизнес-единицы. Поэтому причины такого расположения элеваторов – это в первую очередь это свои земли, и во вторую – то, что мы закрываем республику с запада и востока. Чтобы мы могли дополнительно принимать чужое зерно, чужую продукцию, чтобы мы могли ее переваливать, и наш элеватор становился еще эффективнее. И самый важный фактор - на западе, кроме железной дороги есть вода, и 6-7 месяцев в году это дополнительный, более дешевый логистический путь. На востоке это железная дорога.
Может ли из-за смешения зерна разного класса на элеваторе снизиться качество?
Мы сейчас сдаем зерно на чужие элеваторы, и у нас не было таких случаев. Может быть, это зависит от порядочности владельца приемного пункта. Мы будем работать так же честно: если принимаем по договору хранения зерно 4 класса, то и вернем 4 класс. Мы отвечаем за зерно, которое приняли.
Рынок сбыта традиционно российский - это юг, также строятся терминалы в Санкт-Петербурге. Порт «Высоцкий» для нас тоже очень интересен. Зерно пойдет либо на юг либо на север, в самой республике птицеводческие предприятия, я думаю, тоже будут продавать. Придут еще трейдеры, которые захотят переваливать продукцию через наши элеваторы.
Мегаферма в Татарстане
Что касается животноводства - там работаешь, в отличие от растениеводства, 365 дней в году. Что важно для результата? Соблюдений технологий очень важно, хорошие специалисты и хороший скот с высокой генетикой, и хорошее доильное оборудование - правильная рутина доения. Эти факторы дают высокое качественное молоко.
У нас есть и роботы, и карусели, и работаем на параллели. Могу честно сказать, роботы - очень эффективны. Мы работаем с ними 3-й год, и они доят больше, чем на карусели. Надеемся, что это будет плюс одна лактация. Если бы была поставка возможна, то для тех, кто строит комплексы от тысячи голов, скажем, 1200 - для них роботы очень интересны.
Поставщики в своё время говорили, что 50-60 голов приходится на робота, но у нас 18 роботов на тысячу дойных, 1200 фуражных. Изначально проект чуть дороже, это надо признать, но если посчитать через стоимость трудового ресурса, через доярок, то, я думаю, 5-6 лет горизонт окупаемости роботов. Мы ещё слишком мало в этом проекте, и нужно смотреть в долгую.
Выбраковка по вымени
Безусловно, для роботов фактор правильного вымени очень важен. Это работа с генетикой, и выбраковка действительно возможна чуть больше. Но для нас это не так важно, поскольку у нас на территории одного комплекса есть робот и есть карусель, и мы можем делать выбраковку по вымени и отправлять таких коров на карусель. Животные никуда не уезжают, просто переходят на карусель.
Сегодня мы не покупаем дополнительно нетелей, у нас хватает своих. Фактически комплекс рассчитан на 2 тыс. дойных – тысяча на роботов и тысяча на карусель - 2.400 фуражных. Фактически мы сейчас доим 2.100. То есть у нас ещё 100 голов дополнительно, чуть-чуть на робота и чуть-чуть на карусель.