Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

«Агрессивный» КАМАЗ подвинет китайцев и направит экспансию на зарубежные рынки

Камский автогигант намерен вернуть половину домашнего рынка грузовиков и конкурировать с китайским автопромом в странах так называемого глобального Юга. Продолжаем знакомить с программой развития камского автогиганта до 2030 года. В предыдущем материале наш канал рассказал о перспективах камазовского семейства Компас, которое намерено отвоевать 25% домашнего рынка сегмента мало- и среднетоннажников. Теперь о том, какие цели ставит КАМАЗ на внутреннем и внешнем рынках, о чем рассказано в 44-страничном документе Стратегии развития камского автогиганта до 2030 года. Как известно, в прошлом году на российском рынке было продано 140,2 тыс. новых грузовиков, это на 74% больше, чем годом ранее. Казалось бы, что при такой благоприятной конъюнктуре КАМАЗ как многолетний лидер рынка РФ должен показывать рекордные результаты. Но предприятие столкнулось с многочисленными трудностями, и отчасти потеряло свой рынок. В прошлом 2023 году было реализовано 28,2 тыс. новых автомобилей марки КАМАЗ и маши

Камский автогигант намерен вернуть половину домашнего рынка грузовиков и конкурировать с китайским автопромом в странах так называемого глобального Юга.

Продолжаем знакомить с программой развития камского автогиганта до 2030 года. В предыдущем материале наш канал рассказал о перспективах камазовского семейства Компас, которое намерено отвоевать 25% домашнего рынка сегмента мало- и среднетоннажников.

Теперь о том, какие цели ставит КАМАЗ на внутреннем и внешнем рынках, о чем рассказано в 44-страничном документе Стратегии развития камского автогиганта до 2030 года. Как известно, в прошлом году на российском рынке было продано 140,2 тыс. новых грузовиков, это на 74% больше, чем годом ранее. Казалось бы, что при такой благоприятной конъюнктуре КАМАЗ как многолетний лидер рынка РФ должен показывать рекордные результаты. Но предприятие столкнулось с многочисленными трудностями, и отчасти потеряло свой рынок.

В прошлом 2023 году было реализовано 28,2 тыс. новых автомобилей марки КАМАЗ и машин на базе КАМАЗа, что составило всего 19% домашнего рынка. В тоже самое время потребитель – строительные компании и компании-перевозчики пополняли свои парки моделями китайских автопроизводителей, которые, в свою очередь, составили 66% от общего количества продаж в РФ.

-2

Согласно Стратегии в 2030 году КАМАЗ собирается продать 60 тысяч грузовиков. Это рекордное количество, поскольку в постсоветское время КАМАЗ более 58 тысяч грузовиков никогда не производил и не продавал, если за точку отсчета принять 1993 год, когда крупный пожар уничтожил моторное производство КАМАЗа.

-3

При этом нужно отметить, что данное количество грузовиков камский автогигант сможет продать при условии устойчивого роста экономики страны, и, следовательно, роста грузоперевозок, господдержки автопрома, субсидирования спроса и локализации автокомпонентов. Если в России емкость домашнего рынка достигнет 150 тысяч новых грузовиков, то КАМАЗ может нарастить производство до 84 тысяч. Это очень оптимистичный сценарий. На другом полюсе - пессимистичный сценарий, при котором будет усиливаться санкционное давление, спад и стагнация в экономике, снижение грузоперевозок и уменьшение господдержки.

Таким образом, по базовому сценарию КАМАЗ планирует к 2030 году занять 50% домашнего рынка, оставив китайским автопроизводителям всего треть рынка Российской Федерации (33%). Графически такой сценарий показан ниже.

Источник: www.business-gazeta.ru
Источник: www.business-gazeta.ru

Наш канал уже уже рассказал о первом камазовском ударе. Это семейство Компас. Но оно ударит по рыночным позициям не китайских автопроизводителей, а по российской Группе ГАЗ. Позиции производителей из Поднебесной в сегментах легкого коммерческого транспорта и среднетоннажников не такие сильные.

Впрочем, самый главный удар КАМАЗом будет нанесен новейшим семейством К5. О нем мы также подготовим материал в самое ближайшее время.

Внешняя экспансия небольшими шагами

В мировом табеле о рангах место КАМАЗа сегодня во второй десятке мировых автогигантов, где-то между японским ISUZU и китайским JAC, партнером по проекту Компас. Однако сегодня после 2022 года резко ослабли позиции КАМАЗа на мировых экспортных рынках. В последние годы КАМАЗ отправлял на экспорт примерно 10% выпускаемой продукции. Сегодня потребители камских грузовиков находятся в 30 странах, хотя еще три года назад таких насчитывалось более пяти десятков.

-5

На перспективу главным направлением экспорта будут страны ближнего зарубежья – Беларусь, Казахстан, страны Центральной Азии и Южного Кавказа. Планируется, что на них и в перспективе придется порядка 70% экспорта. Путь в страны «золотого миллиарда», как и прежде, будет закрыт.

Остальные 30% экспорта в страны-партнеры, входящие в такие организации как БРИКС, ШОС и даже ОПЕК+ (Иран, Саудовская Аравия и др). Перспективными признаны такие рынки как Вьетнам, ряд стран Африки и Южной Америки и Кубы. КАМАЗ будет пытаться выйти в Юго-Восточную Азию.

Источник: www.business-gazeta.ru
Источник: www.business-gazeta.ru

Но в дальнем зарубежье придется вести острую конкурентную борьбу. Пока ударной силой на этих рынках будет семейство К3/К3+, которое выступит в сегменте low-cost. Но постепенно новое поколение К5 должно заменить морально устаревшую технику, и к 2030 году занять половину экспорта КАМАЗа. Семейство К5 будут продавать по цене китайских конкурентов, или на 20% ниже цены грузовиков «большой европейской семерки».

Для усиления рыночных позиций на развивающихся рынках и расширения экспортных возможностей КАМАЗ будет выпускать праворульные грузовики и расширит производство поколения К3 и К5 на тяжелых мостах. В целом же, за границей планируется продавать более 9 тысяч грузовиков КАМАЗ к 2030 году.

Источник www.business-gazeta.ru
Источник www.business-gazeta.ru

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

источник