Найти тему
Строительный мир

Россия и Беларусь возрождают уникальный, некогда секретный советский проект

Оглавление

В середине прошлого века советские ученые первыми в мире смогли создать уникальный энергетический объект, который предполагалось использовать в труднодоступных территориях для снабжения военных и гражданских объектов. Этой секретной разработкой занимались специалисты Обнинского Физико-энергетического института (изначально — Лаборатория «В»).

© Nuclear Energy and Technology 8(2). – June 2022. – P. 140 / CC BY 4.0 (Энергоблок ТЭС-3)
© Nuclear Energy and Technology 8(2). – June 2022. – P. 140 / CC BY 4.0 (Энергоблок ТЭС-3)

В 1961 году, спустя примерно пять лет после страта проекта, была готова транспортабельная атомная электростанция (ТЭС-3). Испытания АЭС, перевозимой на четырех гусеничных шасси, продолжались до 1965-го. Но по ряду причин Минобороны СССР отказалось от использования комплекса, поэтому реактор демонтировали, а машины своим ходом отправились на Камчатку, где их планировали применить для другого энергетического объекта. Но в итоге техника не пригодилась и оказалась попросту брошенной.

АЭС на колесах

Аналогичные исследования проводились и в БССР в Объединенном институте энергетических и ядерных исследований «Сосны» («Памир» был главным секретным проектом ОИЭЯИ-Сосны). К соответствующей работе отечественные ученые приступили в 1973-м, а тестирования передвижной АЭС проводились в 1985-1986 гг. недалеко от Минска.

На этот раз комплекс («Памир-630Д») размещался на четырех грузовых автомобилях. Стоит отметить, что станция работала исключительно в стационарном режиме. Тягачи лишь доставляли ее до нужного места. В случае необходимости АЭС можно было перевезти на другую точку.

Модель передвижной АЭС «Памир»
Модель передвижной АЭС «Памир»

Но и на этот раз испытания быстро свернули. На фоне катастрофы на Чернобыльской АЭС разработка подверглась критики. Хотя были и другие причины, помешавшие продолжению проекта. Подробнее об этих советских инициативах можно прочитать в нашей отдельной публикации по ссылке в конце статьи.

Возрождение проекта

В апреле текущего года на форуме «Атомэкспо-2024» академик-секретарь отделения физико-технических наук Национальной академии наук Белоруссии Сергей Щербаков заявил, что Москва и Минск обсуждают вопрос создания мобильного атомного реактора на новых технологиях. Он напомнил о советских проектах и подчеркнул, что такие установки могут быть востребованы во многих отдаленных районах России.

Американский передвижной атомный комплекс ML-1, 1960-е гг. В США проводили похожие исследования. Но в итоге проект сочли нецелесообразным
Американский передвижной атомный комплекс ML-1, 1960-е гг. В США проводили похожие исследования. Но в итоге проект сочли нецелесообразным

Как отметил в комментарии нашему каналу генеральный директор компании «Трансэнерком» Олег Шевцов, основное преимущество МАЭС заключается в мобильности и быстром монтаже таких станций.

«Мобильные АЭС могут быть использованы в качестве временного источника энергии в случае аварийных ситуаций или для обеспечения электроснабжения на строительных площадках, не имеющих доступа к центральным электростанциям», — поясняет эксперт.

Риски всегда есть

В настоящий момент в России реализуется проект плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС). В 2020 году в эксплуатацию сдали плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов», который базируется в порту Певек в Чукотском автономном округе — он способен выдавать в бортовые сети 70 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. Проект «Академик Ломоносов» демонстрирует потенциал ПАТЭС как эффективного и инновационного решения.

© «Росатом» / rosatom.ru (В 2019 г. на военно-техническом форуме «Армия-2019» научно-исследовательский и конструкторский институт (НИКИЭТ) им. Н. А. Доллежаля представил проект реакторных установок на автомобильном шасси)
© «Росатом» / rosatom.ru (В 2019 г. на военно-техническом форуме «Армия-2019» научно-исследовательский и конструкторский институт (НИКИЭТ) им. Н. А. Доллежаля представил проект реакторных установок на автомобильном шасси)

Однако, несмотря на принимаемые меры безопасности, всегда остается риск возникновения на атомных станциях аварийных ситуаций, которые могут привести к выбросу радиоактивных веществ в окружающую среду и угрожать здоровью людей и экосистеме. По словам Олега Шевцова, это может существенно тормозить развитие МАЭС как перспективного направления в области электроэнергетики.

В то же время для многих регионов России, например, Приморья, Якутии, Курильских островов и Сахалина, крайне актуальна возможность оперативно подключать энергетические мощности, способные удовлетворить потребности населенного пункта средних размеров или энергоемкого производства. Поэтому и существует необходимость в разработке и внедрении мобильных электростанций — компактных установок, предназначенных для производства электроэнергии на удаленных или труднодоступных территориях.