В середине прошлого века советские ученые первыми в мире смогли создать уникальный энергетический объект, который предполагалось использовать в труднодоступных территориях для снабжения военных и гражданских объектов. Этой секретной разработкой занимались специалисты Обнинского Физико-энергетического института (изначально — Лаборатория «В»).
В 1961 году, спустя примерно пять лет после страта проекта, была готова транспортабельная атомная электростанция (ТЭС-3). Испытания АЭС, перевозимой на четырех гусеничных шасси, продолжались до 1965-го. Но по ряду причин Минобороны СССР отказалось от использования комплекса, поэтому реактор демонтировали, а машины своим ходом отправились на Камчатку, где их планировали применить для другого энергетического объекта. Но в итоге техника не пригодилась и оказалась попросту брошенной.
АЭС на колесах
Аналогичные исследования проводились и в БССР в Объединенном институте энергетических и ядерных исследований «Сосны» («Памир» был главным секретным проектом ОИЭЯИ-Сосны). К соответствующей работе отечественные ученые приступили в 1973-м, а тестирования передвижной АЭС проводились в 1985-1986 гг. недалеко от Минска.
На этот раз комплекс («Памир-630Д») размещался на четырех грузовых автомобилях. Стоит отметить, что станция работала исключительно в стационарном режиме. Тягачи лишь доставляли ее до нужного места. В случае необходимости АЭС можно было перевезти на другую точку.
Но и на этот раз испытания быстро свернули. На фоне катастрофы на Чернобыльской АЭС разработка подверглась критики. Хотя были и другие причины, помешавшие продолжению проекта. Подробнее об этих советских инициативах можно прочитать в нашей отдельной публикации по ссылке в конце статьи.
Возрождение проекта
В апреле текущего года на форуме «Атомэкспо-2024» академик-секретарь отделения физико-технических наук Национальной академии наук Белоруссии Сергей Щербаков заявил, что Москва и Минск обсуждают вопрос создания мобильного атомного реактора на новых технологиях. Он напомнил о советских проектах и подчеркнул, что такие установки могут быть востребованы во многих отдаленных районах России.
Как отметил в комментарии нашему каналу генеральный директор компании «Трансэнерком» Олег Шевцов, основное преимущество МАЭС заключается в мобильности и быстром монтаже таких станций.
«Мобильные АЭС могут быть использованы в качестве временного источника энергии в случае аварийных ситуаций или для обеспечения электроснабжения на строительных площадках, не имеющих доступа к центральным электростанциям», — поясняет эксперт.
Риски всегда есть
В настоящий момент в России реализуется проект плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС). В 2020 году в эксплуатацию сдали плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов», который базируется в порту Певек в Чукотском автономном округе — он способен выдавать в бортовые сети 70 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. Проект «Академик Ломоносов» демонстрирует потенциал ПАТЭС как эффективного и инновационного решения.
Однако, несмотря на принимаемые меры безопасности, всегда остается риск возникновения на атомных станциях аварийных ситуаций, которые могут привести к выбросу радиоактивных веществ в окружающую среду и угрожать здоровью людей и экосистеме. По словам Олега Шевцова, это может существенно тормозить развитие МАЭС как перспективного направления в области электроэнергетики.
В то же время для многих регионов России, например, Приморья, Якутии, Курильских островов и Сахалина, крайне актуальна возможность оперативно подключать энергетические мощности, способные удовлетворить потребности населенного пункта средних размеров или энергоемкого производства. Поэтому и существует необходимость в разработке и внедрении мобильных электростанций — компактных установок, предназначенных для производства электроэнергии на удаленных или труднодоступных территориях.