Чрезвычайное поручение. СССР, 1966. Режиссеры Степан Кеворков и Эразм Карамян. Сценарист Константин Исаев. Актеры: Гурген Тонунц, Борис Чирков, Эльза Леждей, Семён Соколовский, Владимир Кенигсон, Владимир Дружников, Нина Шацкая и др. 30,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Степан Кеворков (1903–1991) и Эразм Карамян (1912–1985) поставили 9 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Лично известен», «Чрезвычайное поручение», «Взрыв после полуночи», «Последний подвиг Камо») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (правда, «Последний подвиг Камо» С. Кеворков снял уже не с Э. Кармяном, а с Г. Мелик–Авакяном).
«Чрезвычайное поручение» – самый кассовый фильм этого режиссерского тандема, по стилистике временами похожий на приключенческие боевики Э. Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи», только с несколько большей дозой «серьеза».
Но именно за эту приключенческую легкость (местами на грани пародии) сюжета и журили советские кинокритики «историко–революционную драму» «Чрезвычайное поручение» в год его выхода на всесоюзный экран.
К примеру, кинокритик Андрей Зоркий (1935–2006) подошел к этому фильму с непривычным для его бойкого пера идеологическим пафосом: «Следить за развитием событий интересно. Что совсем немаловажно, ибо даже в приключенческом фильме авторы нередко забывают о необходимости увлекательного повествования и мало думают о захватывающем сюжете. … Мы понимаем — без критических ситуаций, неожиданно возникающих опасностей в этом фильме не обойтись. Однако ситуации эти, на наш взгляд, найдены в картине весьма неточно. … Нет, мы не сомневаемся: зритель полюбит героя. Взволнуется его судьбой. Ни на секунду не усомнится в его отваге. Он испытает чувство гордости, когда в последний раз увидит Камо и услышит слова диктора: «В этот день Камо выполнил поручение великого Ленина». За это можно быть благодарным авторам фильма. Но их рассказ мог бы стать значительнее. Ослабление драматургии, укрупнение второстепенного, беглое иллюстрирование важного — в этом, на наш взгляд, просчеты сценария К. Исаева. Отразилось ли это на образе самого Камо? Да. Ведь характер героя раскрывается всегда в борении, в преодолении трудностей. А разве не исключительные трудности, не крайние опасности были по плечу Камо? Разве не поэтому именно он должен был выполнить чрезвычайное поручение Ленина?» (Зоркий, 1966: 35–37).
В статье, опубликованной в журнале «Советский экран», отмечалось, что «в фильме есть две силы – реальные, осязаемые, вступающие в жестокую схватку между собой. Но, судя по всему, автору сценария К. Исаеву и постановщикам… показалось, что этому поединку не будет хватать занимательности. Иначе трудно объяснить появление некоторых эпизодов, отмеченных и детективным штампом, и невзыскательным вкусом» (Десняцкий, 1966: 3).
Эта картина до сих пор вызывает интерес у зрителей:
«Фильм очень понравился. Смотрится на одном дыхании. Г. Тонунц в роли Камо великолепен. Б. Чирков – хороший артист. Я привыкла видеть его в положительных ролях, а в этом фильме он сыграл отрицательную роль. И как сыграл! Он мне противен. Музыка замечательная. … А Камо – каков, а? Даже не верится, что всё это было в жизни реального человека. Здорово!» (Альфия).
«Редкий фильм – все персонажи карикатурные. Карикатурные Свердлов и Дзержинский (хотя в 1965 году это было не так заметно), карикатурные анархисты Кенигсон и Крамаров. Увлеченно "валяют ваньку" Леждей, Чирков, Соколовский, Дружников. А уж у великого Гургена Тонунца – просто бенефис, сплошная эскапада. Козлобородые истеричные тифлисские меньшевики массово перемещаются из зала заседаний в ростовский ресторан – ну, правда, одни и те же лица. Для этих сцен, видимо, задействован весь ветеранский фонд советского кино. Сегодня, когда мы знаем, как именно трагически закончил жизнь Камо, и кто приложил руку к его кончине, фильм с его клоунадой смотрится как ужасный трагифарс» (Думитру С.).
«Не смешите. В политическом плане фильм совершенно политкорректен с точки зрения 1965 года. Анархисты показаны разбойниками, белые офицеры делятся на а) запутавшихся людей в депрессии (в поезде) и палачей, сотрудничающих с террористами (в ресторане), Камо – благородный рыцарь, как и прочие большевики. Публичный дом символизирует упадок старого мира. Все расставлено железно правильно. Что касается выбора художественных средств, то стиль голливудского шпионского боевика в революционном кино очень даже поощрялся. Например, "Красные листья", "Новые приключения неуловимых", "Таинственный монах", "Огненные версты"» (Уробороз).
Киновед Александр Федоров
Пятеро с неба. СССР, 1969/1970. Режиссер Владимир Шредель. Сценарист Леонид Браславский. Актеры: Глеб Селянин, Герман Юшко, Роман Громадский, Александр Чирков, Виктор Семёновский, Дитмар Рихтер и др. 30,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Шредель (1918–1993) за свою карьеру поставил 15 игровых лент разных жанров, но только два из них – остросюжетный фильм «Пятеро с неба» и детектив «Дела давно минувших дней» вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.
Во время Великой Отечественной войны нацисты привозят на Восточный фронт химоружие, но об этом уже знают советские разведчики, которых забрасывают в тыл врага… Их миссия и опасна, и трудна, но он должна быть выполнена…
Этот военный боевик и сегодня нравится многим зрителям XXI века:
«Очень качественный, безо всякой клюквы, ничуть не устаревший фильм о войне» (Слава).
«Сбился со счета, сколько раз смотрел этот замечательный фильм. С друзьями из класса, с дворовыми приятелями, в деревенском клубе, куда его каждое лето привозили. Ну, и каждый раз, когда по телевизору показывают, стараюсь не пропустить. Этот фильм можно смотреть бесконечно – и каждый раз "прочитывать" по–новому» (Анджей).
«Один из лучших фильмов приключенческого жанра в нашем кино. Первый раз смотрел в детстве и был зачарован эпизодом, в котором разведчик–циркач лезет "под купол" (Балдахин).
«Это замечательный советский фильм. Первый раз я его смотрел в начале семидесятых и помню очень понравился. В эпоху до компьютера и интернета старался не пропускать показа «Пятеро с неба» по ТВ. … Минимум один раз в год я обязательно смотрю этот киношедевр. … Великое советское кино!» (Дваш).
«Было время, когда мы с приятелем, пропустив занятия в школе, "загуляв", просмотрели подряд этот фильм 2 или 3 раза, разглядывая детали этого замечательного фильма с прекрасными артистами» (Мирный).
Отличный фильм! Сдержанно и без пафоса – и как будто в документальной съемке – показаны люди рискующие жизнью за Родину» (Киевлянин).
«Смотрел когда–то в далеком детстве. Но на всю жизнь в память наглухо врезался именно белобрысый латыш с интересным акцентом и красивым чуть ли не роковым именем Лайма на руке. Мощный персонаж. Шедевральный даже. При том можно сказать, ключевой и наиболее ярко обыгранный. Во многом лента обязана именно его персонажу. Эпизод на мельнице просто сразил наповал. Как у него интонации меняются... Герой и чудовище в одном лице. ... Актер сработал гениально» (Тал).
Киновед Александр Федоров
Тайны мадам Вонг. СССР, 1986. Режиссер Степан Пучинян. Сценарист Станислав Говорухин. Актеры: Армен Джигарханян, Серик Конакбаев, Ирина Мирошниченко, Александр Абдулов, Ованес Ванян, Дилором Камбарова, Болот Бейшеналиев, Лариса Лужина, Евгений Жариков, Альгимантас Масюлис, Марина Левтова, Наталья Гвоздикова, Владимир Никитин, Степан Пучинян и др. 30,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Степан Пучинян (1927–2018) поставил восемь фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских фильмов вошли «Повесть о чекисте», «Схватка», «Из жизни начальника уголовного розыска», «День свадьбы придется уточнить» и «Тайны мадам Вонг».
«Тайны мадам Вонг» явно задумывались как продолжение самого кассового советского фильма «Пираты XX века», собравшего в кинозалах 87 млн. зрителей. Но лента вышла уже зарождавшуюся видеоэпоху, когда советские кинозрители смогли наконец–то увидеть на VHS самого Брюса Ли, поэтому «Тайны…» в итоге, смогли похвастаться только 30-ти миллионной аудиторий…
Итак, спустя пять лет после «Пиратов ХХ века» сценарист Станислав Говорухин и режиссер Степан Пучинян сделали своего рода «Возвращение пиратов ХХ века» – боевик под названием «Тайны мадам Вонг». Заглавную роль здесь сырала Ирина Мирошниченко, а мужские партии достались Армену Джигарханяну и Александру Абдулову.
«Тайны...» старательно копируют далекую от идеала сценарную схему «Пиратов...»: многочисленные сюжетные неувязки, абстрактная приблизительность фона, одномерность персонажей и т.д.
Но хуже другое – эта пиратская эпопея откровенно скучна, трюковые эпизоды поставлены вяло, сотни метров пленки расходуются на съемки без выдумки и зрелищности.
Понятен исходный посыл создателей ленты – показать героизм бравого моряка, в одиночку справившегося с целой шайкой пиратов. Но вторичность сюжетных решений и отсутствие необходимых для «хита» профессиональных навыков фактически приводят к нулевому художественному результату...
В отличие от кинозрителей советские кинокритики встретили «Тайны мадам Вонг» резко негативно.
К примеру, кинокритик Петр Смирнов, перечислив большое количество накладок и нестыковок, которые он увидел в фильме С. Пучиняна, писал, что «единственное объяснение всем этим «почему», возникающим едва ли не на каждом сюжетном повороте, могут дать слова из песни, которую пели, помнится, комические коллеги нынешних пиратов из фильма «Айболит–66»: «Нормальные герои всегда идут в обход». … Особенно, если идти в обход логики и здравого смысла, как это желают персонажи фильма. Увы, и их вялое, утомительное путешествие по газонам ботанического сада, на который сильно похожи представленные на экране джунгли необитаемого острова, и картонный крокодил, вызывающий своим появлением смех в зале, и бутафорский обвал в пещере не способны увлечь нас. Как не способны сделать это и герои картины по причине полного отсутствия характеров – их не заменишь каскадерскими трюками» (Смирнов, 1986: 9). Фархад Агамалиев в «Спутнике кинозрителя» был помягче, назвав работу С. Пучиняна «романтическо–приключенческой лентой» (Агамалиев, 1986: 9).
Мнения аудитории XXI века о «Тайнах мадам Вонг» полярны:
«Фильм "Тайны мадам Вонг" – это "моя золотая коллекция "! Я смотрел его двадцать.. возможно тридцать раз и не могу сказать, что потерял при этом хоть сколько–нибудь времени… детство… выходной.. небольшая очередь за билетами и… вот оно — из обычной Советской серенькой действительности (вот бы немного той действительности вернуть обратно..), я прямой наводкой попадал на экзотические острова, был участником приключений, разыскивал клады. Не стану списывать всё на детское очарование, собственно "Тайны мадам Вонг": очень даже солидный приключенческий фильм с полным набором сопутствующих атрибутов — погони, драки, похищения, поиски сокровищ; действие может показаться слегка затянутым, особенно молодым людям, но это от того, что в те уже далёкие времена, создатели кино не пытались огорошить публику частотой кадра, преследовались другие, более художественные цели; прекрасные актёры, на все времена, просто наслаждаешься их игрой» (Материаловед).
«Изумительный фильм. Хорошо поставлен. Прекрасный актерский состав. Много в этом фильме есть и экзотики. Первый раз я фильм «Тайны мадам Вонг» посмотрел в год его выхода на экраны страны. И после первого просмотра мне этот фильм сразу понравился» (Р. Горнштейн).
«C "Пиратами ХХ века" фильм ни в какое сравнение не идет. Жалкое подобие. Несмотря на задействование классных актеров. Кстати, "Гангстеры в океане" – такое же убожество. Особенно повеселила сцена с крокодилом, которого убивает герой Джигарханяна. В театре кукол такое вполне сошло бы, но для кино это позорище» (Фидель).
«Фильм разочаровал. Помню как гремел он в свое время. Думаю, только благодаря несоветской экзотике: яхты, острова, пираты, сокровища. Из художественных достоинств – только красавица мадам Вонг (правда, с очень добрым взглядом) и красивый сценарный ход – последний эпизод, когда она остается одна с золотом в открытом океане. … Склеено все как–то небрежно, в сценарии – провалы. … В общем, халявщики кино делали» (Натали).
Киновед Александр Федоров