Десятый шаг. СССР, 1967. Режиссер Виктор Ивченко. Сценарист Николай Фигуровский (по мотивам произведений Роберта Эйдемана). Актеры: Нинель Мышкова, Павел Морозенко, Николай Козленко, Юрий Волков, Алексей Сафонов, Владимир Дружников, Константин Степанков и др. Прокат в СССР – с 11 июля 1967: 18,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Виктор Ивченко (1912–1972) поставил 13 фильмов, из которых 8 («Судьба Марины», «Есть такой парень», «ЧП», «Иванна», «Серебряный тренер», «Гадюка», «Десятый шаг» и «Софья Грушко») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.
В центре сюжета этого нешаблонного приключенческого фильма – ликвидация одной из банд, которая продолжает грабить и убивать после окончания гражданской войны…
Советская кинопресса отнеслась к «Десятому шагу» в целом позитивно.
Так известный литературовед и кинокритик Л. Аннинский (1934-2019) в своей рецензии писал, что в «Десятом шаге» «Виктор Ивченко ещё раз доказал, что нет таких традиционных сюжетов в которых нельзя было бы открыть глубины настоящего драматизма» (Аннинский Л. «Десятый шаг» // Спутник кинозрителя. 1967. № 12: 5-7).
Грани этого «настоящего драматизма» отмечаются и в отзывах зрителей XXI века:
«Великолепнейший фильм… Впервые в нашем кино услышал термин «белопартизаны». … Да и сами белопартизаны показаны не совсем так как в подавляющем большинстве наших фильмов про гражданскую войну: одно только саркастическое хоровое исполнение «Смело мы в бой пойдём» перед казнью красного чего стоит! Самый неожиданный эпизод в фильме, когда «красный» мальчик убивает красного же разведчика, думая, что тот бандит!» (Г. Воланов).
«Фильм отличный. По просмотру у меня возник обоснованный вопрос: почему в советское время картину не показывали по ТВ (или показывали крайне редко). Полагаю, что причиной тому неупрощенческий подход при изображении событий…» (Михаил)
Киновед Александр Федоров
Остров сокровищ. СССР, 1972. Режиссер Евгений Фридман. Сценаристы Эдгар Дубровский, Евгений Фридман (по роману Р.Л. Стивенсона). Актеры: Борис Андреев, Ааре Лаанеметс, Лаймонас Норейка, Альгимантас Масюлис, Людмила Шагалова, Витаутас Томкус, Андрей Файт, Владимир Грамматиков и др. 18,0 млн. зрителей за первый год демонстрации
Режиссеру «Острова сокровищ» – Евгению Фридману (1929–2005), увы, не повезло: эта экранизация романа Стивенсона осталась единственным поставленным им полнометражным фильмом.
Советская кинопресса встретила «Остров сокровищ» Е. Фридмана острой критикой:
«Смотришь на экран и ловишь себя на мысли, что на сей раз перед нами добросовестное переложение основных сцен романа, но — странное дело — я затруднился бы сформулировать, какая же мысль вела режиссера, какую задачу, какую цель он перед собой ставил. А в итоге — ощущение художественной бедности, которое, несомненно, возникает из–за того, что в этом населенном многими персонажами приключенческом фильме неприметно мелки люди, образы, характеры. … Теперь пора перейти к центральной фигуре… Джону Сильверу. В новом фильме его играет Борис Андреев. Что здесь скажешь, здесь имя и талант говорят сами за себя. Борис Андреев! Лично я не помню такого фильма, где бы он сыграл плохо. И в этой картине он играет сочно, красочно. Если бы весь фильм был выдержан на этом уровне! … И я вновь и вновь пытаюсь ответить себе на главный вопрос: зачем, ради чего ставился этот фильм? Он проигрывает по всем статьям старой постановке, и будет очень прискорбно, если он вытеснит ее с детских утренников. К сожалению, наверное, так и произойдет. Ибо у картин одно название. Значит, погибнет старая картина» (Ревич, 197: 26, 28–29).
Вот здесь кинокритик Всеволод Ревич оказался плохим предсказателем: вскоре после премьеры «Острова сокровищ» в советском прокате 1972 года Евгений Фридман попал в немилость у кинематографического начальства, был лишен права на съёмки новых полнометражных работ и через несколько лет был вынужден эмигрировать в США…
Мнения зрителей об «Острове сокровищ» Е. Фридмана существенно различаются:
«Безусловно, шедевр…, очень добрый фильм, и актеры подобраны мастерски, никто кроме Андреева не сыграет главаря пиратов так убедительно и правдоподобно. Особенно запомнилась рок–н–рольная песня «15 человек на сундук мертвеца» (А. Болдырев).
«Посмотрел его впервые подростком после прочтения романа Р. Стивенсона. Огромное впечатление произвели и актеры (удачное соединение русской и прибалтийской актерских школ), и музыка в фильме. И долго скучал по этому фильму. Не знал, что его не показывают из–за эмиграции режиссера. Согласен, что два поколения глупо лишили возможности получить наслаждение увидеть героев Стивенсона в лучшей экранизации его романа» (Леонид).
«Для меня существует один Джон Сильвер – тот, которого сыграл Борис Андреев. Прямо как со страниц романа сошел – большой и сильный, грузный и ловкий, жестокий и добродушный, умный и хитрый, улыбающийся и хмурый – это все он. Вот честно слово – злодей, а симпатизируешь почему–то ему. Вот что значит актерское обаяние!» (Н. Волкова).
«У Фридмана помимо плохо написанного сценария, в целом отсутствует живость всего происходящего, необходимая для приключенческого кино. Лично меня происходящее на экране не захватывало, плюс не понравилась музыка Рыбникова, ну, абсолютно не понравилась» (Лагардер).
Киновед Александр Федоров
Константин Заслонов. СССР, 1949. Режиссеры Владимир Корш–Саблин, Александр Файнциммер. Сценарист Аркадий Мовзон (по собственной пьесе). Актеры: Владимир Дружников, Юрий Толубеев, Александр Хвыля и др. 17,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Корш–Саблин (1900–1974) поставил около двух десятков игровых лент, пять из которых («Моя любовь», «Константин Заслонов», «Первые испытания», «Красные листья», «Москва – Генуя» и др.), вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.
Режиссер Александр Файнциммер (1905–1982) поставил 20 фильмов в немом и звуковом кино. Фильмы эти были разных жанров, но в основном режиссера привлекали остросюжетные истории, хотя на его счету есть и несколько популярных комедий.
Многие картины А. Файнциммера вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент («Константин Заслонов», «У них есть Родина», «Овод», «Девушка с гитарой», «Далеко на Западе», «Пятьдесят на пятьдесят», «Трактир на Пятницкой», «Без права на ошибку», «Прощальная гастроль "Артиста"»).
Лента о белорусских подпольщиках и партизанах «Константин Заслонов» имела большой успех у зрителей.
В «Краткой истории советского кино» исполнители главных ролей в этом фильме получили высокую оценку. Но, по мнению, киноведов, «менее удались авторам образы оккупантов, ни показаны лишь внешне, плакатно. Постановщиков фильма следует упрекнуть в и в излишнем увлечении батальными сценами за счет раскрытия внутреннего мира героев, что снизило художественную ценность этого патриотического фильма» (Грошев и др., 1969: 343).
Воспоминания зрителей об этом фильме охвачены ностальгией по детству:
«Очень давно смотрел этот фильм, впечатления и восторг: посмотрев его, мы, пацаны, делились на две группы и играли в подпольщиков и немцев, а потом менялись, играли даже на переменах в школе. Как было всё интересно!» (Дымок).
Киновед Александр Федоров