Найти тему

Артефакты из прошлого как носители исторической памяти

Историческая память — это процесс познания прошлого, включающий отбор и сохранение о нем важнейшей информации. Можно сказать, что такая память есть один из способов получения человеком опыта времени, которое сосредоточено в прошлом.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Решающее значение для понимания исторической памяти как феномена имеет различие между памятью и историей. Данная статья посвящена размышлению над способом взаимодействия с памятью через предметы, дневники, тексты отдельных личностей.

Первый пример — спектакль Бориса Павловича «Вещественные доказательства». Как известно, люди живут, окруженные вещами, в которых законсервированы истории. Вещь — это и молчаливый свидетель, и архив человеческого опыта, она доказывает существование человека, легко заменяема, быстро тиражируема, и мы имеем полное право расстаться с ней довольно легко, но есть предметы — якоря, которые несут в себе наши воспоминания. Работа над данным спектаклем протекала как сбор историй реальных людей и их вещей. Первая часть представляет собой экскурсию, на которой зрителей знакомят с «экспонатами памяти». Вторая часть разыгрывается как аукцион. Ложка, носки, порванные струны, книга, губная помада и многие другие, никак не связанные друг с другом бытовые вещи, как и в обычном музее, здесь обрастают смыслом, благодаря хорошей экскурсии и нахождением правильных слов. Оказывается, предмет становится ценным тогда, когда на него есть, кому посмотреть.

-2

Вторая постановка, «Свидетельствуя за свидетеля. Как пропеть пустоту», — результат работы инклюзивной театральной лаборатории «Собиратели опыта». Режиссер Дарья Ковальская вместе с участниками и сотрудниками музея рассматривала историю репрессий через призму семейной и индивидуальной памяти, искала в сохранившихся письмах, дневниках, рассказах очевидцев и их родственников ответ — как восстановить прерванную память о событиях 1930-х — 1950-х годов. Результатом работы лаборатории стал спектакль, основанный на документальных материалах, собранных Музеем истории ГУЛАГа. В постановке нет линейной истории и последовательного нарратива — только множество голосов, судеб, сплетенных воедино. Спектакль повествует о попытке нашего поколения соотнестись с прошлым злом, которое до сих пор не разрушено, и задается вопросом, все ли из представленных артефактов располагают возможностью общаться через поколения, и как именно они сообщают информацию о себе.

-3

Третий пример представляет собой театральное путешествие в эпоху молодости наших родителей. «Два перстня» Дмитрия Волкострелова — спектакль не про время, а про сами песни — существующие вне контекста времени, как космонавты в космосе. Наши родители слышали, что происходит там, за «железным занавесом», в том мире, — какая музыка там писалась. И пытались как-то это переработать, привнести в реальность Советского Союза. Это получалось местами странно, местами смешно, очень по-разному, но само желание людей соотноситься с окружающим миром — было всегда.

В этом спектакле остается внимание к звуку, его устройству и формированию. А также к предметам, которые окружают эти звуки (именно так, а не наоборот). Мы под микроскопом рассматриваем метафоры ушедшей эпохи и стараемся проникнуть внутрь тех вещей, событий, слов и песен, которые составляли ядро целого поколения.

-4

В завершении хочется сказать, что, кажется, всегда была и остается «ушибленность» своим прошлым. Но можно работать с ним в театре не как с историческим полотном, а как с живой тканью современности, потому что проблемой является не история, а именно рефлексия о памяти. Именно память формирует основное концептуальное условие, делающее историописание возможным. Без памяти невозможен был бы опыт времени, а без опыта времени мы не могли бы правильно располагать события в прошлом.

Автор статьи: Влада Булыгина

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊