Найти тему
Гуляем и смотрим

"Парусия" в тульском Атриуме - отражение незримого присутствия

Открытие тульского филиала Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва ожидается только в 2025 году. Но уже этой весной в атриуме Тульского кремля можно приобщиться к православному искусству. Сегодня я хочу пригласить вас на выставку "Парусия", чтобы полюбоваться творческим отражением духовного и культурного наследия Русской Православной Церкви.

Паруси́я (от греч. παρουσία (парусиа) — присутствие, приход, прибытие) – термин, обозначающий обещанное через Божественное откровение явление Господа во Славе при Втором пришествии. Слово парусия переводится и как пришествие, и как присутствие.
-2

Думаю, логичнее всего рассказать о выставке в разрезе направлений в искусстве. Хотя, при входе у меня буквально разбежались глаза от того, что хотелось поближе подойти ко всему и сразу.

Экспонируются предметы из коллекции Тульского музейного объединения, музея-заповедника «Куликово поле» и Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор». Представлены также дизайн-проекты интерьеров церкви, дизайн-проекты в области ландшафтного благоустройства, реставрационные проекты.
  • Иконопись
И. Щербатых "Равноапостольная княгиня Ольга"
И. Щербатых "Равноапостольная княгиня Ольга"

Вполне логично, что именно иконы составляют значительную часть экспозиции. Для меня это особенный вид искусства, в котором тесно переплетаются живопись и мощная религиозная составляющая. Приходя не в храм, а на выставку, я и любуюсь иконами именно с художественной точки зрения. На Руси иконопись появилась одновременно с возникновением христианства и за столетия обросла традициями. Современные иконы отражают то, что было заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев.

Отцы церкви утверждают, что иконный образ восходит к первообразу, то есть представляет собой не личное восприятие художником евангельских лиц, событий, а запечатлевает образ божественный, сверхъестественный. Иконописец пишет икону якобы не от себя, а как бы от Бога.
  • Витраж
-5

Витражи у меня чаще ассоциируются с католическими храмами. В православных церквях витражи именно с иконописными изображениями появились только в конце XIX века. Я чаще встречаю витражные вставки с орнаментом в оконных проёмах, как, к примеру, в храме Вооружённых Сил России.

  • Мозаика
С. Хабаров "Христос Пантократор"
С. Хабаров "Христос Пантократор"

Мозаичные изображения на фасадах храмов или в арках монастырей я очень люблю. Порой встречаются целые картины со сложными сюжетами. Первые мозаики на Руси появились в XI веке в древнем Киеве при оформлении Софийского собора и других храмов.

Сегодня существует целый ряд мозаичных мастерских, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне. В современной практике храмостроительства мозаичная декорация используется, как правило, в виде отдельных образов, расположенных на фасадах и в интерьерах храмов.
-8
  • Скульптура
В. Селиванов "Троица"
В. Селиванов "Троица"

На сегодняшней выставке самое большое впечатление на меня произвели скульптуры. К "Троице" я возвращалась несколько раз, пытаясь разгадать волшебство её розового свечения. Конечно большую роль играет цвет постамента, но ведь он не настолько яркий, чтобы буквально зажечь всю композицию. А ещё, на мой взгляд, абсолютно всем скульпторам удалось передать утончённую одухотворённость образов.

  • Резьба

Существует множество видов церковной резьбы: геометрическая, растительная, сюжетная. Чаще всего мне встречается резьба по дереву, поэтому сегодня хочу обратить ваше внимание и на другие материалы.

Во все времена церкви и храмы украшали разными тайными символами, замысловатыми орнаментами и причудливой резьбой с религиозными сюжетами. Можно утверждать, что именно храмовое искусство дало в свое время толчок к развитию и распространению резьбы как таковой.
  • Вышивка
-13

Когда я наблюдаю за праздничными церковными богослужениями, то всегда восхищаюсь облачением священников, цвета которого символизируют духовное значение событий. Возрождённые мастерские церковного золотошвейного мастерства сегодня действуют во многих монастырях.

Не каждая мастерица могла вышивать церковные облачения. Этот труд был делом не только физическим, но и духовным. Женщины сопрягали работу с молитвой: когда игла входила в ткань, вышивальщица мысленно произносила: «Господи», а когда вытягивалась – «благослови».
  • Керамика
-15

Керамические изделия на выставке выглядят непосредственно-милыми. Особенно понравились мне композиции в стиле тульской городской игрушки, о которой я уже рассказывала во время посещения Тульского музея декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

  • Эмальерное искусство и пасхальные яйца
-17

Пасха - один из самых важных христианских праздников. И конечно же один из традиционных символов праздника - пасхальное яйцо. Помимо традиционных расписных куриных яиц изготовлением декоративных яиц занимались пекари, иконописцы и даже монахи Троице-Сергиевой лавры. Поэтому пасхальное яйцо превратилось со временем в часто очень даже изысканный подарок. Я традицию обмениваться яйцами на Пасху очень люблю.

Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мёртвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное, подтверждая её благую весть.
  • Архитектура
Собор св. Екатерины, г. Екатеринбург
Собор св. Екатерины, г. Екатеринбург

Когда я собиралась на выставку, то думала, что архитектурная её часть хоть и интересна, но смотреть там особенно нечего. Я очень ошибалась. Помимо макетов храмов на фотографиях очень много реставрационных проектов. Часть из них уже воплощена в жизнь, я видела это во время своих прогулок. Это внушает надежду на то, что оставшаяся часть со временем тоже будет реализована.

  • Живопись
В.В. Харченко "Воистину воскресе"
В.В. Харченко "Воистину воскресе"

Честно говоря, картины произвели на меня наименее сильное впечатление. Может быть потому, что в русской живописи существует множество примеров религиозных сюжетов. Картины развешаны по всему периметру выставки, но устроителям почему-то, на мой взгляд, не удалось разместить их так, чтобы они привлекали внимание. Я покажу вам те, которые мне особенно понравились.

Помещение кремлёвского Атриума, на мой взгляд, очень подходит именно для такой выставки. Зал наполнен светом до такой степени, что если бы не блики ламп на витринах, можно было бы забыть, что находишься в помещении. А внутренний свет, наполняющий каждый экспонат, добавляет атмосферы, создавая настроение.

-23