Побывать в главном храме Вооруженных Сил России - Соборе Воскресения Христова - мне хотелось с того момента, как я увидела грандиозную церемонию его открытия 14 июня 2020 года. Осуществить эту свою мечту я смогла только почти четыре года спустя, во время своей рождественской поездки в Кубинку.
В нашей стране исторически сложилась традиция возведения церквей во имя побед и в память об участниках сражений. К примеру, в моей родной Тульской области в селе Монастырщино есть Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященный 30 сентября 1896 года, в память о подвиге русских воинов в Куликовской битве. Сегодня же я покажу вам Патриарший собор Русской православной церкви во имя Воскресения Христова — Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации, посвящённый Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Храм возвели буквально "в чистом поле", и это единственное, что вызывает у меня сложности в его восприятии. Будучи человеком нерелигиозным, я, тем не менее, уверена, что у каждой церкви должен быть свой приход.
До революции каждый православный подданный Российской империи был приписан к определенному приходу. Разумеется, он мог ходить и в другие храмы, но к своему приходскому храму не мог оставаться совсем безучастным. Как правило, именно на своих приходах православные российские подданные ежегодно исповедовались и причащались.
Здесь же прихода просто не может быть. Нет рядом населённых пунктов, жители которых приходили бы сюда не только по праздникам, но и просто вечером после работы, к "своему" батюшке, за советом, утешением или просто общением. Людей много, а ощущения больше музейные. Но это сугубо моё личное мнение.
Впрочем, довольно философствовать. Давайте смотреть. Главным архитектором храма, возведённого в русско-византийском стиле, стал Дмитрий Смирнов. О том, что собор посвящён воинам, уже издалека говорит его цвет – темно-зеленый цвет военной техники и стального оружия, с элементами, задекорированными под состаренную медь. В литые плиты, покрывающие лестницы и пол, добавлены переплавленные найденные при раскопках в местах, где проходили бои Великой Отечественной войны, остатки фашистского оружия и техники. Скажу честно, мне осознание этого добавило гордости за моих предков, когда я по ним прошлась.
Я довольно долго обходила храм, рассматривая фигуры на его стенах. Андрей Боголюбский и Илья Муромец, Пересвет и Ослябя, Александр Невский и Дмитрий Донской, князь Владимир и княгиня Ольга – имена, знакомые каждому, кто хоть немного знает историю России.
С восточной стороны установлена уникальная икона-складень Воскресения Христова, закрытая в будни. Ее торжественно открывают ровно на сутки по субботним дням в 17:00. Я приехала сюда в светлый праздник Рождества, поэтому смогла полюбоваться на икону в открытом виде.
На иконе изображен момент, когда воскресший Иисус выводит из ада ветхозаветных праведников. Красно-желтый фон символизирует и адское пламя, и огненный ужас войны. В закрытом состоянии на иконе виден только лик Христа, а на створках – архангелы, поражающие льва и змия.
Я не сразу поняла, почему экскурсоводы советуют начинать внутренний осмотр с нижнего Храма, посвященного Крестителю Руси, Святому Равноапостольному князю Владимиру. Подняться наверх можно и по внешней лестнице, и по лестницам (и даже на лифте) внутри. Внизу нет окон, но помещение буквально сияет, освещённое люстрами из витражного стекла.
Ни в одном храме до этого я не встречала такого обилия мозаики, сияющей сусальным золотом. Она здесь буквально повсюду - на стенах, на арках, на потолке.
Настенные мозаики отображают Крещение Иисуса, Крещение князя Владимира, Крещение Руси, Святое Воинство Небесное, а также монахов-подвижников: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Сергия и Германа Валаамских.
Повсюду в этот день дух Рождества, о котором напоминают маленькие живые ёлочки.
Во всём соборе на входах можно взять абсолютно бесплатные свечи. Есть ящички для пожертвований, и сколько вы хотите туда положить - ваш свободный выбор. За время своих путешествий я встречалась с подобным всего дважды - в часовне благоразумного разбойника в Анишино и в Белогорском Воскресенском мужском монастыре. Пожалуй, начинать посещение собора с нижнего храма правильнее из-за того, что он более камерный и менее суетный. Он словно сам рассказывает о том, как зарождалось христианство на Руси, наполняя силой духа её защитников.
Поднимаюсь в верхний храм в честь Воскресения Христова и сразу попадаю в царство света естественного и искусственного. В любом помещении я всегда непроизвольно поднимаю глаза вверх. Я ещё не встречала храмов с таким количеством витражей. Здесь же потолок практически весь из цветного стекла с изображениями сорока советских и российских орденов. Да и дополнительного освещения здесь достаточно, чтобы все настенные панно заиграли дополнительными красками.
Современные строительные технологии позволили создать потолочные своды в виде изогнутых витражей общей площадью 1418 квадратных метров (по числу дней и ночей Великой Отечественной войны).
Пожалуй, все самые канонические изображения собра на самом верху, под сводом главного купола, в центре которого мозаичное изображения Спаса Нерукотворного – копия с хоругви XII века.
А вот дальше всё уже не столь однозначно. На внушительных мозаичных панно образы Иисуса, Богородицы, святых покровителей российского воинства и канонизированных полководцев переплетаются с изображениями Боброка-Волынского, Суворова, Румянцева, князя Пожарского, Кутузова, Нахимова, простыми воинами. Можно увидеть изображения как классических евангельских сюжетов, так и главных битв прошедших веков от Куликовской до Сталинградской или, к примеру, крестный ход в блокадном Ленинграде с Казанской иконой Богородицы. Честно говоря, в моей голове всё это создало ощущение непередаваемого хаоса. Бесспорно красиво и символично, но, честно говоря, это не та атмосфера, за которой я прихожу в храм.
Пришли люди в церковь и ходят по ней, как по музею. Так уж сложилось, что история нашей страны неотделима от религиозной составляющей, как бы спорно это ни звучало. Но, по-моему, здесь с этим перебор. Хотя, с другой стороны, каждый, пришедший сюда, найдёт что-то для себя.
Главный двухъярусный алтарь выстроен в виде походных церквей. Над ним буквально парит барельефный образ Воскресшего Христа, торжественно шествующего в небесах (автор сюжета, как и внешнего складня, – Даши́ Намдаков).
Впрочем, и в верхнем храме можно зажечь свою свечу просто перед иконой.
"Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу". (цитата митрополита Сергия о начале войны из его послания от 22 июня 1941 года).
Надеюсь, что сегодняшний мой рассказ не получился излишне ворчливым. Прогулка-то уж точно была для меня интересной. И судя по количеству людей, не испугавшихся двадцатиградусных морозов, не для меня одной. Место ведь действительно потрясающее.