Мне кажется, что эстафеты в нашем спорте были всегда. Ориентирование зародилось как командный вид спорта и очень долгое время было буквально пропитано этим духом. Уже в 1965 году была проведена первая эстафета на всесоюзном уровне.
Главное в эстафете - общий старт
- Поначалу была одна дистанция для всех от старта до финиша. Азарт, толкучка, попытки убежать или догнать, очная борьба в реальном времени! Все 3 или 4 участника команды просто бежали одну и ту же дистанцию по очереди.
- Потом (чтобы исключить передачу информации) для одного из этапов (чаще первого, но иногда третьего) стали готовить отдельную трассу. Но всё равно это превращалось в бег за умеющим ориентироваться лидером с первого этапа до финиша.
И в нечеловеческие ухищрения этого лидера избежать преследования.
Переколка
- Со стороны судей тоже делались забавные попытки как-то растянуть паровоз первого этапа, например, знаменитая стартовая «переколка». На старте выдавались чистые карты, а после сигнала участник перерисовывал в неё дистанцию с лежащего перед ним образца, роль которого выполняла подготовленная судьями карта с дистанцией второго этапа его команды. Технически слабые ориентировщики могли потерять тут больше минуты и отстать от лидеров.
С 1971 года начались системные поиски способов рассеять участников 1го этапа, заставить всех самостоятельно искать пути движения и призмы в лесу. Инициаторами в этом деле выступили шведы, но и в СССР «схватывали на лету», внедряли буквально через год-два. Так и появился термин «рассев» и «шведская система», которые иногда будет встречаться в наших рассказах.
Перемешивание порядка прохождения этапов:
- В 1972-73 годах появилось «простое перемешивание» этапов: например, для 3х-этапной эстафеты стали готовить 3 разные дистанции; участники разных команд пробегали их в разной последовательности. Распределение не было известно заранее, но проблема преследования лидеров (только теперь трёх, а не одного) на первом этапе осталась. К тому же, при неравноценности дистанций терялась справедливость – чаще стали выигрывать те, у кого последний этап короче или проще.
Рассев на разветвляющихся дистанциях - система «Фарста»
- Революцией стала система «Фарста» для рассева на двух этапах. Её сложно объяснить без иллюстраций, но идея такова: если две дистанции сходятся и расходятся (то есть не абсолютно разные, а имеют последовательно общие и различные пункты), то уже на 4х КП (двух общих и двух разных) можно сделать 4 разные комбинации прохождения перегонов, на 6и - 8, на 8и пунктах-16! Причём за два этапа участники каждой команды пробегут абсолютно одинаковый с другими командами набор перегонов – справедливость будет соблюдена. Но теперь в течение всех двух этапов никто не может быть уверен, что его «попутчик» бежит на тот же пункт.
- Ещё через пару лет в такое перемешивание стали подключать пункты и перегоны третьего этапа, эту модификацию иногда называли «Ваннас». Но всё-таки старались, чтобы последний этап (или хотя бы его концовка) был общим для всех команд.
- Увы, эта система сильно повысила вероятность дисквалификации (случайной отметки на «чужом» КП), но таковы уж издержки.
В таком виде система организации эстафет в заданном направлении (как летних, так и лыжных) действует до сих пор.
Можно ещё добавить, что с лёгкой руки легендарного шведского организатора и популяризатора ориентирования Пео Бенгтссона система "Фарста" стала применяться и для рассева на индивидуальных соревнованиях с общим стартом «one man relay», или "эстафета одного участника”. Это очень повысило и спортивность, и зрелищность подобных соревнований.
А вот про зимние эстафеты на маркированной трассе надо рассказывать отдельно.