Найти тему
ЭСТАФЕТА

Эстафеты на маркировке. Штрафные круги

Вымирающий вид.

Думаю, этот рассказ надо начать с того, что в настоящее время зимние соревнования на маркированной трассе проводятся очень редко, а эстафеты со штрафными кругами - практически никогда. Слишком сложными стали казаться организация и судейство таких соревнований, да и интерес к командным соревнованиям сейчас заметно угас... Так что этот рассказ – про вымирающий вид ориентирования.

Маркировка.

  • Ориентирование на маркированной трассе – специфический и основной вид зимнего ориентирования в СССР 30-50 лет назад. У спортсмена на планшете - чистая карта, в лесу проложена размеченная («промаркированная») лыжня, по ходу движения встречаются контрольные пункты и их надо точно нанести на карту проколом булавкой или специальным компостером с чернильным ободком.
Компостер для прокола и отметки кп на маркировке (с)Ефим Штемплер
Компостер для прокола и отметки кп на маркировке (с)Ефим Штемплер

За ошибку – штрафные минуты (в личных соревнованиях) или штрафные круги (на этапах эстафет).

  • В этом - сходство с биатлоном и принципиальное отличие от основного вида (ориентирование в заданном направлении), где спортсмены должны самостоятельно искать путь и быстро пробегать между нанесёнными на карту контрольными пунктами.

Пятьдесят лет назад маркировка была у нас самым используемым, почти единственно возможным видом зимнего ориентирования: бескрайние просторы и глубокие снега России делали соревнования в заданном направлении трудными для организаторов и несправедливыми для спортсменов.

Подробно достоинства, недостатки и перспективы развития маркировки описал С.Б.Елаховский в своей книге «Бег к невидимой цели».

  • Если в личных соревнованиях правила начисления штрафа долгое время были очень строги (1 минута за каждый миллиметр отклонения, штрафы исчислялись десятками минут и даже часами), то в эстафетных соревнованиях возможный штраф на одном КП стали ограничивать почти сразу.

Системы оценки.

  • Отклонение до 3мм от истинной точки КП не штрафовалось ("льгота 3мм"), далее спортсмен получал 1 штрафной круг за каждые 3мм ошибки, но не более 3х кругов на одном КП («Система 3-6-9»). Более жёсткая система именовалась «2-4-6», также применялись более спортивные (до 2х кругов) системы «4-8» и «5-10».
  • Долгое время для упрощения и ускорения проверки оценочные «мишени» (концентрические круги соответствующих радиусов) наносились трафаретом или циркулем на обратную сторону карты в точности под правильной точкой КП. Затем обратная сторона карты заклеивались по периметру непрозрачной бумагой. После проколов всех пройденных КП на пунктах оценки (чаще всего их было по 2 на этапе, но иногда и 1) карты сдавались судьям, бумага срывалась и на обратной стороне сразу было чётко видно, в какой диаметр мишени попал прокол и сколько штрафных кругов «крутить» спортсмену.
  • Технология подготовки эстафет «с заклейкой карты» была неимоверно трудоёмкой и абсолютно негибкой, поэтому появилась технология оценки «на просвет» для обработки как личных, так и эстафетных соревнований,
Световой планшет для быстрого подсчёта штрафных минут или кругов на одном кп (с)Ефим Штемплер. Судья наводит истинную точку кп на мишень и видит, куда попал прокол на карте.
Световой планшет для быстрого подсчёта штрафных минут или кругов на одном кп (с)Ефим Штемплер. Судья наводит истинную точку кп на мишень и видит, куда попал прокол на карте.

Разрабатывался даже проект электронной оценки -для автоматического определения штрафа прямо в момент прокола .

Схема электронного определения штрафа на КП (с)Ефим Штемплер.
Схема электронного определения штрафа на КП (с)Ефим Штемплер.

Удалось создать, испытать, и даже выпустить несколько десятков таких систем. Это действительно была бы революция, участники нескольких маркировок в Черновцах успели получить массу незабываемых эмоций! Увы, на Всесоюзном уровне это всё осталось без применения.

Штрафные круги.

  • Проверять и "отрабатывать" штраф рекомендовалось через каждые 3-4 КП, поэтому пунктов оценки на этапе было, как правило, два. На каждом оценочном пункте прокатывалось два круга: короткий «оценочный» (обязательный для всех, за время его прохождения судьи проверяли карту и подсчитывали штраф) и длинный штрафной. Длина штрафного круга определялась километражем дистанции, количеством КП и системой оценки: сумма длин кругов при максимальном штрафе на всех КП должна была равняться длине этапа. Обычно получался круг в 500-600 метров, но могло быть и до километра.

Этот штрафной круг сразу становился центром притяжения и суеверий. В отличие от дистанции, на него перед стартом пускали всех без ограничения, довольно часто его предлагали в качестве разминочного. Излюбленной шуткой было застать там соперника на разминке и сказать ему: «О, тренируешь штрафные круги! Давай-давай, крутить много придётся!».

Получить несколько кругов было настоящим кошмаром, я не раз видел, как неудачники с большим штрафом снимали и кидали в снег уже ненужный и мешающий бегу планшет. Планшеты тогда были тяжёлыми, а круги – длинными.

  • Другой проблемой был подсчёт пройденных кругов, судьи это контролировали, но спортсменам не объявляли, при этом за «недобор» следовала обидная дисквалификация. Поэтому обычно вся команда помогала своему участнику, громко и ободряюще считая вслух.
Выносной старт первого этапа. Тамбов, ЦС "Буревестник" 1978г. На 1 этапе от Москвы бежит  А.Кобзарев.
Выносной старт первого этапа. Тамбов, ЦС "Буревестник" 1978г. На 1 этапе от Москвы бежит А.Кобзарев.

Первый этап – выносной старт.

  • Как и в лыжных гонках, первый этап, как правило, стартовал широкой шеренгой с какого-либо достаточно просторного поля. Стартовые лыжни разрешалось накатывать членам команды. Старт остальных этапов осуществлялся в другом месте – в зоне передачи, оценки и финиша.

Разные нитки этапов или перевешивание КП.

  • Два этапа обычно полностью совпадали, а один (чаще первый, но иногда и третий) отличался (для исключения передачи информации от уже финишировавшего первого этапа команды). Для этого либо готовили ещё одну дистанцию ("нитку"), либо просто перевешивали КП на другие точки. Иногда это делало дистанцию проще, иногда сложнее, так что интрига сохранялась до самого финиша.

Ну, вот, это основное, надеюсь, теперь наши рассказы про эстафеты на маркировке будут более понятны.