Найти тему

Детский нейропсихолог: в каких случаях к нему обращаются, с какими трудностями в развитии, поведении, обучении может помочь

Оглавление

Чем занимается детский нейропсихолог

☑👩‍💼 Проводит индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития ребенка с точки зрения мозговой 🧠 организации высшей психической деятельности - нейропсихологического подхода.

☑📚 Оказывает информационную поддержку родителям детей, находящихся в процессе коррекционно-развивающей работы.

☑🔎🗂️ Осуществляет пред диагностику (раннюю диагностику)

☑🔎📋 Проводит нейропсихологическую диагностику

Нейропсихолог составляет подробное заключение по результатам диагностики с планом коррекционной работы и конкретными рекомендациями, которые помогают родителям систематизировать коррекционную работу, оптимизировать распорядок дня ребенка и процесс воспитания и/или обучения, с учетом опоры на сильные звенья, и раскрытия максимально возможного потенциала более слабых.

☑📝 При необходимости разрабатывает индивидуальную программу нейропсихологической коррекции.

На основании полученных данных нейропсихологической диагностики, по запросу может быть составлена индивидуальная программа нейропсихологической коррекции для самостоятельных занятий с ребенком родителями и/или смежными специалистами.

☑👥 Проводит обучающие нейрокоррекционные / нейрореабилитационные занятия или описывает для специалистов смежного, коррекционного / реабилитационного профиля .

Стоит отметить, что нейропсихолог редко проводит коррекционные занятия сам. В части блоков программы организуют выполнение другие специалисты. Например, двигательную коррекцию (занятия с подробным описанием каждого упражнения) воспроизводят тренера АФК/ЛФК ⛹️‍♂️ или конкретные занятия для логопеда👅, дефектолога, психолога и т.д.

При длительном курсе коррекции нейропсихолог проводит 1( или 2) занятия в неделю / в месяц, на котором показывает родителям, как правильно выполнять. Остальные 6 дней / остальное время, родители самостоятельно соблюдают и контролируют правильность выполнения упражнений и заданий программы ребёнком дома.

⚠️ Основной профиль детского нейропсихолога это функциональная и топическая диагностика, разработка программ нейрокоррекции / нейрореабилитации.

С какими проблемами и диагнозами обращаются к детскому нейропсихологу

Если нет диагноза, но у родителей есть вопросы, или у ребенка наблюдаются проявления, которые их беспокоят

✔️ Про развитие ребенка

💭 Правильно ли развивается ребенок?
💭 Готов ли к посещению сада или обучению в школе с позиции зрелости нервной системы?

Ребенок может ежедневно сталкиваться с проблемами, которые у других детей не вызывают затруднений:

Например, в детском саду не может спускаться /подниматься по ступенькам, как другие дети, постоянно спотыкается, натыкается на углы. Не может научиться завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.

В школе не справляется с требованиями (с программой или отдельными её предметами). Не может выполнить элементарные бытовые задачи и т.п.

Но как правило родители начинают обращать на это внимание, когда эти проявления выражены в такой степени, что это начинает причинять дискомфорт уже им самим (постоянные замечания в дневнике, вызовы в школу и т.д.).

✔️ Про проблемы в поведении

Почему ребенок ведет себя плохо?

Почему ребенок дерется / кусается / плюётся и т.д.?

💭 Почему не может усидеть на месте? То сползает со стула под парту, то раскачивается и т.д

Например, когда в садике воспитатели и родители других детей начинают жаловаться, что ребенок обижает других детей. Или в школе ребенок своим поведением может регулярно срывать учебные занятия и нарушать дисциплину. Так же родителей может беспокоить, что ребенок может испытывать трудности в общении и взаимодействии со сверстниками или окружением из-за этих проявлений.

✔️ Про проблемы в обучении

💭 Почему у ребенка плохо с общей успеваемостью или по отдельным предметам?
💭 Почему без постоянных занятий с репетитором ребенок сразу скатывается на двойки и тройки?
💭 Почему при том, что прилежно занимается в школе, много учит дома, ходит на различные кружки и доп. занятия, но не справляется и получает 2 и 3?

Например, ребенок прилежный, слушает на уроках, в тетрадях чистота, дома занимается, но ошибка на ошибке и тут же рядом его антагонист, крутится-вертится, в тетрадях постоянная грязь, однако усвоение материала даётся легко. В обоих случаях, наблюдается индивидуальная, но вполне понятная специалисту симптоматика, за которой стоит свой перечень нарушений.

Это, пожалуй, самые частые запросы, в рамках нормы - про проблемы в поведении и/или в обучении, с которыми родители (воспитатели, учителя) не могут справиться самостоятельно.

👉 Только, когда ситуация максимально накалится, а превенция уже не имеет целесообразности, родители таких детей начинают искать пути решения: походы к неврологу, психологу, репетиторам, в крайне редких случаях к психиатру. Но часто изолированный приём препаратов, разговоры у психолога (именно разговоры, а не коррекция), только занятия с репетитором результатов не дают, их эффект крайне непродолжителен, а проблемы продолжаются.

О причинах того, почему так происходит, будет дальше.

-2

❗📄 Если есть педагогический и/или медицинский диагноз

Чаще всего это ЗПР, ЗПРР, ОНР, ТНР, ФФНР, дизартрия, алалия, СДВГ, РАС, ДЦП, ММД и другие. В этом случае, основная причина обращения к нейропсихологу – оценка нейропсихологического состояния ребенка, поиск и подбор методов коррекции или реабилитацииВедь, как правило, родители уже опробовали ряд других методов, прошли много разных специалистов, но без выраженных результатов.

В каких случаях может помочь нейропсихолог

Если у детей наблюдается:

✔️ Быстрая утомляемость, они вялые, истощаемые 😩🥱

✔️ эмоциональная нестабильность 😅➡️😡

✔️ Они гипер- и гипоактивны 🤸‍♂️🧎‍♂️

✔️ Часто болеют 🤒 Когда успешность в обучении достигается в ущерб здоровью

Например: ребенок часто болеет детском саду или школе, в период активной учёбы или подготовки к контрольным или экзаменам, у него резко падает зрение, появляются регулярные головные боли, перепады настроения, повышенное напряжение в руках, быстрая утомляемость, постоянное чувство усталости и т.д.

✔️ двигательная неловкость 🐧 / бедность и однотипность движений в пространстве, плохая координация движений (постоянно спотыкающиеся или натыкающиеся на препятствия)

✔️ присоединяющиеся движения - синкинезии, (движения присоединяющиеся к основным. Например, движение языком 😛, губами во время письма и т.п.)

✔️ вычурные, неестественные позы 🕺

✔️ сужение полей зрения, слабая, неполная, или отсутствие конвергенции глаз 👀

✔️ проблемы внимания (невнимательность, рассеянность), памяти (плохая память или избирательная), поведения (неусидчивость, агрессивность и т.д), СДВГ 😏

✔️ Отсутствие речи 😶, бедность речи они говорят мало, речь развилась позже, имеются нарушения фразовой связной речи, встречается пропуск или замена звуков, смазанное, нечёткое звукопроизношение (зрр, зпрр, дизартрия, дислалия и т.д.);

✔️ трудности в обучении и освоении отдельных навыков (например, учебных навыков : 📗чтение, письмо😶, счет 🧮; трудности в школе, низкая успеваемость по отдельным или всем предметам);

✔️ Одарённость 🧑‍🎓 (когда одарённость в одной сфере, сопряжена с провалами во всех остальных)

и т.д.

«Почему нет профилактики этих нарушений? Порой родитель не знает к какому специалисту обращаться»

Не редко приходится слышать от родителей на первичном приёме:

Про ребенка, который на 2 месяца позже стал держать голову, переворачиваться, ползать и т.д.; не говорил и не реагировал на речь до 2 лет:

💭 «мы не знали, не подозревали даже... »

Про гипертонус рук, из за чего ребенку тяжело было удерживать мелкие предметы и писать обычной ручкой в школе:

💭 « А нам никто не сказал. Думали он плохо старается»

Про задержку речи и дизартрию:

💭 «Мы были в ПМПК в 3 года нам сказали "рано, приходите в 5", а когда пришли в 5, сказали “чего ж вы тянули?"»

Про нарушения сна, трудности с засыпанием, плаксивость и повышенную возбудимость в раннем возрасте и позже диагностированную ЗППР:

💭 « Невролог, когда ребенку было 3 года, сказал всё в порядке, и что ребёнок разговорится, что ещё не пришло его время / что просто пропить препарат ХХХ, / поделать массаж... и всё будет хорошо. Год прошёл, но ничего не изменилось»

Про ребенка у которого была ЗПРР, причиной которой было недиагностированное снижение слуха:

💭 «Мы же обследовались в роддоме и у своего ЛОРа и окулиста в поликлинике, сказали слух в норме»

Эти и подобные им ситуации происходят потому, что нет системной, учитывающей причины и индивидуальные особенности ребенка, программы коррекции, а все предпринимаемые действия носят разрозненный характер.

Я разделяю боль и гнев родителей в таких случаях.

Не стыдно признать, что как специалист ты не всегда, и не по всем вопросам, можешь помочь в рамках своей профессии (или специализации), но ты минимально должен знать в чью профессиональную сферу входит решение подобных проблем, чтобы направить человека к тому или иному специалисту, если этого требует ситуация.

❕ Это должен понимать любой специалист помогающих профессий, будь то психолог, врач или педагог, ведь в конечном счёте от этого зависит благополучие человека обратившегося к нему за помощью.

🤦‍♂️ Но бывает и так, что тот же логопед, дефектолог или невролог, не знают, что за специалист нейропсихолог, какие проблемы решает, или путают его с психологом общего профиля (не клинического) и либо направляю к нему (педагогу-психологу, психологу-консультанту, детскому, семейному и т.д. - которые в этих вопросах не имеют специализации), либо чаще не направляют вовсе ⛔.

ℹ️ Ещё одна проблема нашего времени, доступность и качество информации. Родитель, не обязан разбираться в тонкостях диагностики, коррекции и реабилитации, но ему должны быть доступны сведения, чтобы он хотя бы мог иметь представление и понимать, в каких ситуациях, к кому можно и нужно обратиться за помощью, так же как мы все знаем, какую помощь нам окажут, если мы звоним по телефонам 01, 02, 03, 04 или 112.

Профилактика (превенция) должна быть первоочередной задачей любого нейро- и помогающего специалиста работающего с детьми (да и со взрослыми тоже).

Далеко не секрет, что любую проблему легче предупредить, чем исправлять её последствия.

Итак

✍️ Детский нейропсихолог, помогает оценить состояние высших психических функций, с высокой точностью локализовать нарушения и определить причины на функциональном уровне, что позволяет корректировать выявленные нарушения не исходя из отдельных симптомов, а в первую очередь работая с причинами их взывающими.

-3

В следующей статье ⬇️