Найти тему

Как правильно составить претензию на возврат денежных средств

Оглавление

Договор возмездного оказания услуг предусматривает, что исполнитель обязуется оказать услуги по заданию заказчика, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ). В некоторых случаях потребитель, оплативший услуги по договору, имеет право вернуть деньги.

Потребитель вправе потребовать возврата денег, если в оказанной услуге были обнаружены недостатки, которые в установленный договором срок не были устранены исполнителем. Также право на возврат денег возникает, если в оказанной услуге были обнаружены существенные недостатки. В этом случае заказчик не обязан ждать их исправления (Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1, п. 1 ст. 29).

Обращаем внимание, что потребитель может предъявить требования, связанные с недостатками оказанной услуги, как при принятии услуги, так и в процессе ее выполнения или даже в течение гарантийного срока. Если гарантийный срок не определен, право предъявить претензию по качеству оказанной услуги и, соответственно, потребовать возврат денег у потребителя есть в течение 2 лет со дня принятия услуги (Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1, п. 3 ст. 29).

Возвращаем деньги при нарушении сроков оказания услуг

Выше мы говорили о уже оказанных услугах для заказчика. Однако, заказчик имеет право потребовать возврата денег в том случае, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги (начало, окончание или промежуточные сроки) или стало очевидно, что услуги не будут выполнены в срок (согласно Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1, пункт 1 статьи 28).

Если заказчик не принял оказанную услугу и хочет вернуть деньги, исполнитель не имеет права требовать с заказчика возмещения затрат или оплаты услуги (согласно Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1, пункт 4 статьи 28). При нарушении сроков оказания услуги, исполнитель также обязан выплатить заказчику неустойку за каждый день (или час, если срок определен в часах) просрочки до тех пор, пока заказчик не предъявит требование о возврате денег за услугу (согласно Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1, пункт 5 статьи 28).

Что грозит, если не возвращать долги

395 статья Гражданского кодекса Российской Федерации (полный текст Гражданского кодекса со всеми поправками и нововведениями можно найти на интернет-ресурсе КонсультантПлюс по ссылке http://www.consultant.ru) регулирует отношения, связанные с деньгами (долгами и кредитами) между гражданами. Основная цель статьи – установить, какое наказание может быть применено к человеку при неисполнении им своих денежных/долговых обязательств или при ненадлежащем их исполнении.

Какие моменты рассматриваются в статье

Незаконное удержание средств
Возмещение убытков кредитору (при каких обстоятельствах, на каких основаниях)
Начисление процентов по долгу.

  • Состав и содержание статьи

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, гражданин, который не возвращает долг в срок, обязан выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Размер процентов определяется либо в соответствии с действующим курсом Банка России, либо договором (который был заключен заранее на долг в соответствии с законодательством), либо иными законами Российской Федерации.

Если кредитор понес убытки от того, что гражданин неправомерно воспользовался его средствами, и эти убытки превышают установленные проценты, то он может потребовать с должника уплаты ему еще и этой возникшей разницы.

Проценты начисляются до тех пор, пока должник не вернет эти средства займодателю. Данный вопрос может также регулироваться законом, правовыми актами или предварительным договором – в таком случае срок будет определен конкретно и может быть меньше по времени, чем гипотетический период "до момента возврата".

Если стороны заранее обговорили некую неустойку за несвоевременный возврат денег (прописали в договоре), то проценты взыскиваться не будут. Этот пункт был добавлен в соответствии с Федеральным законом №42 от 8 марта 2015 года и не распространяется на договоры и долговые отношения, заключенные до 1 июня 2015 года.

Пятый пункт в определенном смысле защищает должника. В нем запрещается начисление процентов на проценты, если только это не установлено законом или заключенным договором. Он также был добавлен в соответствии с выше указанным Федеральным законом.

Шестой пункт также относится к защите должника. А именно, гражданин
имеет право обратиться в суд, если сумма процентов чрезмерно превышает неисполненные долговые обязательства или ущерб, нанесенный кредитору. При рассмотрении всех обстоятельств дела суд может встать на сторону должника и уменьшить сумму взыскания по процентам. Однако он не имеет права понижать это значение ниже, чем по ставке, размер которой регулирует первый пункт данной статьи.

Образец претензии на возврат денежных средств

Чтобы документ был рассмотрен, он должен быть составлен в соответствии с установленными нормами. В документе важно отразить обязательные сведения. Составить документ самостоятельно может быть сложно, поэтому эксперты рекомендуют скачать образец претензии на возврат денежных средств.

-2

Нужно ли составлять документ

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет определенные права потребителям, которые могут потребовать возврата денег за товар, если он не подошел им по каким-либо причинам. Однако, чтобы воспользоваться этим правом, необходимо соблюдать определенные условия и процедуры.

В случае, если товар качественный, но не подходит по фасону, размеру или цвету, потребитель может потребовать возврата денег. Однако, продавец должен иметь в наличии подходящий товар на замену. Также важно учитывать, что товар не должен входить в перечень вещей, которые не подлежат возврату, утвержденный Постановлением Правительства № 55 от 1998 года.

Если товар некачественный, то покупатель может потребовать возврата денег в случае, если он не является технически сложным. Перечень таких вещей утвержден Постановлением Правительства РФ в 2011 году – № 924.

Вернуть технически сложный товар также возможно, но при наличии определенных условий, указанных в статье 18 Закона «О ЗПП».

В указанных случаях,
закон устанавливает, что покупатель должен обратиться к продавцу с требованием о возврате денежных средств за купленный товар. Однако, закон не указывает, как должно выглядеть это обращение. На практике, чаще всего, подается соответствующее заявление.

Конечно, если продавец и покупатель настроены на дружественное решение спора, то можно обойтись без бумаг. В этом случае, покупатель приносит товар, который принимают по акту и выдают наличные средства. Однако, такой способ может быть не самым надежным, так как у сторон почти не остается доказательств о возврате.

Если же ситуация развивается иначе, например, продавец обещает вернуть деньги за качественный товар, но не выполняет обещание, то покупатель может обратиться с претензией. В этом случае, важно иметь доказательства о том, что требование о возврате было предъявлено. Поэтому, лучше оформлять свое обращение к продавцу в письменной форме и фиксировать факт вручения бумаги. Это поможет избежать возможных проблем в будущем.

Правила составления

Закон требует оформления претензии на возврат денежных средств в рамках досудебного разрешения спора. Форма и содержание претензии не имеют строгих требований, но важно соблюдать несколько правил:

- Излагать требования четко и кратко.
- Избегать грамматических ошибок.
- Использовать деловой стиль.


Чтобы написать претензию на возврат денег, необходимо следовать определенной структуре, аналогичной той, которая используется при составлении исков. Правила оформления претензии закреплены в Гражданском процессуальном кодексе РФ.

Претензия должна содержать следующие элементы:

1. Шапка претензии:
- Полное название организации, которой направляется претензия.
- Данные о лице, возглавляющем организацию (управляющий, генеральный директор, председатель правления).
- Сведения о заявителе: ФИО, место проживания, контактные данные (электронная почта, номер телефона).
- Название претензии.

2. Суть претензии:
- Дата совершения покупки.
- Сумма денежных средств, внесенная при покупке.
- Наличие накладной и чека.
- Причины, по которым требуется возврат товара и получение денежных средств.
- Ссылки на нормативно-правовые акты, подтверждающие правомерность претензии.
- Выдвигаемые требования.
- Желаемая форма ответа на претензию (по электронной почте или в письменном виде).
- Список прилагаемых документов, обосновывающих претензию (чек, договор купли-продажи, акт осмотра и т.д.).
- Дата составления претензии.
- Подпись заявителя.


Если претензию подает представитель, то необходимо приложить документ, подтверждающий его полномочия.

Претензию можно направить в уполномоченный орган как лично, так и через представителя. В последнем случае требуется документ, удостоверяющий его полномочия.

  • Форма документа

Текст нужно изложить на листе бумаги, используя обычную шариковую ручку или компьютер и принтер.

  • На чье имя адресовать

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что коммерческой деятельностью могут заниматься индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Индивидуальный предприниматель действует от своего имени, даже если у него есть наемные работники. Поэтому в заявлении следует указать фамилию, имя и отчество предпринимателя, а также его адрес регистрации.

У юридических лиц есть органы управления – единоличные и коллегиальные. Как правило, в роли единоличного органа выступает директор или генеральный директор. Заявление
следует направлять на имя этого человека.

Если информация о руководителе отсутствует, не стоит беспокоиться. Можно просто указать название компании в верхней части заявления. После получения заявления сотрудники юридического лица должны определить, кто из них компетентен рассматривать требование покупателя.

  • Нюанс оформления бумаги

Если гражданин хочет направить официальное письмо с претензией о возврате денежных средств, он должен учесть несколько важных моментов. Во-первых, заявку необходимо составить в двух экземплярах, которые должны быть идентичны. Один экземпляр предоставляется адресату, а на втором представитель организации должен поставить свою подпись. Эти документы останутся у потребителя. Также обязательно должна быть указана дата получения. После того, как продавец примет претензию, он должен указать свою фамилию и поставить подпись. Желательно также наличие штампа.

На практике может возникнуть ситуация, когда представитель организации отказывается принимать заявку и возвращать деньги за товар. В таком случае рекомендуется отправить претензию почтой перед написанием искового заявления. Для этого необходимо оформить заказное письмо с описью вложений и уведомлением о вручении.

После того, как претензия будет получена, начнет исчисляться срок, который предоставляется на ответ. Он начинается на следующий день после вручения письма. Если документ был отправлен по почте, то срок исчисляется со следующих суток после даты вручения письма.

Способы обращения

Сегодня претензии довольно часто используются в правовых отношениях. Авторами документа могут быть как юридические, так и физические лица. Если между партнерами установлены деловые связи, достаточно предоставить соответствующий документ в электронном виде. Важно, чтобы такой способ взаимодействия был оговорен в соглашениях. Если дело дойдет до суда, этого будет достаточно.

Однако обычные граждане чаще обращаются в письменном виде. Бланк документа направляется официально. Для этого
важно вручить бумагу лично. Документ предоставляется лицу, уполномоченному на прием входящей корреспонденции. Если получатель находится далеко, претензию можно отправить почтой. Рекомендуется сделать опись вложенных документов. Второй экземпляр, дополненный квитанциями об отправлении и копией описи вложений с отметками почтового работника, будет служить доказательством соблюдения досудебного порядка.

Срок исполнения

Период, в течение которого необходимо рассмотреть претензии потребителя, может значительно различаться. Это зависит от того, куда именно направляется документация.
Если соответствующие требования были выдвинуты в адрес государственных или муниципальных органов, ответ должен быть дан в течение 1 месяца. Если же лицо взаимодействует с частной организацией или индивидуальным предпринимателем, ответ должен быть предоставлен в течение 10 дней.
Важно учитывать время почтового пересыла, которое может сдвинуть срок еще на 2 недели. Однако, если претензия была вручена получателю лично, срок начинает отсчитываться со второго дня после получения. Письмо можно отследить по трек-номеру на официальном сайте "Почты России".
Получатель может поступить следующим образом:
проигнорировать полученный документ, не ответив на него;
удовлетворить все требования заявителя в полном объеме;
частично признать требования и предложить варианты дальнейшего разрешения спора;
отказать в удовлетворении требований, сославшись на их необоснованность;
попросить заявителя уточнить требования.
Последний вариант ответа может быть использован для затягивания процесса разрешения спора. Дальнейшие действия зависят от полученного ответа. Заявитель может направить повторную претензию. Закон не ограничивает количество таких претензий. Альтернативой является обращение в суд. Уже сам факт отклонения требований может послужить основанием для составления иска.

  • Должен ли продавец письменно ответить

Это желательно делать, чтобы избежать возможных злоупотреблений со стороны покупателя.

Например, может возникнуть такая ситуация:

Покупатель обратился с заявлением о возврате денег. Продавец вернул средства, но не ответил на заявление. Покупатель обратился в Роспотребнадзор, заявив, что не получил ни денег, ни ответа на свое заявление. Это может привести к лишним проблемам и разбирательствам. Их можно избежать, подготовив ответ в письменной форме. В ответе следует указать:

- Данные о продавце и покупателе.
- Реквизиты заявления покупателя.
- Суть решения по вопросу: возврат средств или отказ в удовлетворении требований.


Даже если покупатель необоснованно требует выплаты денег, на его заявление все равно нужно ответить. Более того, в ответе следует подробно объяснить, почему его требования не могут быть удовлетворены.

На нашем сайте вы также можете узнать о нюансах перечисления денег на карту при возврате товара, а также о процедуре и сроках возврата средств клиентам Сбербанка.

Таким образом, заявление на возврат средств за возвращенный товар составляется в соответствии с законом и в произвольной форме, включая информацию, указанную в статье.

Куда подавать исковое заявление

Сначала необходимо определить, в какой суд следует обратиться в данной ситуации. Это делает истец. Если обращение было направлено не в ту инстанцию, документы возвратят. Если цена иска не превышает 50 000 рублей, следует обратиться в мировой суд. Если же стоимость иска выше, можно подать документы в городской или районный суд. Также важно учитывать территориальный признак. По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или жительства ответчика. Однако это правило не действует, если речь идет о защите прав потребителя. В этом случае можно подать документы по месту жительства истца.

Обращение в суд

Если компания отказывается удовлетворить претензию, заявитель имеет право обратиться в суд. Для этого необходимо составить исковое заявление в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

В исковом заявлении должны быть указаны следующие данные:

- Наименование суда, в который подается заявление, а также его адрес.
- Личные данные заявителя и контактная информация для связи. Если заявление подается через доверенное лицо, то необходимо указать данные этого лица.
- Данные об ответчике: организационно-правовая форма компании и ее юридический адрес. Если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то необходимо указать его ФИО, место жительства и другие данные, позволяющие идентифицировать гражданина.
- Сведения о третьих лицах, участвующих в разбирательстве. Это может быть, например, Роспотребнадзор.
- Исковые требования. Цена иска всегда выражается в национальной валюте.
- Название искового заявления, которое пишется посередине листа.
- Основная суть обращения. Данные излагаются с новой строки. Рекомендуется дополнять сведения, содержащиеся в иске, ссылками на нормы законодательства.
- Подтверждение факта порядка урегулирования спора. Необходимо указать, как ответчик отреагировал на претензию.
- Ссылки на нормы законодательства, позволяющие обратиться в суд с исковым заявлением.
- Выдвигаемые требования и прилагаемые документы.
- Дата составления иска, подпись заявителя, его фамилия и инициалы.


Если права заявителя представляет доверенное лицо, необходимо приложить копию нотариально заверенной доверенности.

Размер госпошлины за рассмотрение искового заявления

Если выдвинута финансовая претензия, то во внимание принимается ее сумма. Когда разбирательство происходит в соответствии с нормами закона о защите прав потребителей, то нет необходимости вносить денежные средства, если цена иска не превышает 1 млн рублей. Однако на практике может быть несколько требований, и за каждое из них госпошлина оплачивается отдельно. Ее размер указан в Налоговом кодексе РФ.

Размер исковых требований:

Величина госпошлины за рассмотрение искового заявления:

Менее 20 тысяч рублей: 4% (минимум 400 рублей).

От 20 до 100 тысяч рублей: 3% + 800 рублей от суммы свыше 20 тысяч.

От 100 до 200 тысяч рублей: 2% + 3,2 тысячи рублей от суммы больше 100 тысяч.

От 200 тысяч до 1 миллиона рублей: 1% + 5,2 тысячи рублей от суммы свыше 200 тысяч.

Свыше 1 миллиона рублей: 0,5% + 13,2 тысячи рублей от суммы свыше 1 миллиона, но не более 60 тысяч.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!