Найти тему
TacticMedia

Олег Киселев. Первые «Мессершмитты» в Финляндии. «Мерсу» на защите Хельсинки. Часть 1

Некоторое время назад в статье ««Блеск и нищета» элитной эскадрильи» шел разговор о том, как и почему немецкие истребители Bf.109G-2 попали в Финляндию, о формировании первой финской элитной истребительной эскадрильи на этих машинах – Lentolaivue 34, о том, с какими сложностями и проблемами был сопряжен это процесс. Теперь же речь пойдет о начале боевого применения финских «Мессеров», или «Мерсу», как их называли сами пилоты «Илмавоймат», а также прямо или косвенно связанных с этим событиях. И в первую очередь мы расскажем о деятельности отряда капитана Эрви, которому была поручена почетная задача обеспечить прикрытие с воздуха финской столицы.

БОЕВОЙ ДЕБЮТ «МЕРСУ»

Удары авиации Краснознаменного Балтийского флота по Хельсинки в 1942 году заставили финское командование всерьез озаботиться совершенствованием противовоздушной обороны внутренних районов страны. Уже к весне 1942-го был разработан метод заградительной стрельбы, когда на пути атакующих самолетов огнем зенитных орудий создавалась зона поражения в виде прямоугольного параллелепипеда шириной один километр, высотой 400 метров и глубиной 500 метров. В результате цель либо отворачивала с курса, либо поражалась с высокой степенью вероятности. С осени 1942 года ПВО для ночной стрельбы начала применять специальные снаряды с магниевым наполнением, дающим очень яркую вспышку, ослеплявшую пилотов или оказывавшую на них сильное психологическое воздействие. Все новшества проходили обкатку в первую очередь в системе противовоздушной обороны Хельсинки.

Наиболее остро стоял вопрос обнаружения целей, в том числе и днем. Основным средством до сих пор оставались глаза и уши персонала службы воздушного наблюдения, осуществлявшего визуальный контроль и обслуживающего звукометрические посты. На вооружении имелись и радиопеленгаторы, но они были эффективны только если на самолете противника работала рация. Также центр противовоздушной обороны получал информацию о полетах советских самолетов вдоль побережья Эстонии от немцев из Таллина. То есть должен был получать, но получал далеко не всегда. Вся информация стекалась в центр управления ПВО, где операторы по специальным таблицам вычисляли курс цели и примерное расстояние до неё, после чего данные передавалась зенитным батареям и перехватчикам. Впрочем, эта и без того небезупречная система имела громадный минус: передовая линия постов наблюдения находилась на удалении 110-130 километров от столицы, на островах Гогланд и Тютярсаари (Большой Тютерс), пройдя которую самолет буквально «терялся» над просторами Финского залива, и если советский экипаж соблюдал радиомолчание, то обнаружить его можно было либо случайно с какого-нибудь корабля, либо уже с постов в непосредственной близости от города.

Финский залив
Финский залив

Весной 1942 два финских офицера-пвошника на несколько месяцев отправились в командировку на север Финляндии, чтобы ознакомиться с тем, как немцы решают проблемы обнаружения целей, определения курса и расстояния до них. Секрет был, в общем-то, прост. Немцы использовали так называемые Funkmessgerät – различные радиоизмерительные приборы, в том числе радиолокаторы обнаружения целей и управления зенитным огнем. Основываясь на отчете о командировке, осенью отдел противовоздушной обороны Генштаба подготовил предложение о закупке новых зенитных орудий, а также различной специальной техники и приборов для нужд ПВО. Главком маршал Маннергейм поддержал это обращение, а немцы, как и в случае с «Мессершмиттами» и «Юнкерсами», согласились поставить требуемое вооружение, в том числе 18 знаменитых 88-миллиметровых зенитных орудий Flak 37, две радиолокационные станции «Фрея» и шесть радиолокационных станций управления зенитным огнем. Уже в феврале 1943-го будущий персонал финских РЛС отбыл на обучение в Германию, поступление же самой техники ожидалось весной того же года.

В ноябре система внутренних районов ПВО была реорганизована, в частности в районе Хельсинки был сформирован 1-й зенитный полк, отвечавший также за прикрытие Ловиисы и Порвоо. Но основные его силы (три из четырех дивизионов) были сосредоточены именно в районе столицы. К началу 1943-го года здесь находились девять тяжелых зенитных батарей (75/76-мм орудия), четыре легких зенитных взвода (40-мм автоматы), четыре зенитно-пулеметных взвода (7,62-мм пулеметы и 20-мм автоматы), а также десять прожекторных взводов. Вокруг города была создана сплошная зона зенитного огня.

Батарея 76-мм зенитных пушек «Бофорс» (76 ItK/27 BK) ПВО Хельсинки ведет огонь по советским самолетам, ноябрь 1942 года.
Батарея 76-мм зенитных пушек «Бофорс» (76 ItK/27 BK) ПВО Хельсинки ведет огонь по советским самолетам, ноябрь 1942 года.

Несмотря на принимаемые меры, в феврале 1943 года финская столица подверглась очередным ночным ударам советской авиации. После этого в марте командиром 1-го зенитного полка и по совместительству начальником ПВО Хельсинки был назначен подполковник Пекка Йокипалтио - опытный офицер, в «зимнюю войну» возглавлявший отдел противовоздушной обороны Штаба ВВС, затем командовавший ПВО одного из армейских корпусов. А 17 марта отвечавший за истребительное прикрытие города командир 2-го отряда 26-й эскадрильи капитан Маури Энсио Кивинен, подчиненные которого при выполнении этой задачи не смогли сбить ни одного советского самолета, получил из штаба ВВС приказ передать свой район ответственности командиру 1-го отряда LeLv 34 капитану Паули Хенрику Эрви. На следующий день «Фиаты» и «Харрикейн» отряда Кивинена покинули столичный аэродром Малми.

Командующий ПВО Хельсинки подполковник Пекка Йокипалтио (1901-1977)
Командующий ПВО Хельсинки подполковник Пекка Йокипалтио (1901-1977)

К этому моменту в составе 1/LeLv 34, помимо самого капитана Эрви, числилось девять пилотов, один из которых, лейтенант Покела, долечивался после аварии в Германии. Среди летчиков отряда находились два лучших на тот момент финских аса – Ойва Туоминен и Илмари Ютилайнен, в целом же полноправными асами в отряде были пять из десяти человек. Технический состав был представлен шестью механиками, десятью помощниками механиков, шестью оружейниками и пятью радиотехниками. За техническую часть отряда отвечал воентехник Кивиниеми, оружейниками командовал фельдфебель Кайянен, а ответственным за функционирование радиосвязи был фельдфебель Лехмускуя. На вооружении отряда имелось шесть Bf.109G-2 (МТ-202, 205, 210, 211, 212 и 215). За каждым «Мессершмиттом» были закреплены один механик, два его помощника и оружейник. 20 марта 2-й и 3-й отряды 34-й эскадрильи убыли в Утти, однако в связи с отсутствием достаточного числа подготовленных летчиков, МТ-207 и МТ-216 остались в Малми, а позже из-за плохого состояния лётного поля в Утти их перелет стал просто опасным. В результате МТ-207 передали в распоряжение Эрви, а МТ-216 в итоге все-таки отправился к основным силам эскадрильи...

Читать полностью >>>