Продолжаем обзор ситуации с расчётами за электроэнергию (с прочими коммунальными услугами и ресурсами).
Часть первая - https://dzen.ru/a/Zh7rdR69glnwBv10
Как мы уже писали, в случае, если схема расчётов с гарантирующим поставщиком электроэнергии строится в случае Вашей управляющей компании по принципу "показания ОДПУ минус показания квартирных приборов учёта", то первым делом, целесообразно обойти дом, проверить работу квартирных приборов учёта и снять показания. Как показывает практика, делать эту работу хотя бы раз в год нужно и полезно (для УК), поскольку из-за несвоевременной и (или) некорректной передачи показаний УК, на самом деле, может терпеть весьма и весьма существенные убытки.
Если свободного доступа к квартирному прибору учёта нет, а житель к прибору не пускает, то ему необходимо отправить предписание. Далее, если недопуск продолжается, а жёсткие меры (отключить электроэнергию или выйти в суд с иском о предоставлении доступа) предпринимать пока не хочется, то возможен небольшой лайфхак: передать гарантирующему поставщику в отношении проблемной квартиры завышенные показания. Если фокус сработает, то жители выйдут на Вас сами, настоятельно прося, а то и требуя, показания всё же снять и ситуацию исправить.
Далее, при обходе квартир, проверке состояния квартирных приборов учёта и их показаний, весьма целесообразно установить на счётчики антимагнитные пломбы – наклейки, тем более, стоят они недорого, а Ваше право на установку таких пломб и применение штрафных санкций теперь законодательно зафиксировано:
"Правила предоставления коммунальных услуг…" (Правила № 354)
Пункт 32. Исполнитель имеет право:
г(1)) устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию. При согласовании с лицом, ответственным за установку прибора учета электрической энергии, исполнитель вправе устанавливать конструкции, защищающие приборы учета электрической энергии от несанкционированного вмешательства в его работу.
81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Например, можно воспользоваться вот такой формой акта:
АКТ проверки состояния и показаний индивидуальных приборов учета
… (место, дата и время обследования)
Комиссия в составе:
Управляющая организация (наименование) в лице (должность, ФИО) (далее — Исполнитель), в присутствии: Потребителя (ФИО), правообладателя помещения № 15 в многоквартирном доме, расположенном по адресу:…
составила акт о нижеследующем: (дата и время) Исполнитель провел проверку состояния индивидуальных приборов учета (далее — ИПУ) и достоверности представленных Потребителем сведений об их показаниях на основании подпункта "г" пункта 32, пунктов 82, 83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354).
1. Сведения о состоянии и показаниях индивидуальных приборов учета (тип ИПУ, марка, заводской номер, сведения о состоянии, показания).
2. По результатам проверки не установлен (установлен) факт несанкционированного вмешательства в работу следующих ИПУ, расположенных в помещении Потребителя (тип ИПУ, марка, заводской номер), а именно:
— нарушена целостность приборов учета, имеются механические повреждения, а также не предусмотренные изготовителем отверстия (трещины);
— повреждены (удалены) контрольные пломбы и (или) индикаторы антимагнитных пломб, в том числе с демонтажом (заменой) прибора учёта без уведомления Исполнителя;
— у Потребителя есть свободный доступ к элементам коммутации (узлам, зажимам) ИПУ.
2. С фактом несанкционированного вмешательства в работу ИПУ Потребитель согласен (не согласен), претензий к действиям Исполнителя не имеет (имеет).
3. К Потребителю будет применен перерасчет платы за коммунальную услугу, в отношении которой было выявлено несанкционированное вмешательство в работу ИПУ, в соответствии с пунктом 81(11) Правил № 354.
Подписи:
Исполнитель: (ФИО, подпись)
Потребитель: (ФИО, подпись)
Иные присутствующие при проверке лица: (ФИО, подпись)
С актом ознакомлен, один экземпляр акта получил: (подпись, ФИО Потребителя) (дата)
В свою очередь, если с передачей показаний и состоянием прибора учёта в данной квартире проблем нет (в том числе, после предпринятых Вами мер), но есть проблема с задолженностью за жилищно-коммунальные услуги, то стоит рассмотреть вопрос о приостановлении (или ограничении) предоставления коммунальных услуг (или, для начала, намекнуть о такой возможности жителю).
При этом, как мы уже писали, аргумент жителя "я за электроэнергию плачу своевременно и в полном объёме, а потому проверять счётчик и отключать электричество не имеете право, буду жаловаться" здесь, как говорится, "не катит", поскольку формально именно УК является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения, а жители лишь исполняют за УК её обязанность по оплате электроэнергии в адрес гарантирующего поставщика.
Далее, принципы приостановления или ограничение предоставления коммунальных услуг подробно описаны в разделе XI Правил № 354.
Так, если у потребителя-гражданина имеется задолженность по оплате коммунальной услуги, то исполнитель этой коммунальной услуги вправе:
- сначала ограничить, а затем приостановить предоставление именно этой коммунальной услуги (п. 117, п. 119 Правил № 354), кроме услуг холодного водоснабжения (нельзя приостанавливать в МКД) и отопления (нельзя приостанавливать ни в МКД, ни в частном доме) (п. 119 Правила № 354). Задолженность признается достаточной для ограничения/приостановления коммунальной услуги, если она отвечает двум критериями:
- во-первых, ее размер должен превышать 2 месячных платежа потребителя за эту услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги, факт наличия ИПУ не имеет для данного расчета никакого значения;
- во-вторых, исполнитель коммунальной услуги и должник либо вообще не заключили соглашение о погашении задолженности, либо соглашение они заключили, но должник его не выполняет (п. 118 Правил № 354).
Если потребитель вообще не оплачивает все потребленные коммунальные услуги, то УК рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности, а если потребитель оплачивает счета за ЖКУ частично, то УК делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в счете видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе, и рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы. (Иными словами, оплата одной услуги, например, электроснабжения, и неоплата других не допускается, а если точнее, то лишена для должника смысла.)
Согласно п.114 Правил № 354, при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель либо временно уменьшает объем /количество подачи потребителю коммунального ресурса, либо вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток, либо использует оба этих способа.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель вообще перестает подавать соответствующую услугу ("отключает" её), при этом пломбирует механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг (п.114 Правил № 354).
По общему правилу, коммунальная услуга, по которой есть задолженность потребителя, сначала ограничивается, и только потом приостанавливается, если долг остается непогашенным. Но если у УК нет технических средств для ограничения коммунальной услуги, то ее можно сразу приостановить, без предварительного ограничения (п.119 Правил № 354).
Общий порядок ограничения и приостановления коммунальных услуг для потребителей установлен п.119 Правил № 354.
Процедура ограничения и "отключения" коммунальной услуги начинается с предупреждения должника о том, что если он не погасит задолженность в течение 20 дней со дня доставки предупреждения, то именно эту услугу могут ограничить - или сразу приостановить (если это не запрещено), если у исполнителя нет технической возможности сначала ограничить услугу.
Если должник получил сообщение о необходимости погасить долг под угрозой ограничения коммунальной услуги, но за 20 дней так и не оплатил долги, УК (ТСЖ, ЖСК) - при наличии такой технической возможности - вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.
Если такой технической возможности нет, то коммунальная услуга не ограничивается, а сразу приостанавливается; если в течение 10 дней после ограничения коммунальной услуги долг еще не погашен, - то вместо ограничения УК (ТСЖ, ЖСК) вправе приостановить коммунальную услугу, - кроме отопления, а в МКД - также кроме ХВС.
Если потребитель оплатил долг или заключил с исполнителем коммунальной услуги соглашение о погашении задолженности, то предоставление ограниченной/приостановленной услуги возобновляется в течение 2 дней, при этом коммунальный должник обязан также возместить расходы по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги (но не более 3 тыс. рублей) (п.120,121.1 Правил № 354).
Расскажите, а как Вы боретесь с должниками (или как борются с должниками в Вашем доме)?
Мы – сообщество юристов, экономистов и инженеров ЖКХ. Расскажем просто о сложном, поделимся лайфхаками, тщательно изучим возникшую проблему и представим варианты её решения. Контакты для связи с авторами находятся в шапке канала.