Найти в Дзене
Делисс

Как профессионалы используют виртуальную реальность: от создания персонажей «Мандалорца» до сложных хирургических операций

Оглавление
Картинка сгенерирована нейросетью DALL-E
Картинка сгенерирована нейросетью DALL-E

С чем у вас ассоциируются понятия виртуальной, дополненной и смешанной реальности? Скорее всего, с играми и просмотром фильмов с эффектом полного погружения в сцену. Да, безусловно, круто перенестись в мир Cyberpunk 2077, сразиться с отрядами зомби из Resident Evil или насладиться атмосферой персонального кинотеатра с огромным экраном, в котором гость только один — вы.

Однако индустрия не стоит на месте и продолжает расширять возможности устройств дополненной и виртуальной реальности (AR/VR), открывая перед нами новые перспективы в различных областях. Уже сегодня топовые гарнитуры активно используются во многих сферах. Например, для хирургов, инженеров и художников технология AR/VR стала не просто игрушкой, а революционным инструментом, который трансформирует способы их работы и обучения. От создания персонажей для сериала «Мандалорец» до сложных операций и проектирования электрокаров — во всём этом сегодня задействуют виртуальную реальность.

Я не просто так выбрала эти три направления. На мой взгляд, это наиболее перспективные сферы, в которых применение VR постоянно растёт. Конечно же, есть сотни других областей, где энтузиасты также пробовали задействовать виртуальную реальность, но не везде эта идея прижилась. В этой статье мы рассмотрим, как VR меняет практику в медицине, промышленности и кинематографии, открывая людям новые возможности и преодолевая различные барьеры.

VR концепт-художника

Картинка сгенерирована нейросетью DALL-E
Картинка сгенерирована нейросетью DALL-E

Дизайн и всё, что с ним связано — наиболее очевидная сфера применения VR. Но многие даже не представляют, насколько виртуальная реальность помогла ускорить процесс создания фильмов. Причём её активно используют даже на самых ранних этапах создания персонажей — на стадии концепта. Если раньше художники тратили сотни часов, перерисовывая концепты под разными углами, сейчас это можно сделать за несколько минут. А сам процесс стал больше похож на скульптурирование.

В чём плюсы VR для художников? Поскольку пространство в виртуальной реальности безгранично, мы можем создавать объекты любой формы и масштабов. Ещё можно изменять размеры и пропорции отдельных элементов или всей композиции в целом. Например, можно нарисовать смартфон, а потом увеличить его до габаритов небоскрёба, но порт USB-C для зарядки оставить обычного размера. Такой концепт наверняка пригодится для рекламного ролика условного оператора связи. Тут уже всё будет зависеть от фантазии маркетологов.

Что для этого нужно? Один из самых распространённых примеров — VR-гарнитуры Oculus в связке с приложением Gravity Sketch, которое появилось всего 7 лет назад. К слову, за это время утилиту уже успели использовать при создании фильмов «Аватар», «Звёздные войны» и «Стражи Галактики». Хорошая новость — приложение распространяется бесплатно, а плохая — шлем придётся покупать. Самое главное, что обучение проходит довольно быстро, поскольку рисовать приходится не мышкой или стилусом на плоской поверхности, а руками в трёхмерном пространстве.

Кроме того, все объекты, созданные на начальных этапах концепт-художниками, можно использовать для дальнейшей работы дизайнеров. Они могут примерить текстуру и подобрать цвет прямо на скелет концепта в виртуальной реальности. При этом они смогут выставить даже нужное освещение, чтобы понять, как это всё будет выглядеть на постобработке.

Аналогичная ситуация наблюдается и в игровой индустрии. Крупные студии также прибегают к VR для набросков перед началом разработки очередного ААА-проекта.

VR врача

Картинка сгенерирована нейросетью DALL-E
Картинка сгенерирована нейросетью DALL-E

Как бы смешно это ни звучало, но сегодня в медицине технологии AR/VR распространены больше, чем в геймерском сегменте. Например, студенты медицинских университетов изучают анатомию в виртуальной реальности, поскольку она предоставляет возможность рассмотреть каждый орган и строение организма во всех подробностях. Практикующие хирурги используют гарнитуры VR и AR в связке со специальными утилитами, которые выводят на экран данные о состоянии пациента во время операции. Это позволяет врачам максимизировать эффективность и минимизировать все риски в операционной.

Ещё VR часто используется для тренировок. Если раньше хирурги учились проводить операции по учебникам и тренажёрам, то сегодня это всё заменила виртуальная реальность. Технологии позволяют создать иллюзию настоящей операции, где студент должен доказать свою профпригодность.

Но самый интересный сценарий использования VR — в связке с роботизированными руками. Как это работает? Хирург надевает гарнитуру и берёт в руки контроллеры, которые управляют роборуками с необходимыми инструментами. В очках доктор видит изображение с камер в сверхчётком разрешении и с самых выгодных ракурсов, что позволяет провести необходимые процедуры с максимальной точностью, даже если измерение идёт на миллиметры. Недавно я рассказывала о роборуках в медицине в статье про самые прорывные технологии XXI века.

Вот один из недавних примеров использования гарнитуры Apple Vision Pro в операции на позвоночнике, которую провели лондонские врачи в начале марта. Правда, в этой ситуации девайс был у ассистента хирурга. Он видел всю информацию о состоянии пациента и получал сведения о следующих шагах процедуры от ИИ. При этом руки ассистента оставались свободными, что позволяло ему подавать нужные инструменты хирургу (изображение инструмента выводилось на экран). Операция прошла успешно, а на пресс-конференции врачи рассказали, что гарнитура Apple Vision Pro «исключила фактор человеческой ошибки». Иными словами, благодаря VR-подсказкам, ассистент не перепутал инструменты.

Отдельного упоминания заслуживает и другая сторона — изучение нашего организма с помощью VR. Например, биологи исследуют воздействие различных бактерий на выработку антител и отслеживают сопутствующие мутации. Главное, что на начальных этапах всё это происходит в виртуальной реальности, а не в жизни. И только в случае достижения нужных результатов они подают заявления соответствующим регуляторам на проведение соответствующих опытов на живых организмах.

VR инженера

Картинка сгенерирована нейросетью DALL-E
Картинка сгенерирована нейросетью DALL-E

Вот такой замкнутый круг получился, когда одни гаджеты помогают создавать другие. Сегодня почти все крупные компании нанимают инженеров с опытом работы в виртуальной реальности, поскольку они используют инструменты 3D-моделирования и методы визуализации как часть процесса проектирования. Проще говоря, технологии VR и AR позволяют инженерам рассмотреть проект со всех сторон, чтобы лучше понять, как он работает. А самое главное, что они могут обнаружить недостатки и устранить их до начала тестового производства.

Ещё один немаловажный фактор — так команда дизайнеров может протестировать свой проект в безопасной среде и внести необходимые изменения на любом этапе. Это очень важно, особенно в таких отраслях, как производство автомобилей или ракетостроение. Разумеется, такой подход также экономит время и деньги.

Как я уже отметила выше — виртуальная реальность позволяет масштабировать объекты и прорисовывать даже мелкие детали автомобиля или космического корабля. При этом от физического прототипирования на этом этапе можно отказаться. Так появляются сначала концепты, а потом и тестовые образцы продукта.

По аналогии с дизайнерами VR позволяет инженерам не только ускорить этап разработки продукта, но и является экономически эффективным и оптимизированным процессом.

Вы наверняка удивитесь, но гарнитуры дополненной или смешанной реальности используются для диагностики двигателей самолётов. Пока такую практику применяет компания KLM Royal Dutch Airlines. Механик просто надевает шлем, а компьютер самостоятельно сканирует двигатель и подсвечивает компоненты, которые нуждаются в замене. Про увеличение скорости обслуживания двигателей, наверное, можно не говорить.

Ещё один интересный пример продемонстрировал немецкий автопроизводитель Porsche. Инженеры задействуют дополненную реальность, чтобы «попасть» в салон гоночного автомобиля на треке и в режиме реального времени отслеживать все показатели спорткара. Выглядит очень круто.

Вместо заключения

Хотя идея виртуальной реальности зародилась очень давно, пока эта технология находится на раннем этапе своего развития. Мы ещё не до конца понимаем весь её потенциал и не всегда можем найти массовое применение. Возможно, в будущем ситуация изменится. Сейчас же всё упирается в минусы гарнитур виртуальной или смешанной реальности. Они большие, тяжёлые, не очень удобные и быстро разряжаются.

Я уверена, что как только начинку самого инновационного шлема Apple Vision Pro вместят в обычные очки для чтения, весь сегмент AR/VR начнёт быстро развиваться. Нам же остаётся только ждать.