Найти тему
Bond Voyage

Записки инспектора советской пожарной охраны. Гл.9 Поездка на скоростном виде транспорта. Это вам не там

Начало повести читайте здесь.

Предыдущую главу читайте здесь.

Движение на трассе второстепенного значения через п. Осьмино в советское время было не столь интенсивное. Порт в Усть-Луге только собирались строить. Обычно я ждал попутку за посёлком на развилке дорог, где автомобили притормаживали перед поворотом. Наиболее часто можно было воспользоваться цементовозами на базе ЗиЛ-130 или КАМАЗа. Они обычно ехали в паре и частенько подвозили меня. Этому способствовала общевойсковая форма и звание капитана. В тот день их, как назло, не было. Дорога была расчищена от снега и посыпана красным песком. Прошло полчаса. Вскоре раздался рычащий звук. Наконец-то попутный транспорт! Это меня несказанно обрадовало, так как стал понемногу мёрзнуть. Из-под горки на дороге появился автомобиль ЗиЛ-133 ГЯ1.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Это такой грузовик с тремя мостами, и дизельным двигателем КАМАЗ-740 Ярославского моторного завода. Он производил внушающее зрелище, особенно из-за мощного капота. Говорят, что капот – это два метра жизни. И в плане пассивной безопасности капотная компоновка, конечно же, лучше, чем у КАМАЗа. К этому автомобилю сразу приклеилось прозвище «крокодил» из-за длинного деревянного кузова, позволяющего перевозить до десяти тонн груза. В общем, действительно как крокодил, приземистый, длинный, но с высоким клиренсом.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Про машину особо рассказывать нечего – простая и надежная, изученная как молоток, так любовно говорили водители. Любили её и за то, что под капотом ЗИЛ-133ГЯ обосновался мощный и современный на тот момент двигатель КАМАЗ-740, состыкованный с КАМАЗовской пятиступенчатой коробкой передач. А еще его называли Бабой-ягой – из-за индекса ГЯ.

Я поднял руку, водитель притормозил, так как основная дорога вела в сторону города Луги, и мой пункт назначения был понятен без слов.

- Давай, быстрее садись. Я остановил тебе только потому, что твоё лицо внушает доверие! Ты сиди спокойно и молчи, ничего не бойся, нам сегодня зарплату должны выдать, поэтому я тороплюсь. Ну, с богом!

В кабине грузовика. Из открытых источников.
В кабине грузовика. Из открытых источников.

С этими словами он включил передачу и нажал на газ. Автомобиль быстро набрал скорость. От посёлка Осьмино до деревни Саралог в лесном перешейке были два довольно крутых поворота, представляющих собой зигзаг. За обочиной в четырёх местах слева и справа виднелись поломанные деревца, следы неумышленных попыток ретивых автомобилистов проложить прямую дорогу своими автомашинами.

Не снижая обороты двигателя, подлетели к левому повороту, поворот руля влево и сразу вправо. Рулевое управление – с гидроусилителем, отработало великолепно. Задние колёса слегка вильнули, но на юз не пошли. Обычно легковые автомобили и автобусы здесь значительно снижали скорость. Была опасность встречных автомашин, но посчастливилось, так как их не было.

Зато впереди справа за перелеском у кромки поля в канаве стояли два лося, оценивая обстановку и собираясь перейти дорогу перед нами.

Водитель включил дальний свет, затем нажал клаксон, добавил газ, двигатель грозно рыкнул. Лоси не выдержали психологической атаки, желание перейти дорогу у них резко отпало. Они в панике развернулись в обратную сторону, откуда пришли, и помчались галопом по полю вдоль леса, только снежная пыль столбом.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Справа наискосок через поле шла полевая дорога в середину деревни Сара-лог. Проехать по ней можно было только в сухую погоду.

Я дважды разбирался с пожарами в деревне.

В первом случае сгорел уже пустовавший дом, но принадлежавший работнице Госстраха, получившей страховое вознаграждение. Было подозрение, что домик-то не просто так сгорел, но доказать ничего не удалось. А вскоре наступили лихие 90-е годы, когда деньги обесценились, так что провидение всё-таки наказало владелицу, наверное, за махинацию.

Другой случай. Выйдя из пожарной части в пятницу вечером, я встретил на перекрёстке улиц знакомую, инспектора Госстраха, с которой иногда выезжал на пожары по устной договорённости между нашими службами. Она сказала, что вышла замуж за мужчину из деревни, сотрудника ГАИ, и они собираются поехать к нему на выходные. Распрощались. Ага! Только успел поужинать, как поступил звонок о пожаре в д. Сара-лог, машина за мной выслана. Прибыв на место, я встретился с ней. Оказалось, что они подарили матери мужа кучу новомодных электрических изделий как-то: микроволновая печь, электрический чайник, тостер. Электросеть в доме была старая, и не рассчитана на электроприборы повышенной мощности, что привело к перегрузке электросети и короткому замыканию. Потушить не удалось, дом сгорел дотла, потому что пожарной части в п. Осьмино тогда не было. Вот такой у них выдался уикенд, жалко было смотреть.

Перед Сарой-логом слева на горке имеется мемориальное захоронение, дорога же идёт дальше вниз через лог.

Воинское захоронение у д. Сара-лог. Из открытых источников.
Воинское захоронение у д. Сара-лог. Из открытых источников.

Справа вышка с радиорелейной станцией, жилым домом-конторой и хозяйственным двором. При проверке объекта я предупредил ответственного смотрителя товарища М-вича, чтобы он заменил люминесцентные светильники во дворе для скота, но он меня не послушал, весь из себя такой электронщик. Когда же он увеличил поголовье овец и свиней, да ещё завёл коровку, дающую не только молоко, то одна из ламп не выдержала испытание агрессивной средой от жизнедеятельных животных и замкнула. Он успел их спасти и потушить возгорание. После ремонта перекрытия и кровли установил-таки светильники с плафонами и лампочками накаливания.

Сразу за вышкой поворот направо на рокадную лесную дорогу. По ней, через ряд почти заброшенных деревень, как Смородино, Елемно, можно доехать до посёлка Волошово. Закончив по-быстрому проверки объектов, мы однажды ловили раков в речке Саба у д. Елемно. Их было немного, но нам хватило, хотя я их особо не ел. Что в них есть то?

Далее была прямая дорога, как в туннеле, образованном деревьями, подступающими близко к дорожному полотну, заканчивающаяся очередным логом за деревней Любочажье и левым поворотом у деревни Медвежье. Название оправдалось в 2023 году. Пожилая дачница повстречалась с медведем, убежала от него в лес, заблудилась и замёрзла. Её тело нашли только через неделю. В Любочажье когда-то жил работник совхоза по прозвищу Саша «Сладкий», часто нетрезвый пасечник, у которого иногда можно было остановиться, чтобы «подкрепиться» «медовухой».

Поворот за логом грузовик согласно спидометру прошёл со скоростью около 100 км/час без виляний и заносов. Заснеженная дорога через поле была покрыта мелкими застругами снега, сформированных колёсами автомобилей по нечищенному снегу. Я оценил одно из преимуществ ЗИЛ-133ГЯ перед КАМАЗами тех лет – плавность хода, потому что водитель и пассажир здесь сидят в базе между осями, а в КАМАЗах - прямо над передней осью. Само сидение тоже толстое и мягкое, отлично амортизировало удары от дороги. Очень приятная машина, хотя была и не гружёная на этот раз!

Пронеслись мимо остановки у деревни Захонье. Если повернуть направо, то там будет мост через реку Сабу. Однажды весной, по пути в п. Осьмино, мы решили проверить объекты в этой деревне с утра, их было всего ничего: магазин, клуб и ферма. При проверке тамошнего магазина я задал вопросы молодой симпатичной продавщице.

- Печное отопление исправно? Как давно дымоход прочищали? Документы есть?

- Печь исправна! Ой! Дымоход давно не чистили. А Вы не знаете, кто бы мог его почистить? – игриво ответила она, слегка покраснев от смущения.

Тут-то можно было бы предложить свои услуги, почесав пятернёй затылок, типа давайте я Вам его прочищу! Но я дал адрес той организации, куда следует обратиться…

На проверку объектов мы потратили полчаса, сели в автомобиль, переехали через мост, обратив внимание на разлив речки, ставшей бурным потоком. На обеде в совхозной столовой мы узнали, что этот мост был снесён паводком, а жители этой и соседних деревень оказались отрезанными от цивилизации. Мост восстановили за две недели.

С этой дорогой, ведущей в деревню Орехова Грива, связано ещё одно воспоминание. Когда-то весной в деревне произошёл пожар. Хозяин сгоревшего дома пообещал доставить меня и инспектора Госстраха на место на автомобиле. Для этого он нанял водителя служебного автомобиля УАЗ-469, с которым я был ранее знаком, так как он пару раз отвозил меня с объекта после проверки. Парень был высокий и худощавый, технику знал отменно, поэтому рейс обещал быть простым. По трассе до поворота мы проскочили без проблем. Проехали д. Захонье и въехали в боровой лес по давно не проезженной дороге, заваленной снегом. И началось! Утренний мороз под лучами солнца отступил, автомобиль стал проваливаться в лужах, разламывая лёд, нещадно подпрыгивая на каждой неровности, оправдывая своё прозвище «козлик». Толстые льдины вставали колом под днище, не давая проехать, или создавали затор перед бампером. То назад, то вперёд, чтобы отогнать льдины и двинуться дальше по колее. На заднем сиденье инспектор Госстраха, средних лет женщина, стала эротично вскрикивать и ойкать, терпеливо перенося все ужасы дороги. Доехали до пересечения с другой лесной дорогой.

- Можно ехать, помехи справа нет! – громогласно возвестил я.

Шутка была оценена по достоинству! Три километра до деревни Горка ехали полчаса, осталось ещё два километра. Дорожная колея, заполненная снегом, была утоптана человеческими и звериными следами, километр проехали гораздо быстрее – и всё! Стоп! Автомобиль провалился в большую лужу, покрытую льдом, и сел на два моста.

- Идите пешком, а я тут постараюсь справиться! – сказал водитель и полез в багажник.

Он достал заранее приготовленную лопату БСЛ-ЧК (большая сапёрная лопата – черенок крашеный!), бензопилу и топор - незаменимые в таких делах инструменты, а также домкрат и доску под него, чтобы приподнять каждое колесо и положить хворост в колею. Когда мы вернулись, то автомобиль уже был развёрнут и готов к возвращению домой. Обратная дорога по разбитой ранее колее не вызвала затруднений.

Следующий правый поворот за деревней Черенское, понижение рельефа, справа стена леса, слева съезд в лес на делянки. Когда-то на этом повороте сбили лесника, бежавшего вызвать помощь после ЧП в лесу.

За деревней Шеломино справа видна пойма реки Сабы с её замёрзшим руслом. Весной там можно было наблюдать стайки перелётных птиц.

Самый опасный участок дороги был впереди после деревни Поля, на полпути к цели. Он появился очень быстро, и, как всегда, неожиданно. Сколько погибло на нём человек, разбилось автомобилей, статистика умалчивает. На память пришло два ДТП: с пожарной автоцистерной, водитель которой в новогоднюю ночь первого января, следуя к месту пожара с дежурным инспектором, «забыл» повернуть налево, и сделал тридцатиметровую просеку в лесу после канавы. Там же, при возвращении с Чудского озера двое моих соседей по гаражу разбили Мицубиси-Паджеро Спорт, сделав «оверкиль». Водитель переоценил свои возможности и самого автомобиля с высоким клиренсом, да и превышение скорости на зимней дороге сыграло свою роль.

Прямая дорога уходила вниз с левым поворотом, а затем поворачивала направо в крутой подъём. Водитель грузовика всё-таки благоразумно сбавил скорость, и плавно прошёл зигзаг, не переключая передачи. Мощности двигателя хватило с лихвой!

Прямой участок дороги на косогоре заканчивался длинным логом у деревни Высокая Грива. Сразу у границы деревни слева есть съезд в деревню, где видно бетонное кольцо колодца с двускатной крышей, установленный над родником с очень вкусной водой, вытекающей прямо из земли. Для удобства пользования внутри кольца установлена железная трубка, из которой постоянно течёт вода, вокруг виден бурлящий белый песок с блёстками слюды. Из колодца вытекает ручей по направлению к логу, где есть небольшое болото. И дальше на юг к реке Сабе, проходя через железобетонную трубу под дорожным полотном. Проезжая мимо или охотясь в тех местах, мы много раз пили из этого родника, причём без всяких последствий для организма, даже горло ни у кого не заболело ни разу!

Когда я заболел ковидом в период пресловутого года пандемии, то, несмотря на слабость и ощущение усталости всего организма, превозмогая себя, специально съездил к этому роднику, набрал несколько 10-ти литровых канистр. Ежедневно выпивая не менее трёх литров, я быстрее поправился, даже нюх восстановился за пять дней. Как знать, может подействовали фитонциды из моховых болот!

За родником и логом - пологий подъём, слева косогор, поле с электролинией, вдалеке виднеется лес. На этом поле зимой, почти в одно и то же время, я несколько раз видел лисицу, смело подбиравшуюся к дороге, чтобы перебежать её. Проезжая в очередной раз, я её не увидел и посетовал водителю, что она куда-то пропала. Тот в ответ сказал, что знакомый лесник хвастался, что именно на этом поле он добыл лисицу…

Справа появилась д. Сабо, небольшой поворот, спуск и подъём в горку до д. Туровка. От Туровки до Красных гор ранее были поля сельскохозяйственного назначения. Сразу за ними – крутые берега Красногорского озера. Теперь они застроены дачами. Одна из дачниц, имевшая некоторое превышение бальзаковского возраста, летним вечерком распарившись в бане, решила окунуться в озере. Её организм не выдержал такого резкого перепада температур, и она мгновенно скончалась от сердечного приступа.

Спутниковый снимок.
Спутниковый снимок.

Наконец-то деревня Красные Горы, значится половину пути, проехали! На горе справа установлены обелиски советским партизанам и памятник на месте гибели Н.Г. Толмачёва, сквозь деревья видно само озеро.

Отступление от поездки по трассе.

Сами обелиски. Из открытых источников.
Сами обелиски. Из открытых источников.

Другой памятник, внешне неприметный и почерневший от времени, Николаю Гурьевичу Толмачеву поставлен на окраине поселка Толмачево, что в Лужском районе Ленинградской области. Он виден из окон электричек, если смотреть на восток.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Комиссар отряда красной гвардии, который сражался. В 1918 году Толмачёв в Красной Армии. Он участвовал в создании частей регулярной Красной Армии, в жестоких боях и кровавых кавалерийских сшибках с частями атамана Дутова.

К лету 1918-го в родном Екатеринбурге Николай Толмачев был избран членом Уралобкома РСДРП(б) и исполкома Уралоблсовета. В таковом качестве ему предстояло войти в узкий круг лиц, принимавших решение об убийстве императора Николая II и членов его семьи. Это решение родилось в условиях угрозы захвата Екатеринбурга колчаковцами и белочехами 12 июля, на заседании исполкома Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов под председательством Александра Белобородова. Вопрос о судьбе царской семьи голосовался простым поднятием руки. Исполком постановил: Романовым — расстрел, о чем по телеграфу было сообщено в Москву. Приговор привели в исполнение в ночь с 16 на 17 июля.

Весной 1919 года Толмачев возвратился в Петроград, где, как депутат от Восточного фронта участвовал в VIII съезде партии, на котором обсуждался вопрос военного строительства. В частности, на съезде решался вопрос о военных специалистах, о выборности командного состава, о формах организации коммунистов и правах коммунистических ячеек в армии. Свою подпись под резолюцией съезда, наряду с Лениным, Сталиным, Ворошиловым, Троцким, поставил и 23-летний Николай Толмачев.

В мае 1919 года Толмачёв направлен уполномоченным 7-й армии на Лужский участок фронта, против наступавших на Петроград войск генерала Юденича. 24 числа он прибыл на станцию Преображенское – здесь царили хаос и паника. Толмачеву удаётся организовать эвакуацию мирного населения и собрать из разрозненных красноармейских отрядов батальон численностью 250 человек.

Батальон переправился на барже через реку на её левый берег и выдвинулся в направлении Красных Гор. Этот стратегически важный населенный пункт требовалось удержать любой ценой, иначе у белых открывался бы прямой путь к железнодорожной ветке Луга-Гатчина. Так оно вышло, что последний в своей жизни бой Николай Толмачев спланировал и организовал сам.

Вечером 25 мая 1919 года отряд красных численностью в две с половиной сотни штыков, выставив посты, расположился на ночлег в деревне с символическим названием Красные Горы (Лужский уезд). На рассвете 26 мая на них наткнулись передовые отряды белых. Завязался бой. Красные отступили к озеру, и этот маневр обернулся окружением. Командир красных – он из хохлов, как и большинство бойцов отряда, предложил сдаться. Комиссар Толмачёв, обвинив командира в измене, выстрелил в него, но только ранил, после чего взял командование на себя. Заведомо проигранный бой продолжился. Расстреляв почти все патроны из своего маузера, последнюю пулю комиссар пустил в себя. Как позднее напишут в советских апокрифах, со словами "Коммунисты не сдаются!". Но это уже из области мифологии. А вот то, что шел парнишке в ту пору всего-то 24-й годок – факт.

Продолжение поездки.

После памятника поворот налево на просёлочную дорогу в сторону реки Луги и где имеется огромное болото, называемое Большой Лосиный Мох. По преданию один из мужиков, собирая клюкву, провалился. Болото постепенно затягивало его, он уже распрощался с жизнью, как его ноги упёрлись во что-то твёрдое. Выбравшись, он через несколько лет решил проверить, что же его спасло. Этим спасителем оказался немецкий рыцарь, в латах и на коне! Вот такая существует байка, а правда, или нет, решать Вам!

Впереди крутой поворот налево и съезд направо к озеру и другой части деревни. Промчались через Красные горы, слева виден красивый бор. В октябре 1983 года мы с комиссией остановились там и за полчаса набрали по корзине белых и боровиков. Слева - остановка и просёлочная дорога до деревни Муравейно (5 км), понижение рельефа и подъём в горку, далее прямая дорога. Вскоре показался поворот на д. Натальино, за ним, небольшой поворот направо, слева мелкий лес и поворот к геобазе Железо Ленинградского педагогического института.

Отступление от трассы.

На этой геобазе при проверке я впервые повстречался с ребятами, прошедшими Афганистан и поступившими в институт после срочной службы. Чувствовалась в них какая-то ответственность, дисциплина и отвага, но с некоторой бесшабашностью. Вы спросите: «Почему бесшабашность?» Потому что они рвались куда-то бежать, кого-то спасать, всё потушить. Я же огорошил их тем, что героизм – это почёт и слава, в том числе и на пожаре, но герои появляются там, где безответственные товарищи допустили элементарные нарушения, приведшие к чрезвычайной ситуации. Профилактика пожаров – это постоянное поддержание установленного противопожарного режима и ничего героического в этом не видно, но результат – безопасность. В принципе они согласились. Дополнительным аргументом им послужила похвала за образцовое содержание порядка в комнатах, что нельзя было сказать о комнатах, в которых проживали девушки. Среди студенток встречались очень симпатичные девицы, и даже активно пристающие, но бардак в комнатах отбивал всякое желание знакомиться с ними поближе. За геобазой есть дорожка, ведущая к большой поляне и пляжу у реки Луги, где студенты проходили практику, наблюдая за природой. Однажды я зашёл с той стороны, прогулявшись летом по берегу реки от д. Островенка. Через год после того, как я передал этот объект и наблюдательное дело на него другому инспектору, произошёл пожар, сгорел один корпус, но обошлось без пострадавших.

Кстати, существует рассказ А. Ливеровского с названием «Патроны от Чижова». Питерские охотники приехали в санаторий «Железо», чтобы поохотиться на медведя. В тексте рассказа «… Медведь лежит километрах в двух от кордона на краю елового леса, большим клином вдающегося в открытое, с мелким корявым сосняком болото. Я попросил показать обход…». Что было далее, можно почитать!

Продолжение поездки.

После Железо - прямая дорога, через несколько километров поворот направо к деревне Пустынь, где было почтовое отделение и дисбат, за ним - рокада в сторону посёлка Серебрянский. Для проверки почтового отделения я с разрешения начальника Почты г. Луги иногда пользовался почтовой автомашиной, подвозившей меня до самого п. Осьмино и даже до посёлка Рель. На ней же возвращался обратно.

После поворота на Пустынь трасса делает небольшой левый поворот со снижением в объезд д. Островенка, дома и дачи которой видны на возвышенности. Раньше трасса проходила по самой деревне Островенка, но со стороны п. Осьмино въезд в деревню начинался с крутой горки, где машины дальнобойщиков застревали, так как не могли подняться зимой при скользкой дороге. Теперь это обстоятельство устранено.

Далее шёл небольшой подъём до самой д. Ситенка, слева участок ДРСУ, снижение и горка. На горке слева магазин из железобетонных конструкций с большим окном, выглядел как аквариум, только с крышей. В конце деревни снова снижение и подъём в горку, справа проехали здание клуба с пристроенной киноаппаратной, возведённой из кирпича для обеспечения пожаробезопасности, так как киноплёнки когда-то были чрезвычайно горючими и быстро воспламеняющимися. Слева на горке поворот налево, где когда-то был аэродром для сельскохозяйственной авиации. Там в летнее время базировался самолёт Ан-2. С лётчиком в принципе, можно было договориться прокатиться над местными полями, так мне сказал агроном, но что-то не срослось.

Въехали в левобережную часть посёлка Толмачёво. Слева - летние лагеря для детей. Справа – был когда-то памятный пожар, в результате которого сгорел дом у «железного» человека, обрусевшего венгра, с которым мне удалось немного поговорить по-венгерски, по-русски он говорил хорошо, но с акцентом типа «Всё сгорело, ой как плёхо, плёхо!». По периметру и во дворе у него были груды разного металла, используемого им для изготовления разных изделий, в том числе художественного характера.

На счастье переезд через Октябрьскую железную дорогу с остановкой «Платформа 125 км» был открыт, и мы проскочили его без задержки, сокращённо WD «without delay» - любимая аббревиатура со службы военно-морской.

В конце прямой улицы небольшой поворот со снижением к мосту, справа – пруд, слева у подъёма в горку кирпичное здание, угол которого слегка покоцан от былых ДТП. За горкой справа – поле, слева – забор и полукруглый ангар из оцинкованного железа спортивного лагеря «Олимпиец». В ангаре тренировались будущие олимпийские чемпионки. Однажды он сгорел, теперь на том же самом месте выстроен похожий ангар.

Проехали зигзаг, снижение и перекрёсток Киевского шоссе, поворот направо – и в Лугу. Шофёр высадил меня на улице Победы, до дома осталось пройти 300 метров. Вся поездка заняла 40 минут, а я своими рассказами растянул её значительно дольше. Никогда больше я так быстро не добирался до дома!

Продолжение читайте здесь.

Николай Санаев. Редактировал Bond Voyage.

Все рассказы автора читайте в авторской подборке.

Записки инспектора пожарного надзора | Bond Voyage | Дзен

===================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для Вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.

====================================================