Машина времени…
В начале 1980 года, в меломанской среде активно обсуждалась группа «Машины Времени», говорилось, что она какая-то подпольная, в составе одни евреи и поют они совсем не советские по духу песни.
(часть 1 -https://dzen.ru/a/ZhkUi6jl7mqaySTU )
Возглавляет её некто Андрей Макаревич – автор и исполнитель всех песен. Концерты они дают нелегальные в Подмосковье. Одним словом – секретная команда не для всех, никаких записей и фото нет. Интригу усилило сообщение, что группа стала лауреатом конкурса «Весенние ритмы» в Тбилиси.
Наконец удалось услышать музыку – кто-то из сокурсников принес кассету, на которой была очень плохая запись Машины. Хорошо запомнилась композиция «Солнечный остров», остальные, из - за ужасного качества, никак не зашли. Позднее я опознал ту запись - это были отрывки из магнитоальбома «Маленький принц».
Никто, тогда у нас и не знал, что группе уже 11 лет, что она легализована в «Москонцерте» и гастролирует по стране, собирая аншлаги во дворцах спорта. Наконец - то случилось чудо – несколько концертов в Челябинске. Ажиотаж был огромным – билетов не достать.
Надо сказать, что я, как и многие в то время, не интересовались рафинированными советскими ВИА, исполнявшие слащавые и патриотические песни советских композиторов, исключением являлся «Ариэль» и некоторые песни «Песняров», но на Машину хотели попасть все. Не вспомню как именно, но у нас с моим однокурсником появилось два билета.
Зал дворца спорта Юность был заполнен до отказа. Об авторском праве тогда не слышали, и всё пространство сцены от края до аппаратуры было заставлено портативными кассетными магнитофонами, для записи концерта. Никто такому откровенному пиратству не препятствовал. У нас тоже был такой чудо аппарат «Весна» с микрофоном.
Я вплотную подошел к сцене и приготовил аппарат к записи, в этот момент на меня как-то почти одобрительно посмотрел необычно одетый парень с огромной копной кудрявых черных волос и «жидкими» усами. Он что-то настраивал, подключал и переставлял. У клавишных колдовал носатый чернявый толстячек в смешной футболке с огромных очками в модной оправе.
Погас свет, я включил запись и бегом отправился на свое место. Концерт начался необычно - вышел ведущий и начал декламировать:
« Среди всего, что в нас переплелось,
Порой самодовольство нами правит.
"Казаться или быть?" - вот в чем вопрос,
Который время человеку ставит.
Считаться кем-то, или кем-то быть?
Быть смелым, или делать вид, что смелый?
Ты жертвовал, творил, умел любить,
Или об этом лишь вещал умело,
Робея самому себе признаться,
К чему стремишься: быть или казаться?..
Что стоит жизнь в довольстве иль покое,
Когда ее пытаются лепить,
Фальшивя переделанной строкою...
Легко казаться. Очень трудно быть..»
Позже я узнал, что это был Ованес Мелик-Пашаев – директор Машины, а читал он стихотворение Макаревича. На сцену вышли музыканты, и я понял, что тот кудрявый усач и есть Андрей Макаревич, а толстячок – Петр Подгородецкий. С первых аккордов «Каждый право имеет право….» зал завелся, все композиции заходили на «Ура!».
В конце Андрей сел за рояль и великолепно исполнил «Пока горит свеча!». Такую реакцию публики я видел впервые, как говорится: «Всё было впервые и вновь». Мы шли с концерта в полном трансе от увиденного и услышанного. Зашла Машина сразу и навсегда.
Концерт был дневной и благодаря этому до отбоя мы успели, раз пять прослушать запись концерта, а через пару дней знали наизусть тексты всех песен. Никаких официальных записей и уж тем более пластинок так и не было.
Ближе к Новому годы появилась пластинка «Тбилиси - 80», на которой было две, одни из моих любимых композиций «Снег» и « Хрустальный город», наконец-то можно было услышать группу в приличном качестве. Шли годы, дисков так и не было, а вот приличного качества магнитофонные записи появились, Машина мне нравилась все больше и больше.
Наконец произошло чудо - в 1986 году «Мелодия» сподобилась, без согласования с группой, выпустить диск-сборник «В добрый час». Я держал диск в руках и не мог поверить своим глазам, чем очень удивил своего польского приятеля-меломана Адама Квятковски, он никак не мог понять, почему нельзя выпустить альбом популярной в стране группе.
Ну, как ему это объяснить? В Польше была полная музыкальная свобода и западные рок группы не мешали населению строить социализм. Позже вышел первый двойной альбом новинок Машины «Реки и мосты», по-моему, лучшее творение по подбору композиций и музыки.
Я хорошо знаю, что Андрей Вадимович очень не любит словесное клише, обращенное к его творчеству: «Я вырос на Ваших песнях!». Это его полное право, я вот лично на его песнях не вырос ни на сантиметр, я просто с ними живу и удивительная вещь – к любому событию своей жизни я могу подобрать сопровождение в виде песни Машины или самого Андрея из его сольных альбомов.
Ну а одной из любимых песен считаю «Лифт» - эдакий микро путеводитель по этажам жизни. Жаль. Что эту песню не считают хитом и не исполняют на концертах:
«Как на первой остановке
Пахнет елкой новогодней
Дети водят хороводы
И дерутся во дворе.
Пахнет радостью открытий,
Пахнет страхом наказаний,
Пахнет каплями от кашля,
Пахнет маминым пальто.
На второй этаж взлетаешь,
Без усилий, словно птица,
И твое предназначенье
Для тебя - как дважды два.
В голове вино и ветер,
Над тобой кружатся феи,
И хранит твоя подушка
Легкий запах их духов.
И ты еще глядишь на небо,
Где вчера кружили феи,
А они уже не феи -
Их делишки к сентябрю.
Пахнет сеном, а не маем,
Пахнет чьим-то урожаем,
У соседа снова праздник -
Вас впервые не зовут…..»
С огромным интересом и удовольствием читаю прозу Андрея Вадимовича, поражает его внимание к живым бытовым деталям прожитых лет. Прочтите его рассказ про пельменную периода развитого социализма, опубликованную в книге «Сам овца» и всё станет понятно.
А вот оценивать его живопись я не рискну - обделил меня создатель пониманием этих произведений искусства, в прочем, как и поэзии, которую я воспринимаю в основном в песнях.
Да, о вкусах не спорят. Допускаю, что я стал старым консерватором, но не хочется пополнять свои предпочтения новинками и на необитаемый остров, я бы взял с собой мою музыкальную коллекцию, книги: «Незнайка на Луне», «Вечный зов», «Тяжелый песок», «Граф Монте-Кристо» и все книги Игоря Губермана.
Больше мне в силу возраста не унести. А если выбрать один фильм, то конечно «Однажды в Америке», который я увидел в первый раз в 1984 году с польским дублированным текстом, половину не поняв.
Раз в год я его обязательно пересматриваю и, повторюсь, каждый раз вижу в нем какую то новую деталь. А вот хоккей с собой взять нельзя…»
Артур Лекус (продолжение - https://dzen.ru/a/ZiDISawCGhePNv61 )
P.S. Добавлю от себя (Р. Тагиров): "Скорее всего, я буду до конца жизни слушать песни группы «Машина времени», как слушал раньше в молодости и слушаю до сих пор....
А вот по поводу Андрея Макаревича, назвавшего себя борцом с коммунистическим режимом и при этом разъезжающим по всему СССР с официально разрешёнными Министерством культуры концертами, осталось одно разочарование. Да и назвал-то он себя борцом с КПСС только после развала самой партии, да и страны в целом.
В общем, каким он был ушлёпком по жизни, таким и остался. Да и пёс с ним…"