Как человек, получивший, хоть и давно, высшее радиоэлектронное образование, скажу, что звучать провода могут только в одном случае: если их натянуть на что-то арфообразное и потренькать :) Тут они КАК-ТО могут звучать. А в составе звукоусилительного тракта они просто передают электромагнитные колебания определённых частот и напряжений (токи какие-то тоже есть, да) от усилителя до колонок. И, если бы это был постоянный ток, то вопрос был бы только в толщине и качестве провода. Переменный ток, да ещё кучи разных частот - это уже столько всяких труднопонимаемых факторов, что там на него влияет примерно всё.
Это очередной опус из серии про правильный звук, который у всех разный, и предыдущая часть находится вот здесь.
Я весьма долго игнорировал эту тему по причине дикой врождённой лени того, что меня всё устраивало. Когда-то у меня были штатные провода от советских колонок S50, тоненькие и с наглухо интегрированными в них штекерами типа «точка-тире». Потом я решил, что это не круто и купил в местном магазине, торгующим всякой радиолюбительско-электронной хренью (потому что большая часть продаваемого предельно дешёвый китайский ширпотреб и куча старых (но новых :) ) советских радиодеталей), НАСТОЯЩИЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ПРОВОДА. Продающиеся на отрез с катушки. В полупрозрачной медового цвета изоляции, одна жила помечена чёрной полоской. Это сейчас я понимаю, что данное китайское изделие ничем не лучше тех самых тонюсеньких советских проводов, разве что всё же потолще, и примерно 1,5 квадрата сечения там, похоже, есть (но не факт, а проверять мне уже не интересно).
Но работало всё с ними вполне пристойно, и вопросов они не вызывали буквально до конца прошлой недели :) Именно до момента, пока я не прочитал, здесь на Дзене, статью, где автор вдумчиво описывал свои изыскания на тему, что такого можно воткнуть между усилителем и колонками (причём его система совершенно не поражает воображение, так, нечто средненькое из конца 90-х - начала 2000-х). Порадовало, что ему, как и мне, не было интересно, чем отличаются провода за охрелинирад денег из хай-эндовских магазинов, а пробовал он всё подряд из магазина, где продаются различные электрические кабели и провода (да, это разные, таки, понятия). Начал с 0,75, где по факту не было и 0,5 квадрата, закончил проводом в реальные 4 квадрата сечением. Все провода были многожильными (или я не всё запомнил, к слову, статью так и не смог потом найти UPD: Автор, уважаемый МузМедиа Инфо любезно написал в комментариях, а его статья находится вот здесь) медными. И разницу он, таки, наслушал. Всё до реальных 1,5 мм давало эффект «задушенности» и было не интересно, а вот то, что толще, не дало вообще никаких дополнительных эффектов. Закончил он статью прослушиванием варианта с медной витой парой и старым советским литцендратом. Последний его порадовал, но почему-то не сильно хорошо было с низкими частотами, а так звучание было воздушное и очень детальное. А после описания витухи… мне самому захотелось попробовать :) Сначала были использованы по 4 жилы на плюс и минус в одном кабеле, результат неплохой, но ничего особенного. А вот когда все 8 жил были использованы как один провод, там начались чудеса. И объём, и то, и сё. Поэтому я решил пойти по стопам экспериментатора, и сделать звуковые провода из медной витой пары. Там, где я работаю, есть подразделение, занимающееся видеонаблюдением (прокладка и обслуживание), и этой витухи они тянут сотнями метров. Обрезки по 8-10-12 метров валяются и никому не нужны, поэтому, удостоверившись, что это хорошая медная витая пара, я выпросил обрезки для опытов.
Дома нарезал по 3,5 метра, зачистил сантиметра на 4-5 концы всех жил, и тщательно скрутил их в одну «косичку». Край пропаял, чтобы и держалось, и контакт был однозначный. Получился твёрдый стерженёк на 4 квадрата сечения (8 на 0,51 и дают примерно столько) на конце кабеля. Оформил так все четыре обрезка, скрутил изолентой их по два, пометил минус, и попробовал прикрутить к усилителю и колонкам. В усилителе винтовые зажимы, не предполагающие использования «бананов» (79 год, куда деваться) и с отверстиями, куда провода влезли впритык.
В колонках вообще «прищепки» (74 год, куда деваться :) ), но провода с некоторым трудом влезли и туда (не пользоваться мне хай-эндовскими суперпроводами по 10 квадратов, печалька).
Может, когда и влезу в колонки чтобы сломать там всё нафиг что-то улучшить. Стал я слушать, что же в итоге получилось. А получилось весьма интересно! На старых проводах были верхи, были низы, прослеживался некий объём, и казалось, что всё отлично. На новых появился ТАКОЙ объём, что аж дух захватывает! Примерно, как летом в звёздную ночь лечь на землю и вглядеться в небо. Всё стало выпуклое, инструменты стали позиционироваться не только по ширине, но и по глубине (этот эффект был и раньше, но на порядок слабее), их прям хотелось потрогать руками. При том же уровне громкости звук кажется более мощным, и всего стало больше. Результат меня крайне удивил (списать это на самовнушение невозможно, разница ОЧЕНЬ заметная) и весьма порадовал. Теперь надо во всё это вслушиваться :)
Пообщался с товарищем, владельцем такого же Сансуя, что и у меня, и он сказал, что явственно заметный эффект бывает только в случае, если усилитель и колонки нормально согласуются (а у меня они нормально «спелись» на мой слух), а провода заметно отличаются по качеству, что у меня и было. А он этими изысканиями занимается уже несколько месяцев, совместно с парой таких же увлечённых. Они перепробовали кучу различных сочетаний проводов (многожильных, одножильных, коаксиальных, свивали их, экспериментировали с толщиной и т.д.). Он подтвердил, что после 1,5 квадратов явно заметных изменений в звуке уже не происходит (на том уровне мощности, что даёт конкретный усилитель и нормально работают колонки), сочетание многожильного и одножильного проводов даёт интересные результаты, и вообще провода дают много очень своеобразных эффектов. Что-то понравилось ему, что-то другим товарищам, причём всем разное :) Эксперименты идут и сейчас, однозначного эффекта «вот так отлично и лучше быть не может» так и не найдено… и, думаю и не будет найдено :) хотя бы потому, что разным людям интересно разное в звуке.
Товарищ заинтересовался витухой, т.к. они её не пробовали пока, за неимением доступа к халявным обрезкам. Я обещал поделиться (UPD: поделился, попробовал он, но в его случае витуха ухудшила результат, судя по всему те самодельные провода реально тянули на весьма высокий уровень). И при случае однозначно попробую у себя несколько понравившихся им вариантов, мало ли, вдруг ещё лучше будет :) (UPD: будет, но пока неясно, когда). Но уже этот вариант понравился и волнует душу.
Чего и всем желаю!
UPD: В комментариях уважаемый Игорь Воронков дал такую информацию: «при использовании витых пар учитывается не только производитель, но и подключение проводов в определённом направлении.
Т.е. при изготовлении на заводе медной жилы, там образуется кристаллическая решётка ориентированная в какую-то одну конфигурацию. Каждый проводочек в кабеле идёт в одну сторону, как бы имея начало и конец.
Вы, соответственно, тоже подключаете к усилителю именно только "головами", или "хвостами". При этом смотрите, куда ведёт маркировка на изоляции, по ней и ориентируйтесь. Начало строчки это "голова".»
Я проверил данную информацию, и, да, действительно, при ориентации проводов в одну сторону звук изменяется к лучшему. Не то, чтобы сильно, но заметно. Особенно влияет на НЧ и вообще картинка становится ровнее и правильнее. Поэтому могу рекомендовать тем, кто хочет попробовать, именно такое направление проводов.
Продолжение здесь.