Здравствуйте, дорогие читатели канала «Заповедная магистраль»!
Пару дней назад я сообщил, что подготовлю для вас новую публикацию о своей поездке на заповедную линию Торжок — Соблаго в район бывшей станции Жукопа. Я сделал это, чтобы заинтриговать вас и вызвать интерес к моему рассказу. Некоторые из вас уже написали в комментариях, что с нетерпением ждут публикации. Я очень рад, что вам это интересно, и постараюсь оправдать все ваши ожидания.
В этой публикации будет очень много фотографий. Ведь моя задача не только рассказать об этих местах, но и показать их вам, чтобы вы мысленно там очутились, прониклись духом, атмосферой и романтикой путешествия. Кроме того, я позволю себе добавить в это путешествие свои более старые архивные снимки.
Я надеюсь, что моя публикация будет для вас интересной и познавательной.
Идея путешествия на заповедную линию возникла спонтанно, и, честно сказать, я посещал эти места уже не раз. Снимки с квадрокоптера были сделаны ещё весной 2022 года, в настоящее время на территории Тверской области все полеты БПЛА, к сожалению, под запретом по понятным всем причинам.
Просто в очередной раз захотелось провести свой редкий свободный день таким образом, выпавший на рваном графике работы без гарантированных выходных. Хотелось прогуляться вдоль линии, подышать свежим воздухом и наполнить лёгкие пьянящим ароматом сосновых боров с оттенком едва уловимого сладковатого запаха шпального креозота.
Моим спутником в этой прогулке стал мой старый друг детства Евгений, который тоже любит туристические прогулки.
На автомобиле из Осташкова через соседний районный центр Пено мы добрались до точки высадки у озера Тиницкое (связанного с озером Пено и Волгой), в которое впадает причудливая речка Орлинка, берущая свое начало в лесных глубинах. Здесь мы вышли из машины и продолжили путь пешком.
Можно, конечно, было сделать приличный крюк от станции Соблаго и одноимённого посёлка по грунтовой дороге подъехать сразу к деревне Жукопа, а оттуда выйти в район бывшей станции, но тогда в этом случае потеряла бы смысл сама идея пешей прогулки вдоль линии и её детальное изучение. Ко всему прочему, железная дорога от Соблаго до Жукопы, в отличие от автомобильной, идёт напрямик. Для меня эти места, как уже сказал, не новые, да и к тому же я их регулярно проезжаю на тепловозе в рабочих поездках с пригородным поездом Осташков — Кувшиново, но всё равно очень интересно.
Одно дело — мельком это всё наблюдать из окна локомотива, и совсем другое — неспешно изучить их, прогуливаясь вдоль линии.
Перед началом прогулки мы решили основательно подкрепиться на свежем воздухе, распаковав предусмотрительно взятый офицерский сухпаёк и термос с кипятком.
Природа в этих отдалённых уголках Тверской области дивная, что тут и говорить.
Куда ни взгляни — повсюду красота чистого заповедного края, отрешённого от большой цивилизации, в каждом кусочке этого лесного царства, в каждом его потаённом уголке.
В комментариях к анонсу этой публикации меня спрашивали о сморчках и строчках (самых первых грибах в сезоне). Вот, пожалуйста, как видите, они уже появились.
По осени грибов да ягод в здешних местах видимо-невидимо. Долго засиживаться на одном месте не стали. Сытно отобедав разогретой на костре кашей с дымком из армейского сухпайка и напившись крепким чёрным чаем, отправились в путь вдоль заповедной линии.
Пройдя по мосту через Орлинку, вышли неспеша на узенькую тропинку, что изящно тянется по железнодорожной насыпи вдоль линии на всем протяжении от места высадки и до самой Жукопы.
Земноводные уже проснулись. Их очень много обитает в этих топких местах, как и змей, которых стоит опасаться.
Сверху, с высоты птичьего полёта, на этот заболоченный край открываются замечательные виды. Половодье сейчас тут в самом разгаре, рыба должна сейчас пойти на нерест.
До 2018 года через Орлинку ещё лежал старый мост. Он был деревянным, шатким и держал изношенный путь на деревянных шпалах. Перед мостом были выставлены знаки «Начало опасного места», а скорость следования по нему для всех поездов была ограничена 25 км/ч.
Но затем прошла масштабная реконструкция. Был возведен новый мост, и часть пути на этом участке также капитально отремонтировали, переложив на железобетон, а песчаный балласт заменили на щебень. Так-то оно, конечно же, лучше для движения поездов, но, согласитесь, ушёл в небытие первозданный облик этой заповедной дороги, которая помнит ещё паровозы.
Русло реки Орлинка очень сложное, извилистое, трудноразличимое во время половодья, петляет из кривой в кривую, но с квадрокоптера хорошо видно, как оно уходит к истокам куда-то в глубину долины заболоченного леса.
Многие мечтают приехать сюда, чтобы порыбачить в этих диких, первозданных местах и привезти домой рыбацких трофеев: налимов, щук, судаков, линей, язей, лещей и жереха. Но весной эти места настолько становятся болотистыми, а в реке при этом так много коряг, что донки там не поставить...
Миновав Орлинку, вышли на участок старого пути, уложенного, как в былые паровозные времена, на деревянных шпалах и песчаном балласте.
Установленные максимально допустимые скорости движения поездов на этом участке не велики, не более 40 км/ч.
Вековые живописные боры здорово проредили, когда производили расчистку полосы отвода, но при этом вырубленный лес так и не вывезли, бросили штабелями гнить на краю линии, создавая излишнюю пожароопасность. Идём дальше.
К сожалению, мы столкнулись по дороге с печальной картиной. Возможно, птица уснула, пригревшись на рельсах под лучами солнца, и не услышала приближение утреннего пригородного поезда на Кувшиново. В этих местах обитает множество диких птиц: глухари, тетерева, утки, селезни, лебеди, аисты, журавли, цапли, совы, филины и ястребы.
Всю дорогу мы шли, периодически нарушая тишину этих мест выстрелами из охотничьего сигнала. Это делалось не просто так, а для того, чтобы предупредить медведей о нашем присутствии. Медведи также обитают в этих местах, и это достоверный факт, а не просто байки. Нам неоднократно приходилось видеть их из окна поезда. Особенно весной, когда они выходят из зимней спячки, встреча с голодными медведями крайне опасна, тем более если это медведица с медвежатами.
Мы дошли до сигнального знака "Свисток" перед кривой, за которой должен открыться мост на Жукопу. Эти знаки выставляются за 500-1500 метров на перегонах до объекта, который они ограждают.
А вот и показался вдалеке железнодорожный мост через Жукопу. Подойдём поближе.
Жукопа — одноимённая с бывшей станцией и посёлком тёзка-речка, впадающая неподалёку отсюда в великую русскую реку Волгу (правый приток, один из первых крупных её притоков).
Река очень красива, по-настоящему живописна и богата рыбой — заядлые рыбаки не ленятся приехать сюда за сотни вёрст, преодолев огромное расстояние.
Весной Жукопа становится мощным полноводным потоком, даже бОльшим, нежели сама Волга.
Бывает так, что весной Жукопа настолько переполняется талыми водами из болот и притоков, что «пересиливает» Волгу и поворачивает её воды вспять — обратно в озеро Пено. А название Жукопа в переводе с литовского означает «рыбная река», ну или «река, богатая рыбой».
Стоит сказать, что в древности здесь проходил торговый путь с Волги на Балтику: верховье реки Жукопы расположено недалеко от истоков рек бассейна Западной Двины. Вблизи устья Жукопы находится посёлок Пено: крупнейший и главный во всём Пеновском районе. Отсюда в хорошую солнечную погоду можно увидеть трёхпролётный железнодорожный мост Бологое-Полоцкой дороги через озеро Пено.
Именно с карточки с «московским» на мосту в Жукопе под ярко-морковным ТЭП70 для одной из самых первых моих публикаций на канале 5 лет назад и началась «Заповедная магистраль».
Пройдя по мосту через реку, оказались в бывшей чётной горловине станции Жукопа, там, где когда-то находился стрелочный пост № 2. Путевое развитие станции давным-давно демонтировано, остался лишь один главный путь, да виднеются остатки сгнивших шпал, где раньше лежали боковые пути.
Вода является источником жизни не только для рыб и людей, но и для целых станций. Это правда. Во времена паровозной эры строительство станций и разъездов зависело от наличия крупных водных объектов (рек или озер) в окрестностях, чтобы обеспечивать паровозы водой, которая была крайне важным ресурсом для обеспечения тяги поездов на линии. В то время существовали участки «тягового водоснабжения», которые отвечали за качество воды для паровозов. В горловинах станций были установлены паровозные гидроколонки для заправки водой тендеров локомотивов.
И здесь как раз такая и осталась стоять с давних паровозных времён, только без «хобота» (поворачивающейся части), к сожалению. Демонтирован, вероятно, по причине избежания несанкционированного попадания в негабарит по оставшемуся первому главному пути.
Сама станция была закрыта как неперспективная где-то в конце 80-х — начале 90-х прошлого века. Сегодня остался лишь остановочный пункт Жукопа для проходящего всего два раза в неделю пригородного поезда Осташков — Кувшиново. Прежней жизни мы здесь больше не увидим...
Кто-то оставил изящный фуганок (рубанок с длинной колодкой).
В центре станции гордо и одиноко возвышается над окрестностью главная доминанта — водонапорная башня.
Участок железной дороги от Селижарово до Соблаго был построен в советское время, соединив в 1928 году эти две станции. Поэтому изящных форм в служебной архитектуре по этой линии в сторону Торжка, как на станциях дореволюционной поры Трясёнка или Новосёлки с ажурными водонапорными башнями, здесь мы не увидим. Сооружение выполнено из бетоноконструкций по типовому проекту, но именно оно аккумулировало воду из реки, чтобы поить проходящие паровозы, десятилетиями выполняя своё служебное предназначение.
Недалеко от станции на юге от неё находится одноимённый посёлок, образованный в 20-х годах ХХ века, ещё до прихода сюда железной дороги. Жители посёлка занимались лесным хозяйством, заготавливали древесину.
Позднее в посёлке появился леспромхоз, от которого до станции был проложен подъездной путь (в настоящее время разобран), а предприятие не действует. Хотя лесные богатства из этого края по-прежнему вывозят в большом количестве, только уже не по железной дороге, а по грунтовке лесовозами.
Давайте же заглянем внутрь водонапорной башни и посмотрим, что же там внутри.
Для меня сегодня остаётся большой загадкой, как на недействующей водонапорной башне, которая давно отключена от питающих насосов, из подводящих труб до сих пор бьёт под напором вода?
Однажды по осени я набрался духу и по отвесной вертикальной лестнице на водяном баке забрался на самый верх этой водонапорной башни, чтобы из чердачного окошка сделать вот такой замечательный снимок пригородного поезда Кувшиново — Осташков с синей «машкой» (тепловоз серии ДМ62).
Помимо гидроколонки и водонапорной башни, в Жукопе сохранилась и водокачка, т. е. насосная станция с паровым вертикальным котлом, которая закачивала воду из реки в башню для создания гарантированного запаса.
Пора заглянуть нам и туда.
В прошлые мои походы сохранность этого здания была намного лучше. Сегодня же часть стены и кусок потолка уже обрушились на радость всем ветрам и дождям.
Внутри мы видим вертикальный паровой котёл, остатки электрического вводного щита, пожарный щит и разбросанную на всему полу разбитую служебную мебель.
Печальное зрелище... Неподалёку от насосной ещё одна заброшка. Бывший жилой дом или служебное жилье смотрителя башни и насосной станции. Вот так всё удобно было организовано здесь в своё время, когда дом и работа прямо под боком имелась у человека.
Ну что, вновь проявим своё исследовательское любопытство и заглянем внутрь домика. Жильё судя по всему покинуто последними обитателями уже очень давно, поэтому в мародерстве нас не должны обвинить.
Осенью, годами ранее, со стороны посёлка с насыпи бывшего подъездного пути на заболоченные окрестности станции открывался вот такой вид.
Осмотрев детально участок тягового водоснабжения, возвращаемся обратно на станцию.
Пригородный с тепловозом ТЭП70БС уже убежал на Соблаго после непродолжительной минутной стоянки.
А мы остались стоять под козырьком павильона остановочного пункта Жукопа.
Вид в сторону станции Селижарово.
В нечётной горловине станции вообще нет ничего интересного взгляду, лишь заброшенная путейская казарма из красного кирпича, да обветшавшие хозпостройки возле неё.
В одной из недавних рабочих поездок с пригородным на Кувшиново я заметил, что паровозной гидроколонки в Жукопе больше нет... Как жаль... Утащили либо охотники за металлоломом, либо через чур деятельные путейцы.
Не остается ничего, чтобы искушенный взгляд исследователя мог зацепиться, нет смысла отправляться в путешествие, чтобы прикоснуться к железнодорожной истории, открыть для себя что-то новое и неизведанное. Ведь именно такими уникальными объектами и привлекают к себе любителей железных дорог малодеятельные магистрали и бывшие закрытые станции в глубинке. А когда нечего посмотреть, теряется и смысл таких вылазок. Грустно становится от этого, исчезает неповторимая атмосфера линии, доставшаяся нам в наследство от паровозных времен.
На этом на сегодня всё, жду ваши комментарии. Спасибо за внимание и до встречи в новых публикациях!
Все фото автора канала.