Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Останавливался у каждого столба в глуши перегона и ехал как черепаха. Легендарный поезд Осташков-Москва

История навсегда ушедшего поезда Осташков-Москва. В районе бывшей станции Жукопа. Фото Денис Доронин
История навсегда ушедшего поезда Осташков-Москва. В районе бывшей станции Жукопа. Фото Денис Доронин

Маленький провинциальный городок Осташков в Тверской области, расположенный примерно всего в 300 км от Москвы если прочертить на карте прямую линию больше известен тем, что является некоронованной столицей знаменитого озера Селигер. Каждый летний сезон живописный селигерский край притягивает к себе несколько сотен тысяч туристов, в том числе конечно же и столичных гостей. Добраться сюда из Москвы на автомобиле сейчас можно примерно за 5-7 часов, выбрав для этого наименее загруженное транспортом рижское, а затем свернув в Тверской области в Зубцове ржевское направление. Но еще задолго до бума автомобилизации, произошедшего в нашей стране в последние два десятилетия, самым удобным путём из столицы на Селигер, начиная с послевоенных лет, был путь по железной дороге на поезде.

Карта-схема центральной части России. Удаление Селигера от Москвы по прямой согласно данным в Яндекс-картах всего 310 км.
Карта-схема центральной части России. Удаление Селигера от Москвы по прямой согласно данным в Яндекс-картах всего 310 км.

Ещё в 50-60-е годы ХХ столетия маршрут из столицы Москвы на Селигер пролегал по главному ходу Москва-С.Петербург до станции Бушевец и далее по соединительной ветви сворачивал на Бологое-2 и затем уходил на Осташков.

Поезд Москва-Осташков с временно-багажным вагоном позади паровоза серии П36 следует по главному ходу Москва-Ленинград, 1954г.
Поезд Москва-Осташков с временно-багажным вагоном позади паровоза серии П36 следует по главному ходу Москва-Ленинград, 1954г.
Прибытие "московского" под паровозом серии Су в Осташков, 50-е годы ХХ века.
Прибытие "московского" под паровозом серии Су в Осташков, 50-е годы ХХ века.

В 60-е годы ХХ века поезд №45 Осташков-Москва стал фирменным и получил даже своё собственное наименование - "Селигер".

Фирменный поезд №45  "Селигер" сообщением  Осташков-Москва курсировавший через Бушевец, 60-е годы ХХ века.
Фирменный поезд №45 "Селигер" сообщением Осташков-Москва курсировавший через Бушевец, 60-е годы ХХ века.
Маршрутная доска на вагоне поезда Осташков-Москва
Маршрутная доска на вагоне поезда Осташков-Москва

В последующие советские годы маршрут следования поезда Осташков-Москва был изменём. С тех пор и до самой его отмены железнодорожный маршрут на Селигер из столицы проходил по главному ходу до Лихославля и далее на Терешкино-Торжок-Кувшиново-Селижарово-Соблаго-Осташков, на "деревянную" дорогу как называют её железнодорожники. Это потому, что и до сих пор участок от Кувшиново до Соблаго лежит не на железобетонных, а на деревянных шпалах и песчаном балласте. Слабое строение верхнего пути и неудовлетворительное его содержание в силу отсутствия интенсивного грузо- и пассажиропотока по линии после распада СССР здесь на этом участке маршрута сильно ограничивало скорость движения поездов.

Карта-схема Бологое-Полоцкой линии с прилегающей веткой на Торжок
Карта-схема Бологое-Полоцкой линии с прилегающей веткой на Торжок

В годы развитого или как тогда говорили бархатного социализма поезд Москва-Осташков и обратный Осташков-Москва курсировали ежедневно, встречаясь поздно ночью на скрещении на однопутной селижаровской линии на маленькой станции Красицы (ударение на первый слог).

Станция Красицы, домик служивший здесь зданием вокзала и помещением дежурного по станции, середина 50-х ХХ столетия
Станция Красицы, домик служивший здесь зданием вокзала и помещением дежурного по станции, середина 50-х ХХ столетия
Домик здания вокзала на станции Красицы, 2015 год. Снесен в примерно в 2017-2018г.
Домик здания вокзала на станции Красицы, 2015 год. Снесен в примерно в 2017-2018г.

Многочисленные туристы с платками и большими набитыми скрабом рюкзаками особенно в летний период устремлялись из Москвы в озерный край на Селигер, где устраивали кемпинги в сосновых борах, сплавлялись на байдарках, пели песни под гитару у костра, рыбачили, влюблялись и просто вдохновлялись красотой селигерской природы.

Мозаика в зале ожидания на вокзале в Осташкове, отразившая романтику и дух путешественников советской эпохи отдыхающих в селигерском краю
Мозаика в зале ожидания на вокзале в Осташкове, отразившая романтику и дух путешественников советской эпохи отдыхающих в селигерском краю

А из провинции люди ехали в советское время в Москву за "дефицитом": колбасами, сладостями, фруктами, одеждой, бытовой техникой и прочими благами которые зачастую в то время нельзя было купить в провинции. Парадокс, но людям живущим в Осташкове и имея под боком свой мясокомбинат приходилось ездить за колбасой и сардельками в столицу, на прилавки которой собственно и уходила практически вся местная продукция. Поезд Осташков-Москва так и прозвали в те времена - "колбасным". Но чаще всего его просто так и называли - "московский".

Вокзал на станции Осташков, 80-е годы ХХ столетия
Вокзал на станции Осташков, 80-е годы ХХ столетия

По пути из Осташкова в Москву поезд делал очень много остановок, собирая на своём маршруте пассажиров из поселков и деревень также желающих попасть по своим делам в столицу. Стоит отметить в те времена северо-западные уголки Тверской (тогда еще Калининской) области были достаточно обжиты.

Некогда на селижаровской ветке была весьма многолюдно. Станция Новосёлки, 80-е годы ХХ века
Некогда на селижаровской ветке была весьма многолюдно. Станция Новосёлки, 80-е годы ХХ века

Развал Совесткого Союза фатально отразился на местной промышленности. Позакрывались заводы и фабрики в посёлках, совхозы и леспромхозы в деревеньках. Начавшейся еще в советское время отток молодежи на заработки в большие города многократно усилился. А что ещё делать? Выбора не оставалось, массовая безработица заставляла людей покидать родные обжитые места. И только предпенсионное поколение да старики ещё оставались в регионах. Политика развития регионов со стороны федеральной власти отсутствовала и отсутствует до сих пор. В результате чего в медленной агонии вымирали и продолжают вымирать населенные пункты вдоль железной дороги по которой проходил маршрут поезда Осташков-Москва. А бурное развитие автомобильной промышленности и сети автомобильных дорог стали составлять мощную конкуренцию поездам, что в свою очередь резко сократило пассажиропоток и в обратном направлении из Москвы на Селигер.

В связи с этим стали сокращаться как регулярность курсирования поездов по маршруту Осташков-Москва и в обратном направлении, так и количество вагонов в составе поезда. Тревогу и волнения по этому вопросу конечно же поднимали и пассажиры и журналисты и в то время.

Статья посвященная развалу железнодорожного хозяйства в Тверской области и отмене поездов, в том числе Осташков-Москва, 2000г.
Статья посвященная развалу железнодорожного хозяйства в Тверской области и отмене поездов, в том числе Осташков-Москва, 2000г.

Неоднократно после 2000г. руководство ОАО "РЖД" и ФПК пыталось совсем отменить московский, закрыть селижаровскую дорогу, но нет, все ещё многочисленная группа граждан желающих ездить этим маршрутом регулярно его отстаивала, писали письма с просьбами и жалобы. И это при всех тех неудобствах о которых можно было вспомнить. Поезд находился свыше 11 часов в пути следования в последние годы курсирования при протяженности маршрута всего в 449 км, и при этом по пути делал более 20 остановок, зачастую останавливаясь на перегоне посреди леса, можно сказать у столба на участке от Соблаго и до Торжка.

Служебное расписание поезда Осташков-Москва в последние годы курсирования перед отменой
Служебное расписание поезда Осташков-Москва в последние годы курсирования перед отменой

Свои еще детские воспоминания конца 90-х ушедшего ХХ века об этом поезде я могу рассказать вот так:

На дворе была еще ранняя осень, но световой день уже заметно убавился. На часах был уже поздний вечер. Я лежал на верхней полке, поглядывая в окно поезда и пытался уснуть. Лёгкий туман уже начал ложиться мягким покрывалом на тянущиеся вдоль линии лесные поляны. Окно было приоткрыто и в вагон доносился отчётливый и частый грохот на стыках пути колёс поезда идущего по селижаровской ветке: бум-бум-бум, бум-бум-бум.... Вместе с порывами ветра в вагон залетал запах из смеси полевых трав и креозотной шпалопропитки - тот самый дух странствий!
Перевернулся на другой бок к стенке в поисках снах. Через пару минут дремота одолела меня и я постепенно проваливаюсь в легкий сон. Задремал. Но вдруг почувствовал толчок, скрип тормозов, несильное набегание и затем оттяжка вагона назад. Остановка. За окном уже сгустились сумерки. Слышен топот от чьих-то ног в тамбуре, негромкие разговоры вновь севших пассажиров с проводником. Смотрю в окно: кругом лес, пустынная платформа остановочного пункта, остатки шпал от разобранного рядом пути (наверное когда-то здесь был разъезд), столбы опор линии электропередач да пару старых еще советских фонарей освещения на них у платформы. Глухой возглас об отправлении тепловозного свистка 2М62 и трогаемся в путь далее. В то время до закрытия в октябре 1998г. в Осташкове локомотивного депо ТЧ-34 под московский частенько выдавали двухсекционные грузовые тепловозы серии 2М62 оборудованные ЭПТ для вождения пассажирских поездов. Но плавности хода при трогании с места и при торможениях на перевалистом профиле селижаровской линии от них трудно было добиться машинисту.
Ещё пару таких остановок и мой сон пропал окончательно. Время шло предательски медленно. Подолгу приходилось ворочаться с боку на бок чтобы найти удобную позу. Не знаю сколько вот так еще прошло времени, но мне это уже все порядком надоело. Спустился вниз к своему дядьке. Вижу на столе остатки уже остывшего чая. Сажусь внизу с краю полки у столика к окну. Дядя тоже просыпается после очередной остановки. За окном виден густой туман и сумрак ночи. Тёмный силуэт какой-то башни прямо посреди леса.
- Где это мы? - спрашиваю я своего дядю. - Москва уже скоро? Он прекрасно знал эту дорогу поскольку работал помощником машиниста и сам ездил с поездом Осташков-Москва? Дядька поднимает голову чтобы смотреть в окно, бросает свой удивленный взгляд туда, затем на меня и раздражительно отвечает: - Спи ты ещё, спи. Это Новосёлки!
Сентябрь 1998г.
Скрытая справа за ветвями елей разбомбленная в годы Великой Отечественной войны водонапорная башня на бывшей станции Новосёлки. Фото: Алексей Алексеев
Скрытая справа за ветвями елей разбомбленная в годы Великой Отечественной войны водонапорная башня на бывшей станции Новосёлки. Фото: Алексей Алексеев

На электрифицированной станции Торжок происходила смена локомотива. Отцепляли тепловоз и загоняли под состав электровоз. В разные годы с московским поездом на участке Торжок-Осташков курсировали тепловозы ТЭП60, М62, 2М62, а в последние годы ТЭП70 и ТЭП70БС.

В последнее время перед самой отменой поезда смена локомотива происходила на станции Лихославль.

Пассажирский поезд сообщением Москва-Осташков с тепловозом серии ТЭП60 после смены локомотива на станции Торжок
Пассажирский поезд сообщением Москва-Осташков с тепловозом серии ТЭП60 после смены локомотива на станции Торжок

Пассажирский поезд сообщением Москва-Осташков с тепловозом серии М62 после смены локомотива на станции Торжок
Пассажирский поезд сообщением Москва-Осташков с тепловозом серии М62 после смены локомотива на станции Торжок

Сменив в Торжке тепловоз на электровоз, поезд Осташков-Москва устремлялся дальше в направлении к столице. При этом бежал гораздо шибче и веселее, порядка 100 км/ч и выше. На селижаровской же ветке от Соблаго до Торжка установлены очень низкие скорости движения поездов, всего 50 км/ч, а местами и того меньше всего 40 км/ч. Да и на участке Осташков-Соблаго после распада Союза было установлено ограничение скорости всего 60 км/ч.

Поезд Осташков-Москва №603/604
Поезд Осташков-Москва №603/604

И все таки лично моё мнение с которым можно и не соглашаться, московский поезд оставался вплоть до самой отмены одним из самых удобных средств сообщения со столицей. Отправляясь на нём вечером из Осташкова можно было не спеша поужинать в теплой дружеской компании, а затем завалиться на полку лечь спать. Проснувшись утром взбодриться крепким чаем с лимоном, умыться и привести после сна себя в порядок. А по прибытию в Москву полным сил отправиться по своим делам, чего не скажешь когда добираешься до Москвы на автобусе или автомобиле. А если еще учесть высокую вероятность на въезде в столицу попасть в глухие пробки, то тут и спорить нечего. Кому приятно сидеть скрючившись нога на ногу, терпеть и бороться с желанием элементарно сходить с туалет, затекая в кресле и даже не знать точного времени когда наконец ты приедешь, сколько еще торчать пихаясь в пробках: час, два или даже еще четыре?

В ходу были как купейные вагоны, так и плацкартные с сидячими, на любой бюджет. Хотя сказать честно они не отличались особым удобством и сервисом. Лишь перед самой отменой в 2015г. в его составе мелькали изредка новые вагоны.

Отправление московского поезда со станции Осташков, декабрь 2014г.
Отправление московского поезда со станции Осташков, декабрь 2014г.

История курсирования этого поезда закончилась 15 марта 2015г., когда последний рейс отправился из Осташкова на Москву в составе поезда состоящего всего из 4 вагонов, курсировавший к тому времени уже всего раз в неделю из Осташкова по воскресеньям. 15 лет местные жители и уже немногочисленные туристы упорно сопротивлялись руководству компании, не желая полной отмены этого поезда, которая еще грозила ему в 2000 году. Но увы это все же произошло, руководство ФПК закрыло окончательно это направление из-за убыточности.

Чисто случайно, прогуливаясь с фотокамерой по подъездным путям Осташкова, я застал отправление поезда Осташков-Москва в его последнем рейсе воскресным днём 15 марта 2015г. Ниже вы можете его посмотреть и послушать стук колес убегающего вдаль поезда Осташков-Москва с тепловозом ТЭП70БС.

Все фото автора.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!