Маленький провинциальный городок Осташков в Тверской области, расположенный примерно всего в 300 км от Москвы если прочертить на карте прямую линию больше известен тем, что является некоронованной столицей знаменитого озера Селигер. Каждый летний сезон живописный селигерский край притягивает к себе несколько сотен тысяч туристов, в том числе конечно же и столичных гостей. Добраться сюда из Москвы на автомобиле сейчас можно примерно за 5-7 часов, выбрав для этого наименее загруженное транспортом рижское, а затем свернув в Тверской области в Зубцове ржевское направление. Но еще задолго до бума автомобилизации, произошедшего в нашей стране в последние два десятилетия, самым удобным путём из столицы на Селигер, начиная с послевоенных лет, был путь по железной дороге на поезде.
Ещё в 50-60-е годы ХХ столетия маршрут из столицы Москвы на Селигер пролегал по главному ходу Москва-С.Петербург до станции Бушевец и далее по соединительной ветви сворачивал на Бологое-2 и затем уходил на Осташков.
В 60-е годы ХХ века поезд №45 Осташков-Москва стал фирменным и получил даже своё собственное наименование - "Селигер".
В последующие советские годы маршрут следования поезда Осташков-Москва был изменём. С тех пор и до самой его отмены железнодорожный маршрут на Селигер из столицы проходил по главному ходу до Лихославля и далее на Терешкино-Торжок-Кувшиново-Селижарово-Соблаго-Осташков, на "деревянную" дорогу как называют её железнодорожники. Это потому, что и до сих пор участок от Кувшиново до Соблаго лежит не на железобетонных, а на деревянных шпалах и песчаном балласте. Слабое строение верхнего пути и неудовлетворительное его содержание в силу отсутствия интенсивного грузо- и пассажиропотока по линии после распада СССР здесь на этом участке маршрута сильно ограничивало скорость движения поездов.
В годы развитого или как тогда говорили бархатного социализма поезд Москва-Осташков и обратный Осташков-Москва курсировали ежедневно, встречаясь поздно ночью на скрещении на однопутной селижаровской линии на маленькой станции Красицы (ударение на первый слог).
Многочисленные туристы с платками и большими набитыми скрабом рюкзаками особенно в летний период устремлялись из Москвы в озерный край на Селигер, где устраивали кемпинги в сосновых борах, сплавлялись на байдарках, пели песни под гитару у костра, рыбачили, влюблялись и просто вдохновлялись красотой селигерской природы.
А из провинции люди ехали в советское время в Москву за "дефицитом": колбасами, сладостями, фруктами, одеждой, бытовой техникой и прочими благами которые зачастую в то время нельзя было купить в провинции. Парадокс, но людям живущим в Осташкове и имея под боком свой мясокомбинат приходилось ездить за колбасой и сардельками в столицу, на прилавки которой собственно и уходила практически вся местная продукция. Поезд Осташков-Москва так и прозвали в те времена - "колбасным". Но чаще всего его просто так и называли - "московский".
По пути из Осташкова в Москву поезд делал очень много остановок, собирая на своём маршруте пассажиров из поселков и деревень также желающих попасть по своим делам в столицу. Стоит отметить в те времена северо-западные уголки Тверской (тогда еще Калининской) области были достаточно обжиты.
Развал Совесткого Союза фатально отразился на местной промышленности. Позакрывались заводы и фабрики в посёлках, совхозы и леспромхозы в деревеньках. Начавшейся еще в советское время отток молодежи на заработки в большие города многократно усилился. А что ещё делать? Выбора не оставалось, массовая безработица заставляла людей покидать родные обжитые места. И только предпенсионное поколение да старики ещё оставались в регионах. Политика развития регионов со стороны федеральной власти отсутствовала и отсутствует до сих пор. В результате чего в медленной агонии вымирали и продолжают вымирать населенные пункты вдоль железной дороги по которой проходил маршрут поезда Осташков-Москва. А бурное развитие автомобильной промышленности и сети автомобильных дорог стали составлять мощную конкуренцию поездам, что в свою очередь резко сократило пассажиропоток и в обратном направлении из Москвы на Селигер.
В связи с этим стали сокращаться как регулярность курсирования поездов по маршруту Осташков-Москва и в обратном направлении, так и количество вагонов в составе поезда. Тревогу и волнения по этому вопросу конечно же поднимали и пассажиры и журналисты и в то время.
Неоднократно после 2000г. руководство ОАО "РЖД" и ФПК пыталось совсем отменить московский, закрыть селижаровскую дорогу, но нет, все ещё многочисленная группа граждан желающих ездить этим маршрутом регулярно его отстаивала, писали письма с просьбами и жалобы. И это при всех тех неудобствах о которых можно было вспомнить. Поезд находился свыше 11 часов в пути следования в последние годы курсирования при протяженности маршрута всего в 449 км, и при этом по пути делал более 20 остановок, зачастую останавливаясь на перегоне посреди леса, можно сказать у столба на участке от Соблаго и до Торжка.
Свои еще детские воспоминания конца 90-х ушедшего ХХ века об этом поезде я могу рассказать вот так:
На дворе была еще ранняя осень, но световой день уже заметно убавился. На часах был уже поздний вечер. Я лежал на верхней полке, поглядывая в окно поезда и пытался уснуть. Лёгкий туман уже начал ложиться мягким покрывалом на тянущиеся вдоль линии лесные поляны. Окно было приоткрыто и в вагон доносился отчётливый и частый грохот на стыках пути колёс поезда идущего по селижаровской ветке: бум-бум-бум, бум-бум-бум.... Вместе с порывами ветра в вагон залетал запах из смеси полевых трав и креозотной шпалопропитки - тот самый дух странствий!
Перевернулся на другой бок к стенке в поисках снах. Через пару минут дремота одолела меня и я постепенно проваливаюсь в легкий сон. Задремал. Но вдруг почувствовал толчок, скрип тормозов, несильное набегание и затем оттяжка вагона назад. Остановка. За окном уже сгустились сумерки. Слышен топот от чьих-то ног в тамбуре, негромкие разговоры вновь севших пассажиров с проводником. Смотрю в окно: кругом лес, пустынная платформа остановочного пункта, остатки шпал от разобранного рядом пути (наверное когда-то здесь был разъезд), столбы опор линии электропередач да пару старых еще советских фонарей освещения на них у платформы. Глухой возглас об отправлении тепловозного свистка 2М62 и трогаемся в путь далее. В то время до закрытия в октябре 1998г. в Осташкове локомотивного депо ТЧ-34 под московский частенько выдавали двухсекционные грузовые тепловозы серии 2М62 оборудованные ЭПТ для вождения пассажирских поездов. Но плавности хода при трогании с места и при торможениях на перевалистом профиле селижаровской линии от них трудно было добиться машинисту.
Ещё пару таких остановок и мой сон пропал окончательно. Время шло предательски медленно. Подолгу приходилось ворочаться с боку на бок чтобы найти удобную позу. Не знаю сколько вот так еще прошло времени, но мне это уже все порядком надоело. Спустился вниз к своему дядьке. Вижу на столе остатки уже остывшего чая. Сажусь внизу с краю полки у столика к окну. Дядя тоже просыпается после очередной остановки. За окном виден густой туман и сумрак ночи. Тёмный силуэт какой-то башни прямо посреди леса.
- Где это мы? - спрашиваю я своего дядю. - Москва уже скоро? Он прекрасно знал эту дорогу поскольку работал помощником машиниста и сам ездил с поездом Осташков-Москва? Дядька поднимает голову чтобы смотреть в окно, бросает свой удивленный взгляд туда, затем на меня и раздражительно отвечает: - Спи ты ещё, спи. Это Новосёлки!
Сентябрь 1998г.
На электрифицированной станции Торжок происходила смена локомотива. Отцепляли тепловоз и загоняли под состав электровоз. В разные годы с московским поездом на участке Торжок-Осташков курсировали тепловозы ТЭП60, М62, 2М62, а в последние годы ТЭП70 и ТЭП70БС.
В последнее время перед самой отменой поезда смена локомотива происходила на станции Лихославль.
Сменив в Торжке тепловоз на электровоз, поезд Осташков-Москва устремлялся дальше в направлении к столице. При этом бежал гораздо шибче и веселее, порядка 100 км/ч и выше. На селижаровской же ветке от Соблаго до Торжка установлены очень низкие скорости движения поездов, всего 50 км/ч, а местами и того меньше всего 40 км/ч. Да и на участке Осташков-Соблаго после распада Союза было установлено ограничение скорости всего 60 км/ч.
И все таки лично моё мнение с которым можно и не соглашаться, московский поезд оставался вплоть до самой отмены одним из самых удобных средств сообщения со столицей. Отправляясь на нём вечером из Осташкова можно было не спеша поужинать в теплой дружеской компании, а затем завалиться на полку лечь спать. Проснувшись утром взбодриться крепким чаем с лимоном, умыться и привести после сна себя в порядок. А по прибытию в Москву полным сил отправиться по своим делам, чего не скажешь когда добираешься до Москвы на автобусе или автомобиле. А если еще учесть высокую вероятность на въезде в столицу попасть в глухие пробки, то тут и спорить нечего. Кому приятно сидеть скрючившись нога на ногу, терпеть и бороться с желанием элементарно сходить с туалет, затекая в кресле и даже не знать точного времени когда наконец ты приедешь, сколько еще торчать пихаясь в пробках: час, два или даже еще четыре?
В ходу были как купейные вагоны, так и плацкартные с сидячими, на любой бюджет. Хотя сказать честно они не отличались особым удобством и сервисом. Лишь перед самой отменой в 2015г. в его составе мелькали изредка новые вагоны.
История курсирования этого поезда закончилась 15 марта 2015г., когда последний рейс отправился из Осташкова на Москву в составе поезда состоящего всего из 4 вагонов, курсировавший к тому времени уже всего раз в неделю из Осташкова по воскресеньям. 15 лет местные жители и уже немногочисленные туристы упорно сопротивлялись руководству компании, не желая полной отмены этого поезда, которая еще грозила ему в 2000 году. Но увы это все же произошло, руководство ФПК закрыло окончательно это направление из-за убыточности.
Чисто случайно, прогуливаясь с фотокамерой по подъездным путям Осташкова, я застал отправление поезда Осташков-Москва в его последнем рейсе воскресным днём 15 марта 2015г. Ниже вы можете его посмотреть и послушать стук колес убегающего вдаль поезда Осташков-Москва с тепловозом ТЭП70БС.
Все фото автора.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!