Что делать, если ребёнок не отзывается на имя, даже когда это важно? Отрабатывать этот навык, конечно. И дело тут не только в удобстве, реакция на имя – важный шаг в развитии внимания и коммуникативных навыков.
В этой статье мы расскажем о проверенных методах и пошаговых инструкциях, которые помогут научить ребёнка отзываться на имя.
Когда можно начинать отработку навыка, а когда лучше подождать?
Не столь важно, идёт ли речь о ребёнке с особенностями развития или нормотипичном, начинать отрабатывать навык отзываться на имя нужно, когда ваш малыш уже может усидеть спокойно хотя бы несколько минут.
Важно, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на вас и вашем голосе, не отвлекаясь. Если малыш не получается, стоит отложить отработку навыка и сначала решить проблемы с поведением. Важно установить контакт и взаимопонимание, укрепить ваш авторитет в глазах ребёнка как ведущего и направляющего, чтобы он воспринимал вас как источник интересных занятий и положительных эмоций.
Подготовка к отработке навыка
Называем ребёнка правильно
Первый шаг к успеху — использование верной формы имени. Если у вашего ребёнка длинное или сложное имя, как, например, Евгений, используйте упрощённую версию — Женя. Это поможет малышу легче узнавать и запоминать, как его зовут.
Но если имя уже короткое и простое, не стоит пытаться ещё сократить его. То же касается относительно длинных имён. Например, Марину не нужно называть Мэри или ещё как-нибудь в попытке сократить имя.
И не используйте уменьшительно-ласкательные формы. Не Женечка, а Женя. Именно так и всегда одинаково. Да, для вас “Женечка” и “Женя” - одно и то же, а для ребёнка (особенно неговорящего) - нет.
Важно, чтобы все окружающие, включая семью и друзей, обращались к ребёнку одинаково, создавая стабильное звуковое окружение. Предупредите всех друзей знакомых, товарищей и бабушек: “теперь мы обращаемся к малышу только так”. Потратьте время, чтобы пояснить, почему это важно для вас.
Жетоны: зачем они нужны и что может быть жетоном
Это ещё один важный элемент подготовки. Жетоны могут быть чем угодно: буквально от настоящих жетонов до простых карандашей или даже галочек на бумаге. Главное, чтобы это было что-то, что вы сможете легко использовать и что будет интересно ребёнку.
Жетоны работают как система поощрения: каждый раз, когда ребёнок отзывается на своё имя, он получает условную монетку. Так мы поддерживаем интерес и внимание малыша без необходимости прибегать к более сложным формам поощрения, таким как сладости, которые быстрее надоедят.
Но не пытайтесь сразу дать ребёнку кучу жетонов. Ведь дело не в количестве. Если видите, что малышу пока сложно сосредоточиться более чем на трёх жетонах, начните с этого количества. Постепенно, по мере адаптации и усвоения навыка, можете увеличивать число.
Нужно больше информации о введении поощрений для детей с особенностями развития? Дайте знать об этом в комментариях.
Пошаговый алгоритм для отработки навыка
Теперь переходим к тому, что, собственно, делать, если ребёнок не отзывается на имя. Для отработки навыка заниматься нужно минимум дважды в день, но буквально по паре минут. По мере прогресса можно увеличить количество “подходов” до трёх или четырёх.
- Выберите удобное место, где ребёнок сможет сидеть напротив вас или сбоку, чтобы он мог легко видеть ваше лицо и слышать голос. Позиция, когда ребёнок сидит к вам спиной, для этого навыка не подходит.
- Подготовьте жетоны для поощрения.
- Чётко произнесите имя ребёнка, например, "Маша". Ваша задача в том, чтобы малыш посмотрел на вас в ответ на имя. Получилось сразу? Хвалите ребёнка и дайте ему жетон.
Если ребёнок не реагирует, вы можете аккуратно помочь повернуть его голову в вашу сторону, используя лёгкие прикосновения рук. Будьте максимально осторожны, чтобы не причинить дискомфорт или боль.
Можно также попробовать привлечь внимание ярким предметом.
Что дальше?
Повторение и поощрение. Когда ребёнок повернёт голову, хвалите его, например: "Молодец, Маша! Ты посмотрела на меня." Задержал взгляд хотя бы мгновение? Немедленно поощрите его, вручив жетон.
Что делать, если ребёнок отворачивается?
Может случиться так, что вы начали занятия, но вдруг малыш упорно отворачиваться или даже специально смотрит в сторону. Вот что делаем:
Постарайтесь быть более активными и следовать за движением ребёнка. Как бы самостоятельно “поймать” его взгляд. Получилось установить зрительный контакт хотя бы на секунду? Хвалим ребёнка и вручаем жетон, с восторгом говорим: "Отлично, ты посмотрел на меня!"
Не ожидайте, что малыш сразу начнёт поддерживать длительный зрительный контакт. Главная задача на начальном этапе — чтобы он хотя бы повернулся к вам в ответ на голос. Постепенно, когда ребёнок начнёт чувствовать себя более комфортно и уверенно в этих взаимодействиях, он будет спокойнее реагировать на физические подсказки и лучше сосредотачиваться на вашем лице.
Ключ к успеху (причём не только в отработке этого навыка) — это терпение и постоянство. Помните, каждый ребёнок уникален, и скорость его реакции может отличаться.
Дома навык отработали. Что дальше?
Когда ребёнок отзывается на имя дома, занятия нужно продолжить, но уже в новой обстановке.
Но сначала убедитесь, что малыш действительно уверенно реагирует на своё имя в привычных условиях. Например, если раньше вы использовали физическую помощь для поворота головы, теперь это не нужно.
Получается?
Продолжайте обучение в домашней обстановке, но когда ребёнок занят чем-то. Например, подойдите к нему, пока он играет и окликните по имени. Если ребёнок хоть немного повернул голову в ответ, похвалите его.
Со временем увеличивайте интервал между моментом, когда вы назвали ребёнка по имени, и подсказкой. Например, скажите "Маша" и подождите пару секунд, прежде чем подать визуальный или физический сигнал. Так малыш начнёт реагировать на имя самостоятельно.
Этот этап освоен? Попробуйте повторить упражнения в новой обстановке — в парке, на детской площадке или в другом социальном пространстве. Используйте те же методы поощрения и постепенно увеличивайте интервал между именем и подсказкой.
Главные советы для успешной отработки навыка
Постоянство.
Регулярно повторяйте упражнения в разных условиях, чтобы ребёнок адаптировался к реагированию на имя в любой ситуации.
Терпение.
Помните, что прогресс может быть неочевиден, особенно в новой среде. Дайте ребёнку время на адаптацию.
Поощрение.
Не забывайте поощрять каждый маленький успех, чтобы укрепить положительные ассоциации с навыком.
Остались вопросы или что-то не понятно? Задавайте вопросы в комментариях.
И не забывайте подписываться на канал. Здесь об аутизме у детей (РАС), особенностях развития детей дошкольного возраста (с диагнозами и без)