Найти тему

Про поезд № 77/78 "Неман" сообщением Москва-Гродно. Или о том, как я его искал в 1987 году, понадеявшись на алфавит

Всем здравствуйте! "Алфавит - зеркало жизни!" Помните эту замечательную фразу из нетленного произведения?!

Кадр из к/ф "Двенадцать стульев". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кадр из к/ф "Двенадцать стульев". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но вся проблема заключается в том, что иногда строгая алфавитная последовательность нарушается. Вольно или невольно, но нарушается, что приводит к несуразностям разного рода. И вот однажды в комментариях к одной из публикаций, в которой я описывал очередной фирменный поезд, моя постоянная читательница Наталья попросила рассказать поскорее про поезд "Неман" сообщением Гродно - Москва. И вот этот день настал. В торжественной обстановке я открываю справочник 1987 года под ред. Б.А. Таулина и понимаю, что поезда Гродно - Москва в этом справочнике нет. Идет Горький, а потом сразу Грозный... Хм... Достаю гораздо более увесистый справочник 1983 года. Он уже не краткий, а подробный. И понимаю, что там поезда Гродно - Москва тоже нет. Есть Горький, Гребенка, Грозный, а Гродно нет.

Тогда я полез в справочник 2004 года и там я, наконец, обнаружил пропажу: поезд № 78 сообщением Гродно - Москва, который в 16:47 отбывал из Гродно и через 17 часов 15 минут, то есть в 11:02 оказывался в Москве. И название у него было "Неман". Кстати, а что в Гродно когда-то было не московское время? Вот судя по этому расписанию, в 2004 году там был (-1) час относительно Москвы, так как иначе поезд должен был бы идти 18 часов 15 минут. Но это уже мелочи.

Хм... Судя по предыдущим комментариям Натальи, она скорее всего имела ввиду поезд из 80-х. Тут мне на ум приходит фраза из еще одного замечательного фильма: "Меня опять терзают смутные сомнения!". И я снова лезу в справочник 1987 года.

Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию". Фото из открытых источников Яндекс.Карты
Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию". Фото из открытых источников Яндекс.Карты

Как Вы думаете в соответствии с алфавитом какой город идет сначала: Грозный или Гродно? Ну, конечно же Гродно! А Гребёнка или Гомель? Ну, конечно же Горький. А Гурьев неужели после всех них? Ну да! Ну что ж, не буду вас больше утомлять этими филологическими загадками, давайте посмотрим на эту последовательность. Но... Сначала всё-таки низкий поклон коллективу авторов под руководством Б.А. Таулина, которые в 80-е годы, когда цифровизацией еще даже не пахло, смогли провернуть этот титанический труд. А последовательность там вот такая:

...

  • Гребёнка;
  • Гомель;
  • Горький;
  • Грозный;
  • Гурьев;
  • Гродно

...

Не верите?! Вот полюбуйтесь )

Стр. 339 справочника
Стр. 339 справочника
Стр. 340 справочника
Стр. 340 справочника

В 1983 году последовательность чуть менее замысловатая, но:

...

  • Горький;
  • Гребёнка;
  • Грозный;
  • Гродно;

...

Вот такие подставы могут быть с алфавитом. Так написал бы, что впервые поезд Гродно - Москва появился в рассматриваемых нами периодах в 2004 году, и получил бы )

Поезд "Неман". Гродно - Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поезд "Неман". Гродно - Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну да вернемся к расписанию и маршруту. Итак, в разные годы поезд отправлялся из Гродно в:

  • 1983 - 16:28;
  • 1987 - 18:00;
  • 2004 - 17:47;

В 2024 году это уже не поезд, а вагон беспересадочного сообщения, который отправляется из Гродно с поездом № 688 в 15:34, а в Минске перецепляется к поезду № 004. Но для полноты картины мы и его график отследим. Итак, самый ранний современный поезд, самый поздний - 1987 года. Но всё достаточно плотно в пределах 2,5 часов.

Через пару десятков километров мы минуем город-спутник Гродно, который называется Скидель, вот с таким вот костёлом:

Скидель. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Скидель. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот уже первая крупная станция Мосты, с которой далее составы отправлялись в:

  • 1983 - 17:44;
  • 1987 - 19:13;
  • 2004 - 17:55;
  • 2024 - 16:27.

Вот вокзал в этом городе всё ещё Гродненской области:

Мосты. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мосты. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Здесь расположен самый длинный на территории Беларуси подвесной мост. Но он даже менее 200 метров в длину. Через Неман, конечно же.

-8

Через пару небольших станций (в разные годы поезда останавливались в разных населенных пунктах - Рожанка, Скрибовцы), все они оказывались в городе Лида:

  • 1983 - 19:17;
  • 1987 - 20:46;
  • 2004 - 19:37;
  • 2024 - 17:24.

Разрыв между виртуально самым ранним (2024) и самым поздним ( 1987) вырос уже почти до 3,5 часов. Вот главная достопримечательность этого города, который в прошлом году отметил свое 700-летие - Лидский замок!

Лидский замок. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Лидский замок. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот и вокзал на этой станции:

Лида. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Лида. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Затем снова пара относительно небольших станций Гавья и Юратишки, и вот уже город Богданов, из которого поезда далее на восток отправятся в:

  • 1983 - 20:29;
  • 1987 - а вот не указано время... Наверное, не останавливался он там...;
  • 2004 - 21:05;
  • 2024 - и тоже не указано.

Ну и затем через Воложин и Полочаны поезда уходили на Молодечно. Оттуда они следовали уже на Минск в:

  • 1983 - 21:30;
  • 1987 - 22:53;
  • 2004 - 22:13;
  • 2024 - 19:10.

Красивые вокзалы в Беларуси. Одноэтажные, но красивые:

Молодечно. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Молодечно. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а маршрут из Минска на Москву преодолевался нами уже многократно. Поэтому просто напишу время отправления из столицы Республики:

  • 1983 - 23:17;
  • 1987 - 00:22;
  • 2004 - 23:50;
  • 2024 - 21:44 (и это с более чем 1,5 часовой стоянкой и перецепкой вагона в Минске).

Разница снова сократилась до 2 часов 38 минут.

В Москве эе поезда оказывались в:

  • 1983 - 10:10 (промежуточные остановки Борисов, Орша, Смоленск, Присельская, Ярцево, Сафоново, Вязьма);
  • 1987 - 10:14 (Борисов, Орша, Смоленск, Вязьма, Гагарин) - почти догнал он "виртуально" состав 1983 года, хотя отправлялся на 1,5 часа позже;
  • 2004 - 11:02 (Борисов, Орша, Смоленск, Вязьма, Гагарин, Уваровка) - ну вообще всё печально со скоростью. Виртуально отправляясь из Минска на 32 минуты раньше, он в Москве на 48 минут позже;
  • 2024 - 06:56 (Орша, Смоленск, Сафоново, Вязьма). То есть даже с учетом столь продолжительной стоянки в Минске, этот поезд оказался в итоге самым быстрым - 15 часов 22 минуты в пути. То есть снова почти 3,5 часа разницы.

Назад в наши дни еще быстрее - аж 13 часов 44 минуты. Там время на перецепку в Минске лишь 39 минут - вот час и экономится только здесь. В 1983 году поезд отправлялся из Москвы в 15:16 и через 17 часов 39 минут был уже в красивейшем Гродно (08:55). В 1987 году время было меньше на 1,5 часа. Отправляясь в 15:16, то есть в тоже самое время, что четырьмя годами ранее, поезд оказывался на конечной станции в 7:20. Время в пути - вполне достойные даже по современным меркам 16 часов 04 минуты. Ну и наконец, самый медленный "Неман" образца 2004 года - время в пути 18 часов 18 минут (16:54 - 10:12). Явно был 1 час разницы все-таки.

Ну а вот и Чыгуначны вакзал в Гродно:

Гродно. Фото из открытых источников Яндекс.Картины
Гродно. Фото из открытых источников Яндекс.Картины

Про этот город было уже много публикаций на канале. Вот, например, про второй день войны была статья:

До Польши отсюда 15 км, до Литвы - 30 км. неудивительно, что немцы так быстро займут этот город. Но в то же время он считается одним из наиболее хорошо сохранившихся в годы войны. Но зато тут историки до сих пор спорят, разоряли ли город татары в 1241 году или прошли мимо.

Неман в Гродно. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Неман в Гродно. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Проживает же здесь в наши дни за 350 тыс. чел. Даже удивительно, что нет прямого поезда из Москвы в третий по величине города Беларуси.

Вот старый королевский замок в Гродно. Ведь после окончания Тридцатилетней войны Гродно одно время был фактической столицей Великого Княжества Литовского. А был и фактической столицей Речи Посполитой.

Ну а Неман (он же Мемель) длиной 937 км. Знаменитая река, что течет по территории не только Беларуси, но и Литвы, и даже России - в Калининградской области. Сначала он течет на север, а потом резко поворачивает на запад. На Беларусь приходится практически ровно половина всего течения - 459 км.

Неман. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Неман. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот такая получилась история. Ну а мы давайте полюбуемся вагоном-рестораном поезда "Неман". Всем приятных воспоминаний о белорусской кухне и приятного же аппетита.

Спасибо, что читаете! До встречи на канале!

P.S. Все статьи про пригородные поезда в подборке по ссылке ниже:

Фирменные поезда | Современные маршруты по историческим местам | Дзен