Слава приходит к нам между делом,
Если дело достойно ее!
Добрый день, дорогие читатели!
13 апреля я посетила Театр на Бронной и посмотрела новую постановку Константина Богомолова "Слава. Молодость". В Москве премьера состоялась в конце прошлого года.
Константин Юрьевич опять смог удивить зрителя: он достал из нафталина, я бы даже сказала, из глубин веков пьесу, написанную почти сто лет назад, в 1934 году представителем соцреализма Виктором Гусевым (дедом спортивного комментатора). Как пишут в Википедии, пьеса "гремела" в театрах довоенного времени и пользовалась большим успехом. Что не удивительно. Я лично впервые слышу и об этом авторе, и о его пьесе. Но не суть. Я же не могу сравниваться с филологически подкованным Константином Богомоловым. Просто меня мучает вопрос: зачем Константин Юрьевич обратился именно сейчас к пьесе, написанной почти сто лет назад? Пьеса полностью отвечает духу соцреализма в искусстве, пропитана идеями патриотизма и необходимостью подвига во имя всего народа и человечества. Может быть Константин Юрьевич захотел показать своему зрителю каким был театр 30-х — 50-х годов прошлого века? Что волновало драматургов и режиссёров в то непростое время?
Из газеты 30-х годов:
Пьеса В. Гусева посвящена советскому героизму, беззаветной любви к нашей социалистической родине, любви, заставляющей рядовых людей идти на подвиг.
Константин Богомолов:
Мое возвращение к ней связано с тем, что это прекрасный материал для актёров, блестящая литература. Это увлекательная и нежная история, которая не может оставить зрителя равнодушным. Гусев использует идеологические формы, чтобы пропагандировать вполне гуманистические идеи: что страх легитимен, что человеку позволено бояться погибнуть, что не надо лезть на амбразуру. В пьесе проигрывает тот герой, который готов идти на жертву.
Что может дать эта пьеса сегодняшнему, современному зрителю? Кого обличает, чему учит? Каждый решит для себя сам. Я привыкла уходить со спектаклей с багажом впечатлений и эмоций. Вчера этого не случилось. Это было любопытно, но не более. Удивление было, а восхищения не было!
Оооооочень неоднозначная постановка! Я бы могла ее принять, будучи маленькой девочкой, живущей в Советском Союзе и верящей в светлое будущее. Но сегодня?
Я не люблю стагнировать. Для меня безвозвратно ушло время, когда я, будучи ребёнком, взахлёб смотрела "Свинарку и пастуха" и "Кубанские казаки".
Может эта постановка нужна тем, кто скучает по тому времени и ностальгирует по прошлому?
К самому спектаклю как таковому притензий нет. Константин Юрьевич захотел поставить эту пьесу (говорит, что мечтал об этом с юности) и сделал это в своей неповторимой манере. Все очень точно, красиво, аккуратно. Часть зрителей находится прямо на сцене (я была в их числе, обожаю смотреть актерам в глаза и считывать их эмоции). Прекрасно передана атмосфера времени, костюмы, сценография. Лариса Ломакина как всегда на высоте! Белые блузочки, платьица в цветочек, носочки, туфельки с ремешком у девушек. Белые рубашки и серые брюки у молодых людей. На сцене только стол со стульями да старинный сервант, соответствующий эпохе. В центре - парадная лестница, уходящая в небеса и ограниченная белой балюстрадой.
Пьеса написана в стихотворной форме, но это не отталкивает. Наоборот есть, где развернуться актерскому мастерству и проявиться таланту декламации. Надо уметь правильно расставлять акценты во время чтения стихов и цеплять зрителя там, где это необходимо. В тексте очень много остроумных фраз, так и просящихся в копилку (за это спасибо Виктору Гусеву).
О чем это спектакль?
О разном отношении двух молодых людей - друзей к Славе и Подвигу как таковому. О том, как проявляется человеческая сущность в сложных, чрезвычайных обстоятельствах и как может в одночасье изменится жизнь человека и отношение к нему близких и друзей.
Василий Мотыльков и Николай Маяк.
Друзья с "говорящими" фамилиями.
Один - лёгкий, добродушный, любящий, искренний, порхающий по жизни как мотылёк. Очень любит своих близких, маму, свою девушку и очень ценит ЖИЗНЬ. Никита Худяков. Молодой, очень обаятельный и талантливый актёр, замеченный мною во многих постановках Театра на Бронной.
Я убедился, жизнь - это вещь, беречь ее просто необходимо!
Его позиция такова: не надо лезть на рожон, не надо лезть вон из кожи, чтобы добиться славы. И вообще, Слава - это не про Мотылькова.
Другой - сильный, смелый, решительный, точно видящий цель, готовый в любой момент броситься на амбразуру, ринуться в бой, совершить подвиг. Но видно, что все это какое-то ненастоящее, напускное. В нем живет желание добиться Славы любой ценой. Александр Шумский (обожаю его в образе Гамлета в спектакле "Гамлет in Moscow") великолепно передал образ своего героя Николая Маяка.
Можно считаться всю жизнь динамитом
И за всю жизнь ничего не взорвать!
Василий влюблён в девушку Лену Медведеву, с которой он вместе работает в военно-инженерном институте. Только Мотыльков и Маяк - подрывники, а Лена - лётчик. Лену воплощает на сцене Аня Патокина / Василиса Перелыгина - миниатюрная девушка с очень сильным характером, которая хочет видеть своего молодого человека смелым, отважным, я бы даже сказала, героическим человеком с большой буквы. И на меньшее она не согласна.
В постановке также участвуют:
- Мать Мотылькова - Марья Петровна - Катерина Васильева / Наталья Щукина.
- Отец Лены - Владимир Николаевич Медведев - Лера Горин.
- Сестра Василия - Наташа - Анастасия Шалонько.
- Жених Наташи (почтальон) - Даниил Чуп.
- Комдив Тарас Петрович Очерет - Динис Громаков.
- Профессор медицины Черных - Дмитрий Гурьянов.
- Медсестра - Владимира Петрик.
- Пионеры - Диана Огай и Иван Тарасов.
- Братья Мотыльковы: Ари Шапиро, Григорий Быстрицкий, Константин Кудинский, Константин Умрихин.
Вообще этот спектакль о молодых людях, и сыгран он молодыми актерами.
Москва. 30-е годы прошлого века. Весна. Вечер. Парк культуры и отдыха. Влюблённые гуляют в парке и мечтают о счастливой жизни.
Репродуктор:
Внимание! Говорит радиостанция ВЦСПС: сегодня в районе горы Азау случилась катастрофа - начался сход снежной лавины, которая может уничтожить гидроэлектростанцию имени Первого Мая и посёлок при ней с большим количеством жителей.
Остановить сход лавины может только команда подрывников из военно-инженерного института. Решение должно быть принято немедленно. Перед Комдивом Очеретом встаёт главный вопрос: кого послать на гору в качестве командира? Кому доверить главную миссию? Кто не подведёт?
Лена восхищена решением Маяка немедленно отправиться в район катастрофы и начинает сомневаться в своем женихе.
Лена:
Я тебя очень люблю, Василий!
Ты добр, ты честен, ты наш во всем,
Но в тебе я хотела бы видеть силу,
Силу, которая есть в нем.
Он глубже чувствует времени бег,
Он властен, на жизнь он глядит иначе.
Он - выдающийся человек!
Василий:
Выдающийся? Что это значит?
Пообщавшись с Василием и Николаем, комдив Очерет принимает решение: в район катастрофы полетит Мотыльков, ведь там нужна холодная голова и чистый рассудок. Здесь не нужно бессмысленное жертвование и погоня за Славой.
В Москве сейчас лишь они, Оторбек.
Да, тут не нужны любители фраз и гимнов.
Тут должен быть командир, человек,
Готовый, ты понимаешь, погибнуть.
Возникает конфликт интересов: Николай обижен на Василия и не может простить ему, что тот перешёл ему дорогу. Друг сразу становится бывшим. Да и Лена обвиняет возлюбленного в предательстве друга. Любовь и дружба висят на волоске, но переживать некогда, гора ждать не будет. Василий улетает с тяжелым сердцем.
Только мать никогда не предаст сына и проводит на самое опасное задание, спрятав свои переживания и слёзы. А если необходимо, то и рюкзак соберёт для защиты Отчизны. Катерина Васильева, несмотря на молодость, прекрасно справляется с ролью возрастной героини. Печальные глаза да волосы, посеребрённые краской, добавляют этой женщине недостающие года для роли матери.
Отец Лены - человек искусства, занимается актёрским мастерством с сестрой Василия Наташей и готовит ее к поступлению в институт. Поэтому он часто посещает дом Марьи Петровны. Он здесь завсегдатай. Вместе они все ждут новостей о судьбе Василия. Их переживания захлестывают. Безусловно прекрасная игра Леры Горина выходит на первый план. Он мастер перевоплощений. Именно его герою досталась большая часть остроумных шуток и высказываний.
Каждое кушанье должно быть скушано,
Как сказал поэт.
Актёр не допустит в пище потерь.
И, не откладывая в долгий ящик,
Садитесь, и выпьем за наших детей -
Летающих, плавающих, настоящих!
Мотылькову удалось укротить гору и он, сам того не осознавая, совершил невозможное, совершил подвиг и спас жизни сотни людей, при этом сильно пострадав. Надежды на его спасение практически не осталось. Большая потеря крови, инструментов для проведения операции нет.
Жизнь, ты всегда- револьвер у виска.
Он весел, он деятель, он работник,
Но смерть упадёт, как с крыши доска,
Летит, как собака из подворотни.
И тут мы видим ещё одного героя - профессора медицины Чёрных в исполнении Дмитрия Гурьянова, циничного и ироничного человека, который, внезапно проникнувшись чувствами уважения и восхищения к Мотылькову, решает отдать ему свою кровь и тем самым спасает Василию жизнь. Видимо героизм заразителен! А Лена спешит на самолёте к любимому, вовремя осознав свою ошибку, и везёт необходимые инструменты.
Он знал, что горы гибель таят,
Что жить ему может немного осталось,
Но он был спокоен и твёрд, а я
Я в сердце его сомневалась.
Он спас, ты слышишь, страна моя
Людей, над которыми смерть промчалась.
Он их любил больше жизни, а я
Я в сердце его сомневалась.
И тут приходит ответ на вопрос: о чем же эта пьеса?
Это пьеса о простых людях, готовых в нужную минуту, когда наступит момент, совершить подвиг, не требуя взамен ни регалий, ни медалей, ни Славы. Это может вызывать только восхищение.
Финал спектакля:
Все собираются в доме у Мотыльковых. Василий с Леной. Наташа с почтальоном. Марья Петровна и Владимир Николаевич. Издалека приезжают профессор Чёрных и все братья Мотыльковы. Празднуют возвращение Василия.
Вдруг раздаётся телефонный звонок:
Правительство просит семью Мотыльковых
В Кремль - на дружескую беседу.
Медведев:
Ну, там уж, наверное, мы закусим!
Занавес!
Спасибо за внимание!
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля:
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Художник с револьвером в кобуре: о спектакле "Новая оптимистическая" в МХТ имени Чехова
Эротический маскарад с широко закрытыми глазами: о спектакле в МХТ имени Чехова
Лечь, или не лечь: о спектакле "Мефисто" в МХТ им. А. П. Чехова