39,6K подписчиков

6 редких универсалов СССР, которые почти никто не видел

135K прочитали

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.

На первом месте стояла задача обеспечить государство механизмами и машинами, которые бы можно было использовать на масштабных строительствах и в структурах обеспечивающих общий уровень жизни советских граждан.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.

Эта особенность стала причиной, почему советские люди считали собственный автомобиль предметом роскоши.

Счастливые обладатели собственных авто не редко сравнивали свои машины с моделями, более совершенными в повседневном использовании.

Появившиеся в серийном выпуске модели универсалов были предметом общей зависти не только простых людей, но и тех, кто имел более-менее стабильный вес в обществе.

Из списка моделей легковых автомобилей были и такие, которые выпускались очень малыми партиями. Их мало кто видел, но о них знали благодаря средствам массовой информации.

Москвич-400-421

Эта модель «Москвича» считается первым легковым универсалом советского автопрома, который мог бы стать серийным в выпуске автопромышленности. Автомобиль собирали изначально на Московском автозаводе, но позже все разработки передали на предприятия и заводы МВД.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-2

Одновременно разрабатывались два варианта модели: пикап и кабриолет, при этом правительство поторапливало с выполнением задания, требуя как можно быстрее предоставить испытательные образцы.

Для коллектива МЗМА, где отсутствовали возможности для выпуска моделей такого типа, задача была не просто сложной, но и не выполнимой.

Решение создавать универсал частями несколько упростило задачу, но появилась новая проблема: инженеры-конструкторы различных автозаводов работали не слажено, что стопорило работы по сборке.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-3

Пикап решили оставить только в опытных образцах, справедливо решив, что комиссия по приемке самостоятельно решит, какая из моделей будет лучшей для серийного выпуска.

Эта модель так и осталась с задним приводом и с упрощенным кузовом.

Несмотря на это самоблокирующийся дифференциал сильно заинтересовал военное министерство: такая машина была по своей сути неплохим внедорожником.

Идею использования откидного руля, где водитель бы смог управлять машиной лежа, позже использовали при разработке ЛуАЗ‑967.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-4

Модель кабриолета заинтересовала больше, хотя отсутствие металлической кабины понравилась не всем.

Причиной, почему именно было решено запустить серию кабриолетов, а не обычный пикап, заключалась в отсутствии листового металла, который требовался для сборки кузова и кабины.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-5

В период 1949–1952 заводы СССР выпускали партии универсалов-кабриолетов модели Москвич-400-421, которые распределяли по всем регионах страны, особенно в те, где был относительно теплый климат.

Выпускали универсалы и с цельнометаллической крышей, но таких экземпляров было совсем немного, всего несколько тысяч.

ГАЗ-24-02

К началу осени 1969 года советский автопром подготовил к серийному выпуску новую модель универсала «Волга» ГАЗ-24-02.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-6

Прототипом для создания стала модель «Волга»-24, которая уже выпускалась массово и, судя по отзывам, получилась качественной и надежной в работе.

Первоначальные опытные образцы, по общему мнению, были недоработаны, поэтому первая партия была выпущена только в 1972 году.

4-х ступенчатая синхронизированная для передних передач коробка сцепления механического типа была взята с ведущей модели.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-7

При полной загрузке в 2040 кг универсал за 21 секунду разгонялся до отметки в 100 км/ч, тогда как максимальный разгон составлял 140 км/ч.

Вентиляцию салона обеспечивал установленный на задней части крыши дефлектор. Он же защищал заднее стекло от попадания на него грязи.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-8

Большая часть выпущенных автомобилей попадали в таксопарки страны и ведомственные предприятия.

Также модель экспортировали в зарубежные страны, поэтому, простой советский гражданин не мог рассчитывать на покупку универсала.

ЗИЛ-117Е

Производство модели универсала ЗИЛ-117Е официально началось в 1974 году.

Машину разрабатывали для использования в медицинских целях, что объясняет размеры салона и увеличенную высоту кузова.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-9

Салон был рассчитан на 6 человек: пассажира, трех санитаров, водителя и охранника, поэтому было ясно, что такое авто предназначалось для перевозки высокопоставленных лиц государства.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-10

Эту машину включили в список автомобилей, сопровождающих кортежем Л.И. Брежнева, где два экземпляра были перенаправлены в личный гараж при Кремле.

Инвалидки С-3Д

Большинство автолюбители советского периода восприняло появление на дорогах автомобиля марки «Инвалидка» С-3Д как горькую усмешку правительства по отношению к инвалидам ВОВ.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-11

Именно для этой категории водителей в первую очередь предназначался автомобиль, серийный выпуск которого начался в 1970 году.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-12

До этого на Серпуховском автозаводе серийно выпускали трехколесные мотоколяски, которые распределялись строго по спискам, предоставленные медицинскими учреждениями страны, для обеспечения лиц с ограниченными физическими возможностями.

И, тем не менее, советские люди радовались и такой, пусть своеобразной, но все же заботой государства. Цельнометаллический корпус и крыша, нормальная амортизация существенно отличалась от предыдущих моделей мотоколясок.

Спроектированный на базе инвалидки универсал был значительно практичнее базовой модели.

Двигатель ИЖ-П2 мощностью в 14 л. с. был откровенно слабоват для «микро-машины» весом в 500 кг, но эта техника могла перевозить не только водителя и пассажира, но и небольшие грузы.

При общей нагрузке «Инвалидка» развивала скорость до 55 км/ч, при этом, при движении она создавала характерный звук, по которому многие сразу на звук определяли модель автомобиля.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-13

Даже та особенность, что в «Инвалидке» универсал после разработки так и оставили заднемоторный привод, модель 100% пользовалась бы бешеным спросом у советских людей.

Во-первых, места в салоне и багажном отсеке добавилось, хотя в машине так и оставили две двери, для водителя и пассажира.

К огромному сожалению, количество экземпляров «Инвалидка» универсал выпустили в очень малом количестве, всего несколько сотен.

Причина оказалась весьма банальная: государство посчитало, что для людей с ограниченными возможностями вполне достаточно того, что было сделано ранее.

Особо следует отметить, что это была единственная машина, которая изготавливалась в СССР для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Некоторые модели, пройдя модификацию, специально предназначались для шоферов с одной рукой и одной ногой, для чего специально была отдельно разработана уникальная система управления.

ГАЗ-РАФ-3902

В 1980 году на базе недоступного для простых советских граждан легкового автомобиля «Чайка» было выпущено несколько единиц модифицированных в универсал машин, под названием ГАЗ-РАФ-3902.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-14

Машина была напичкана всевозможными медицинскими приборами и приспособлениями новейшего поколения и предназначалась для перевозки высокопоставленных правительственных лиц.

Разработка и сборка была доверена двум коллективам КБ: горьковского автозавода и, прибалтийцам, выпускавшие автомобили модели РАФ.

В целом было выпущено всего около десятка таких машин, поэтому о них знали очень малое количество советских людей.

ЗИЛ-41042

Эта модель стала последним легковым автомобилем класса универсал, который изготавливался только для членов правительства страны.

Прозванный в народе «черным доктором», автомобиль предназначались для организации доставки членов правительства в медицинские учреждения с возможностью принимать в дороге меры по обеспечению поддержки стабильного состояния здоровья.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-15

Первая модель универсала была выпущена в 1975 году, после того как с главой правительства Л. И. Брежневым случился первый инсульт.

Автомобиль сразу же перенаправили в гараж «кремлевки», медицинского заведения для государственных лиц, считавшимся одним из лучших в мире.

В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.-16

Зашторенная из внутри салона плотными занавесками, чтобы не привлекать лишнее внимание, машина мало чем отличалась от другой техники, что было крайне важным условием.

За весь период, начиная с 70-х годов, и заканчивая началом 80-х, было выпущено чуть меньше 20 экземпляров этой модели, после чего было дано указание провести модификацию по усовершенствованию машины.