Елена Прекрасная... Женщина, ставшая причиной десятилетней Троянской войны. Женщина, которую проклинали и жены троянцев, и жены их противников. Женщина, образ которой Гомер сделал символом лжи, вероломства и погибели.
Ну и как по-другому к ней, скажете, можно относится? "За женщину одну, за ложе срама!" (Еврипид) тридцать лет шла война.
Но, давайте, поговорим о Елене более подробно, рассмотрим её жизнь с разных точек зрения, выступим адвокатами, чтобы найти оправдания для Елены, которую называли Прекрасной. Ведь она "Истинно, вечным богиням она красотою подобна!" (Гомер).
И начнем с её рождения. Согласно наиболее распространённым мифам, Елена была дочерью Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея. Еще в "Иллиаде" Гомер говорит об этом: "Ибо супруг ты Елены и зятем приходишься Зевсу".
Долго на этом останавливаться не буду, ведь я уже описывала эту историю в статье "Мифы в картинках. Леда и Лебедь".
Правда, существуют и другие версии о родителях Елены. По одной из них ее мать – Океанида, одна из дочерей Океана и Тефиды. В другом источнике сказано, что ее родители – Гелиос и Леда.
Но это не имеет большого значения. Принято считать, что росла и взрослела Елена во дворце Тиндарея, куда и собрались женихи со всей Греции, чтобы среди них Елена выбрала себе мужа.
Но это случилось значительно позже. А до этого, когда она была еще ребёнком, с Еленой случилась трагедия. Её похитил Тесей. Об этом я тоже уже писала в статье "Первое похищение Елены, еще не ставшей Прекрасной".
Елену вернули домой, но с отягчающими последствиями. Елена была беременной. Для девочки, пережившей изнасилование в детстве, не могло все остаться без последствий. Все это, несомненно, сказалось на всей последующей жизни Елены.
Елена родила дочь, которую назвали Ифигенией. Чтобы скрыть позор Елены, девочку, как сообщает древнегреческий поэт Стесихор, отдали на воспитание сестре Елены Клитемнестре и её мужу Агамемнону.
И знаете, тут становится более объяснимым последующий жестокий поступок Агамемнона, который перед походом на Трою принес в жертву Ифигению. Не родная-то кровиночка.
Прошли годы. Настала пора решать судьбу Елены. На пир к Тиндарею собралось множество женихов, претендентов на руку прекрасной Елены.
Но вот что интересно, Елена абсолютно не заинтересована в вопросе выбора суженого. Думаю, не стоит удивляться. Ведь девочка с травмой, пережившая надругательство пятидесятилетнего мужчины, вряд ли мечтает о новом соединении с мужчиной.
По причине того, что Елена сама не хочет выбирать себе мужа, на пиру создалась напряженная атмосфера. Женихи сорились, вот-вот могла возникнуть поножовщина.
Положение спас Одиссей. Он предложил, чтобы соискатели руки Елены подбросили свои перстни, и тот, чей перстень попадет в горло кувшина, станет мужем Елены.
Так мужем Елены, совершенно случайно, стал Менелай, чей перстень угодил прямо в цель.
Естественно, ни о какой любви со стороны Елены речи не идет. Она лишь подчиняется воле отца. Да еще и обычаям - каждая девушка по достижению определенного возраста должна выйти замуж.
Мысль о близости с мужчиной пугает Елену, и в первую брачную ночь Менелай, опять же силой, овладевает ею. У них рождается дочь Гермиона.
Случилось так, что дочь нелюбимая, рожденная от нелюбимого человека. Недаром потом, при побеге с Парисом, Елена оставляет дочь. А ведь ей было всего лишь девять лет, когда Елена сбежала в Трою.
Мы подошли к тому моменту, за который больше всего обвиняют Елену. Она сбежала с Парисом, не только оставив дом, мужа и ребенка, но и захватив с собой сокровища Менелая.
Что побудило её это сделать? У древнегреческих авторов, от которых мы и узнали эту историю, существуют две прямо противоположные тенденции: порицание и оправдание.
Согласно классическому, наиболее известному гомеровскому образу, Елена, прежде всего, – причина кровопролитной многолетней войны, в которой погибло множество ахейцев, данайцев и троянцев.
Но даже Гомер находит ей оправдание - любовь к Парису Елене внушила Афродита. Ведь именно она пообещала Парису любовь самой красивой женщины. Чтобы исполнить это, пришлось постараться - прибегнуть к божественным чарам и заставить Елену полюбить Париса.
Вот слова Елены в трагедии Еврепида: "Киприда ж диво красоты моей / Расхваливала, в дар меня сулила". Именно на неё Елена сваливает вину: Вини Киприду. Кто сильнее Зевса, / Державного владыки всех божеств"
Но чары не действуют постоянно. И Елене пришлось это испытать на себе. Оказавшись в Трое, среди чужих людей, которые не очень-то её любили, рядом с мужчиной, до которого ей, по большому делу, не было никакого дела, Елена вряд ли была счастлива.
Недаром она решила после падения Трои вернуться к первому мужу.
Другой автор, Стесихор, наоборот, оправдывает Елену. По его версии, Парис с Еленой по пути в Трою, заехали в Египет. Там Елена, попросила египетских жрецов, заменить её, настоящую, на призрак.
Он то и отправился с Парисом в Трою, а верная мужу Елена дожидалась его в Египте.
Ему же вторит Еврипид в "Троянках": "Но супругу / Я прежнему верна…"
Так что можно выбрать любую версию. Тем более, как вы понимаете, любая из них всего лишь красивая сказка.