Найти тему

Одежда Древнего Египта

Оглавление

Сегодня отправимся исследовать костюм в солнечную страну, в Древний Египет.

1. История Древнего Египта и ее отражение в одежде; 2. Рассмотрим костюм, от чего зависело его развитие в Древнем Египте; 3. Атрибуты костюма; 4. Окунемся в ткачество Древнего Египта.

Древняя Египетская цивилизация.
Характеристика Эпохи.

Древний Египет на просторах интернета.
Древний Египет на просторах интернета.

Становление и развитие Древнего Египетского государства насчитывает более чем 2,5 тысячелетия. Но вся доступная и дошедшая до наших дней информация о Египетской цивилизации очень древняя и носит больше архаичный характер.

Историю Древнего Египта делят на основные периоды: Древнее царство (3000-2400 гг. до н.э.), Среднее царство расцвет и зрелость государства (2400-1710 гг. до н.э.), Новое царство (1580-1090 гг. до н.э.) и Позднее Царство, в исторический период которого происходит падение и закат экономической и культурной жизни государства. В результате иноземных войн с персами (525 г. до н.э.), А. Македонским (332 г. до н.э.), Римской Империей (30 г. до н.э.) древне-египетское государство, в конце концов, окончательно теряет свою самостоятельность.

История развития египетского общества, как мы видим, имеет долгий исторический путь. Это отразилось и на костюме, но не в сторону развития, а в сторону затишья, ведь на протяжении всех указанных лет египетский костюм оставался неизменным. Такая пауза обусловлена с непоколебимыми основами социального уклада Древнего Египта. На протяжении тысячелетий государство оставалось централизованным рабовладельческим государством с неограниченной властью монарха. Рабовладельческая знать, могучая каста жрецов, жестоко эксплуатировали крестьян и рабов.

Изображение человека в искусстве Древнего Египта носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен (поэтому художественный стиль Древнего Египта определяется как канонический).

Одежда Древнего мира.
Одежда Древнего мира.

Костюм Древнего Египта

Во времена Нового Царствования из других стран, в первую очередь из Передней Азии, в египетский костюм пришли новые элементы, которые египтяне стали постепенно добавлять в свои костюмы. Также на изменения подтолкнула классовая дифференциация общества, благодаря которой появились новые формы одежды. Несмотря на это древняя традиционная одежда все равно оставалась долгое время в обиходе египтян наряду с «современной» одеждой. Традиционная египетская одежда сохранилась до эллинистического периода в истории Египта (305 до н. э. — 30 до н. э.). После завоевания Египта А. Македонским и превращения Египта в римскую провинцию изменился и древнеегипетский костюм. Он полностью исчез с мировой арены как исторический костюм, был вытеснен античным.

Как понятно из истории, одежда в Египте долго время оставалась неизменной. Можно выделить основные признаки одежды в период древних культур: низменность, постоянство и однообразие. В египетском костюме мы говорим в основном только о двух видах одежды: мужской и женской. Костюм построен на контрастах, это не снижает его выразительности, гармоничной целостности. Разницу между отдельными общественными классами незначительная, она выражена только в отделке одежды.

Одежда жителей Древнего Египта относится к числу древнейших видов одежды. К ним относятся: поясной (мужская одежда) или оберточный (женская одежда) тип одежды. Мужская и женская одежда основаны на контрасте цвета и материала. На мягкой гладкой ткани женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные бусы из фаянса, которые образуют как бы воротник и дополняют как мужскую, так и женскую одежду. Красные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом.

Изображение одежды Древнего Египта на жителях.
Изображение одежды Древнего Египта на жителях.

На формирование одежды в Древнем Египте проявил влияние климат, где одежда по большей части и не требовалась из-за жарких, солнечных условий местности близ Нила. В основном необходимость в одежде была для того, чтобы прикрыть гениталии. На ранних этапах существования Египта, вплоть до Нового Царства мужчины пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди посередине к поясу. Такая одежда состояла из узкой полоски кожи или сплетенных тростниковых стеблей. С дальнейшем развитием одеяний пояс с полоской был сменен на передник – схенти, который представляет собой кусок ткани, средняя часть которого собранная в складки, прикладывалась спереди, остальная – оборачивалась вокруг тела, а свободный конец ткани пропускался под средней частью. Для ношения передника не было разграничений по сословиям, то есть их носили и фараоны, и земледельцы.

Изменения в одежде пришли в эпоху Среднего царства (2400-1710 гг. до н. э.). Древнеегипетская одежда заметно усложнилась. В эту эпоху произошла значительная классовая дифференциация в египетском обществе и антагонизм между классами. Тогда и произошел период привоза новой материи и различных предметов роскоши из Передней Азии, что поспособствовало созданию более сложных форм костюма. Теперь количество ткани, затраченной на одежду, свидетельствует о сословном и имущественном положении ее владельца. На этом этапе развития костюма египтяне прочувствовали красоту пластических свойств ткани, стали появляться плиссированные и гладкие длинные схенти.

Разновидности Схенти Древнего Египта.
Разновидности Схенти Древнего Египта.

У женщин была другая одежда - калазирис. Это прямая рубашка на лямках – состояла из прямоугольного куска ткани, обернутого вокруг фигуры и закрывавшего тело от груди до щиколоток (грудь открыта). В женском костюме было мало изменений. В период Среднего царства калазирис сохраняет прежний покрой, прибавляется лишь отделка и украшения, которые носят женщины привилегированных сословий. Но с течением времени и в женском костюме проявляются те же стремления использовать пластические свойства мягких и тонких тканей. В эпоху Нового Царствования к традиционному цветному женскому калазирису делают бретели контрастных цветов или украшают ткань калазириса чешуйчатым узором, имитирующим крылья кобчика. Форма платья была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословные различия в одежде выражались в качестве тканей и наличия украшений. Во времена Нового Царства одежда стала служить украшением человека, она видоизменяла его облик, позволяла скрывать и скрашивать недостатки фигуры.

Идеалом женской фигуры Древнего Египта, является образ Клеопатры, этот образ до сих считается близким к эталону. Поэтому в Египте идеал женщины можно описать так: высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Для такого образа и было развитие женского костюма. Хоть в период Древнего царствования женский костюм носит чисто функциональный характер, все равно женские платья не похожи на бесформенные мешки свободного кроя, а представляли собой облегающий «футляр», точно обрисовывающий фигуру, показываю всю сексуальность женских форм. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Женскому костюмы Древнего Египта свойственно естественность и гармоничность костюма. Строгая стилизация фигуры, а наряду с этим обнаженная грудь - такое сочетание в историческом женском костюме встречается нередко. Чем белее стилизована одежда, тем больше должна быть выражена натуралистическая деталь одежды.

Калазирис в Древнем Египте
Калазирис в Древнем Египте

Под влиянием Востока появляются элементы кроя. Разберем основные виды одежды в период Нового Царства:
1. Сусх - состоит из рубашки – каласириса и куска прямоугольной ткани (синдон). Ее обертывали вокруг бедер, спереди завязывали полу узлом и один конец спускали до низа каласириса.
2. Ускх - воротник-ожерелье. Носили и женщины и мужчины. Знаковую роль выполняли цвета полос: желтый – у светских сановников, синий – у жрецов, красный – у военачальников. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по желтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона.

Ускх Древнего Египта
Ускх Древнего Египта

3. Пшент - сдвоенная корона, символизирующая важный этап в истории Египта. Фараон носил различные короны. Белую - как царь Верхнего Египта – белая. Красную - как царь Нижнего Египта. Двойная корона являлась символом объединения.

Пшент.
Пшент.

4. Атеф – белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Страусиными перья символизировали две истины – жизнь и смерть. Атеф является символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс.
5. Хепреш - царский головной убор. Фараон надевал его в случае исполнения жреческих обязанностей и во время военных действий. Изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке.

Хепреш.
Хепреш.

6. Клафт - второй по значению головной убор фараона. Он служил защитой от солнца и пыли, а также относился к древним символам царской власти. Клафт состоял из большого куска полосатой ткани, ленты и диадемы с «уреем» (коброй).

Клафт.
Клафт.

Затронута тема высших сословий, поэтому дополню еще немного информации из истории одеяния фараонов. Важное дополнение к костюму фараона был скипетр, их было несколько: простой посох – символ земледелия и скотоводства, жезл в рост человека, который внизу оканчивался двузубцем, а на верху был украшен остроконечным изображением головы шакала. Еще одним важным ранговым знаком у фараона была накладная искусственная борода – символ владения землей. Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различную форму: вытянутые в виде заплетенной косички с завитым кончиком; удлиненные, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем.

Отличия в одеянии царских особ от одежды знати были в дороговизне материала и тончайшей выделке. Набедренная повязка делалась гофрированной и в более тяжелом и интересном исполнении. Иногда к поясу повязывали передник в форме трапеции из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обеих сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками.

Изображение повелителя Древнего Египта
Изображение повелителя Древнего Египта

Жена фараона носила калазирис. Но в отличие от обычных одеяний женщин калазирис дополняли роскошный пояс или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба – символ богини Исиды. Вторым ранговым головным убором царицы была разукрашенная шапочка с цветком лотоса. Скипетр у Царицы был в виде лотоса.

Со временем калазирис стали носить и мужчины. С учетом особенностей калазирис был видоизмененный – это узкая и длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам и по линии проймы. Сверху надевали одну или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало.

В Древнем Египте была и одежда для воинов. У них был передник и кожаный нагрудник, а вот шлемы отсутствовали. Военная одежда фараона состояла из льняного калазириса или туники, нагрудных лат.

Обувь в Древнем Египте для фараона и его жены были сандалии с позолоченными и золотыми украшениями. Носок таких сандалий заворачивался кверху. Сандалии крепили к ноге длинными пестрыми ремешками, обматывая их вокруг ноги до самого колена. На подошвах изображали бытовые и военные сцены. На официальных приемах нельзя было появляться не обутым. Женская обувь не отличалась от мужской.

Обувь Древнего Египта
Обувь Древнего Египта

Чтобы спастись от жары мужчины и женщины носили парики из овечьей шерсти или из растительных волокон. Знать надевала длинные парики с многочисленными косичками, крестьяне – маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Женщины высших сословий украшали головы прическами. Мужчины брили бороды, но надевали иногда искусственные, обычно из шерсти, покрывая их лаком. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме треугольника или куба, ее крепили на ушах, подобно дужкам современных очков. Тканью для одежды служили бело-льняное полотно и хлопковая ткань. После эпохи Нового Царства остатки египетской культуры в одежде тщательно сохраняются, но она попадает под влияние Нового мира. Это влияние прежде всего сказывается в крое. Одежда получает мягкие формы. Любимые египтянами плиссировки заменяются драпировкой. Синдон превращается в плащ и его драпируют подобно греческому гиматию.

Аксессуары древнеегипетского костюма

Во всех предметах египтяне стремятся к изысканным пропорциям и плавным линиям. Черты утонченности и изысканности появляются в настенных в предметах прикладного искусства. Согласно установленной традиции, египтяне наносили макияж. Делали это и мужчины, и женщины. А для предание блеска глазам, женщины Египта капали в глаза сок из растения "сонная одурь" (белладонна). Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже заменили черной). Они рисовали стрелки, чтобы придать глазам выразительности. Стрелки удлиняли к вискам и подрисовывали толстые длинные брови.

Гримировались и мужчины и женщины.
Гримировались и мужчины и женщины.

Изящную египетскую одежду дополняли драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней. Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и по художественной выразительности никто так и не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застежкой сзади. Классическое ожерелье состояло из целого ряда бус и весило несколько килограммов, но перечень необходимых украшений на этом не заканчивался. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трех пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.

Ткачество в Древнем Египте

Дошедшие до наших времен памятники материальной культуры показывают нам виды орнамента, которые наиболее часто использовали египтяне для украшения своих тканей. Египтяне владели мастерством гофрирования льняных тканей. В гробницах найдены образцы ткани с двойной плиссировкой под прямым углом. Ткани различных структур использовались египтянами для изготовления одежды и как украшения на различных празднествах. Из них делали драпировку, шили знамена.

Есть и дошедших до нашего времени ткани – гладкие ткани полотняного и саржевого переплетения; мелкоузорчатые ткани; крупноузорчатые, махровые ткани и даже ткани, выполненные в гобеленовой технике.

Одеждой египтян Позднего Царства были туники. Они ткались на станке целиком в виде прямоугольных полотен. Технология изготовления туник начиналась с рукава, пробрасывая челнок в средней части основы по ширине рукава, и оставляли свободными крайние участки основы. Дойдя до плеч, ткач начинал прокидывать челнок по всей ширине основы. Для выработки ворота использовались два челнока пробрасываемых попеременно в левой и правой частях основы. После снятия ткани со станка, висящие нити основы обрезались или связывались. Обрабатывали тунику по линии ворота и сшивали по боковым сторонам. В зависимости от размера и количества узорных частей схема ткачества усложнялась. Узорные части делали в виде аппликаций.
Вырабатывали также
махровее ткани. Техника ткачества очень похожа на современную.

Среди многих видов ткачества существовало ткачество ремизных и двухслойных тканей. Для ткачества египтяне использовали вертикальные гобеленовые станки, горизонтальные льноткацкие станки, в том числе станок с педалями. Ткачество было царской монополией. Основным сырьем, из которого изготавливали ткани для одежды, был лен. Высокая техника обработки льна и техника ткачества обеспечивала производства разных по качеству тканей – от грубых до прозрачных (виссон). Шерсть для изготовления тканей использовали в более поздний период и только для верхней одежды. Хлопчатобумажная ткань и шелк в Древнем Египте не были известны до позднего Царства. Распространенным цветом древнеегипетской одежды был белый, но также использовались неотбеленные ткани серовато-желтого и кремовых оттенков.

В Древнем Египте было развито крашение тканей, обеспечивало широкую гамму и других цветов. В основном цвета использовались для узоров. Черный цвет вообще не использовался для одежды. Его использовали лишь для подчеркивания тона в узорах. Почти не использовались пурпурный и фиолетово-лиловый. Чаще на ткань наносили полосы, зигзаги, узор в виде перьев птицы, чешуйчатые узоры. Узор покрывал всю поверхность ткани. Каймовый узор наносили реже. Использовался также узор в виде стилизованного орнамента растений и цветов: бутоны и листья лотоса, тростника, папируса, рогозы, камыша, пальм. Одежду фараонов и знати украшали изображениями животных: змея урей – эмблема царской власти, жук скарабей, ястреб или кобчик с распростертыми крыльями, рога, перья, стрелы – символ солнечных лучей. Часто эти изображения комбинировали с изображениями солнечного или лунного диска. Декор древнеегипетского костюма оформляется лишь цветом, шириной или площадью орнамента.