Найти тему
Большие прогулки

Алексин. Часть I. Усадьба Колосово-Чертковых.

Сегодня воскресенье, и мы решили сгонять одним днём в Алексин - благо от Калуги не так далеко, за час с небольшим доедем. Навигатор показывает, что ехать можно в сторону Тулы и через Ферзиково, с разницей в почти 40 километров, но одинаковым временем. Стало интересно, решили поехать через Ферзиково - короче и по пути заедем к усадьбе Чертковых в Колосове. О ней ниже.

Итак, проезжаем Ферзиково и в деревне с романтичным названием Петрищево сворачиваем с основной трассы на дорогу на Алексин. Переезжаем ж/д пути, границу с Тульской областью и... дорога заканчивается. Не обижайтесь, туляки, но это реально так. Я думал, так в центре не бывает уже.

Граница Калужской и Тульской областей со стороны Тульской области.
Граница Калужской и Тульской областей со стороны Тульской области.

Ок, нам навстречу выехала машина, значит, там есть жизнь, навигатор не врёт - едем дальше. Через 5 километров выехали к населённому пункту Малое Савватеево и началась асфальтовая дорога средней побитости. От неё уже без приключений домчали до Колосово и подъехали к усадьбе Чертково.

Усадьба названа в честь первого владельца, Александра Дмитриевича Черткова, штабс-ротмистра, предводителя дворянства Верейского уезда, который и отстроил в своём имении в Колосове типичную для тех времён ампирную усадьбу с П-образным домом и двумя флигелями. Продолжил обустраивать усадьбу и, особенно, парк его сын Дмитрий Александрович Чертков. Он был последним Чертковым, который владел этим имением. Что интересно, в одно время с Александром Дмитриевичем жил в Москве его полный тёзка, А.Д. Чертков, историк, археолог. Чтоб их отличать, общие знакомые называли "нашего", Колосовского, Черткова "денежным", т.к. он владел доходным домом в Денежном переулке в Москве.

После смерти Дмитрия Александровича, его дочь София продала усадьбу Клавдию Пасхалову, который и перестроил её в "Готический замок", изменив форму окон, надстроив зубчатые завершения башен и дымоходов.

После революции в усадьбе был устроен санаторий, она даже уцелела после Великой Отечественной Войны. Следующие 50 лет, до 1995 года здание занимал Алексинский гидрометеорологический техникум. Рядом даже расположена старейшая в России Метеорологическая станция. Мы сходили - похожа на пасеку )).

С 1995 года усадьба стоит никому не нужная и рассыпается. Время порушило её хуже, чем немецкие бомбы. На наше счастье, в XIX веке уже были фотографии и их можно найти в интернете. Я сделал пару коллажей, чтобы получить представление, как это было.

В целом, усадьба сейчас выглядит жалко, но видно былое величие.

Когда мы подъехали, усадьба была огорожена забором, вокруг накиданы доски - идёт вялотекущая реконструкция. С марта по сентябрь 23 года позабили окна.

Отдельно стоит рассказать про парк. Сейчас всё заросло сорными деревьями, но видны растущие рядами лиственницы, образующие аллеи, ведущие к Оке. Только представьте, какой вид открывался с крыльца усадьбы на реку и дали за ней!

С внутреннего двора стоят жилые дома, которые раньше были флигелями, какие-то огороды. Видны древние столбы, которые явно обозначали вход, и за ними разбит парк. Сам дом пытается держать остатки былой красоты и величия, но, на мой вкус, пристройка явно уже советского периода с обычными квадратными окнами, всё портит.

Также, в парке за усадьбой нашёл свой вечный покой герой войны. Лётчик-штурман бомбардировщика ИЛ-2 Лопухин Игорь Аристархович погиб в 1943 году, возвращаясь в Серпухов с боевого задания на Курской дуге, и был захоронен в Малом Савватееве, которое мы проезжали, а в 1966 году его перезахоронили в Колосове. Один из немногих героев войны, который удостоен персонального захоронения. За могилой ухаживают студенты техникума.

Могила штурмана ИЛ-2 Лопухина Игоря Аристарховича.
Могила штурмана ИЛ-2 Лопухина Игоря Аристарховича.

Мы провели на территории усадьбы около часа, больше там делать особо нечего - но, и то получилась полноценная статья. А это только начало нашей воскресной прогулки. Если бы усадьба была восстановлена, тут можно провести день, посетив экскурсию, гуляя по парку. Глядишь, и дорогу бы подлатали до неё. Жаль, что не находится ресурсов для сохранения и восстановления подобных памятников.