— Круги вокруг солнца появились, — заметила Рая, когда они приехали в Верхотурье.
— И что это означает? — с безразличным видом спросила Ада.
— Ночью надо ждать скорой метели, занепогодится сегодня, заметет всё вокруг.
Ответ подруги расстроил её. Если действительно поднимется метель, то завтра в райцентр будет не выбраться, дорогу переметёт, и придётся ждать пока всё расчистят.
— Ничего, надеюсь обойдётся, — ответила она Раисе и попрощавшись поспешила к себе домой.
— Ты в клуб на танцы пойдёшь? — крикнула Рая ей в след.
Ада отрицательно замотала головой.
— Нет, дома посижу, почитаю, книгу интересную из города привезла.
— Ну как хочешь, — Рая махнула рукой и попросила Володю подвезти её до дома.
— Что там у вас в больнице произошло? — Смирнов не утерпел и спросил Раису.
— Да ну её, — досадливо ответила девушка, — говорю, держись от Орлова подальше, а она слушать ничего не хочет. Заладила как попугай, он хороший, это вы всё на него наговариваете. Не понимает дурочка, что жизнь себе искалечить может.
— Это чем же?
— Тем что поверит этому бабнику, доверится ему, а он поиграет как кашка с мышкой и бросит.
— Рай, а по моему ты нагнетаешь, — пожал плечами Володька, — Виктор не плохой мужик. Ну любит за бабами приударить, так это небольшой грех, женится, остепенится. Они люди взрослые, сами во всём разберутся. Не лезла бы ты к Аде со своей опекой.
— Вот значит как, все вы мужики одинаковые, друг за друга горой стоите. Если ты Орлова защищаешь, значит сам точно такой, — с обидой и раздражением прокричала Раиса.
— Здрасьте приехали, — расстроился Володька, — а я то тут причём?
— Притом, я за подругу волнуюсь, а ты такое говоришь.
Пока они ссорились, машина подкатила к подворью Сухиных. Раиса открыла дверь кабины, выпрыгнула на дорогу и размахивая руками пошла к калитке.
— Так на танцы сегодня идём? — высунувшись из окна спросил Володька.
— Не пойду я никуда, сам пляши в своём клубе, — не поворачиваясь ответила Раиса.
А вечером, как и говорила она, засвистел ветер, потянуло по земле позёмкой и началось. Полепил снег, небольшая поначалу метель, быстро переросла во вьюгу. Ада выглянула в окошко, но дальше невысокого штакетника уже ничего не было видно. Шквалистый ветер загудел в проводах и завыл в печной трубе. Это было так страшно, что Ада невольно поёжилась. В памяти всплыли строчки из стихотворения Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
А вьюга за окном продолжала своё неистовство. В невероятной снежной пляске, швыряя пригоршни крупных снежинок, залепляла и без того небольшое окошко, превращая его в глухую стену. Во всём селе не было слышно ни одного постороннего звука. Даже деревенские собаки смолкли, попрятались в своих конурах, и задремали под завывание ветра.
А метель и не думала останавливаться, переметала дороги, местами уже высились непроходимые сугробы, машины вряд ли теперь смогут самостоятельно, без помощи тяжёлого трактора справиться с ними. А потом моргнув несколько раз потух свет, видимо где-то оборвало провода. Ада отыскала в ящике стола припасённую на такой случай свечку и зажгла её. При тусклом свете разобрала постель, разделась и нырнула под одеяло. Слушая бесконечное заунывное пение ветра за окном, не заметила как уснула.
А наутро, после ночной метельной пляски, Верхотурье было не узнать. В морозном воздухе стояла звенящая тишина, ни дорог ни тропинок, одна сплошная снежная целина. Дома и сараи по самую крышу занесены снегом. Кое-где хозяева уже начали откапывать свои подворья, и расчищать дорожки и тропинки.
Ни о какой поездке конечно не могло быть речи, пришлось Аде смириться с этим и ждать, когда колхозный трактор справится с огромными заносами на дорогах. Она хотела было выйти на улицу чтобы расчисти снег, но не тут-то было, дверь привалило, так что не выбраться. Ада растерялась и не знала что делать, вдруг на крылечке послышалась возня и в окошко постучали.
— Пленница, выходи, я всё здесь расчистила, — послышался голос Раисы.
Ада распахнула дверь и увидела смеющуюся розовощёкую подругу.
— Ну как не замёрзла? Давненько такой кутерьмы у нас не было.
— Рай, а ты не знаешь, дороги когда прочистят?
— Может к вечеру, а может и до завтра не управятся, — беспечно ответила подруга, — а зачем тебе дороги, Калугина передала всем чтобы сегодня в школу не приходили, каникулы, так что отдыхай.
— Я в Касторное поехать хотела, — призналась Ада.
— К Орлову что ли?
— Да к нему.
— Ну с тобой всё ясно, остынь, сейчас даже трактор до трассы не пробьётся, не то что автобус, все рейсы отменили. Так что обойдёшься пока без своего ненаглядного, лучше бери лопату и пошли двор чистить. А то я по пояс в снегу к тебе пробиралась. Неизвестно сколько бы пришлось им возиться с расчисткой. Если бы на помощь не пришли Максим с Володькой. Они быстро раскидали метровые сугробы, натаскали дров и угля из сарая.
— Ой, зачем столько, — удивилась Ада.
— Нужно чтобы запас в доме был, к вечеру снова метель обещают, — пояснил Максим.
— А ты откуда знаешь? — расстроенно спросила Ада.
— Соседка моя в диспетчерской колхозной работает, телефонограмма пришла, — пояснил Максим.
— Ладно, хватит тут прохлаждаться, — скомандовала Раиса, — Адка, ты чего как пень застыла? Приглашай в дом, да чаем ребят напои, замёрзли как цуцики пока двор твой чистили.
— Ой и правда, что это я, — словно очнулась Ада, — пойдёмте, чайник поставим, посидим, поговорим. Я пластинки из Харькова привезла, музыку послушаем.
Пока Ада и Раиса накрывали на стол, ребята растопили печку, и комнаты наполнились теплом. Попили чаю, потом когда Володька и Раиса пошли танцевать, Ада спросила Максима.
— Говорят у тебя девушка появилась?
— Кто говорит?
— Раиса рассказала.
— Ну раз Раиса сказала, значит правда.
— У вас это серьёзно?
— А у тебя с Орловым как, серьёзно?
— Пока не знаю, с моей стороны серьёзно, а за него ответить не могу.
— Вот и я не знаю, серьёзно или нет. Лера дочь маминой подруги, Ксении Погодиной, вот они и стараются нас свести, а я вроде как не сопротивляюсь, — Максим горько усмехнулся, — ты же другого выбрала.
— Максим, прости меня, — Ада тронула парня за руку, — я считала что мы просто друзья.
— Вот и считай так, и знай, если понадобится помощь, всегда можешь на меня рассчитывать.
Зимний день очень короток, не успел заалеть рассвет, как землю снова окутали сумерки. Гости давно ушли, Ада села у окна и стала смотреть на улицу. Посидев так полчаса, оделась и вышла во двор. Дорогу за день так и не расчистили, но от дома к дому запетляли узкие тропинки протоптанные в снегу. По такой тропинке она вышла на край Верхотурья и оглядела округу. От стоящего недалеко леса, тянул ночной ветерок. То здесь, то там в домах загорались яркие огоньки: “Слава Богу, хоть свет починили”, подумала Ада. Она вдохнула полной грудью морозный воздух, и улыбнулась, деревенская тишина успокаивала её. Воздух был настолько прозрачен, что казался хрустальным. Всё небо усеялось мерцающими звездами. Светлая с голубым отливом луна, смотрела сквозь ветви берез на притихшие дома. Она медленно плыла по бархатному небосводу, освещая деревенские трубы, из которых поднимался белесый дымок. “Похоже ошиблись с прогнозом, метели больше не будет”, улыбнулась Ада и заспешила по тропинке к своему домику.