Найти тему
Елена Иванова

Томас Пинчон "Выкрикивается лот 49". Какой он - роман постмодерна?

Я любитель в литературе. Постмодернизм для меня - сложное направление. По кусочкам, вперемешку с лекциями, осваиваю "Улисса" Джойса. Не могу подружиться с Пелевиным. Причем вся эта мешанина в текстах меня восхищает.

Размышляю о постмодернизме ☺️
Размышляю о постмодернизме ☺️

Вот мои мысли. Нет большого рассказывания. Нет объяснений. Не утверждается никакое философское течение. Ничего не утверждается. Проблемы людей и общества только ставятся и подсвечиваются. Приемы в литературе постмодерна: эпатаж, игра, много аллюзий из литературы и искусства, смещение высокого и бытового...

А какие у вас предоставления об этом направлении?

Так вот. Томас Пинчон.

Представитель постмодернизма второй половины 20-го века. Писатель-невидимка. Как Сэлинджер. Как Пелевин. Ныне здравствующий 86-летний затворник не показывается на публике уже больше 50 лет. Его последний роман опубликован в 2013-м году. 

Я прочитала "Выкрикивается лот 49". Эта книга написана Пинчоном в 1966-м – одна из его первых работ. Роман сложный, как настоящий представитель постмодерна, и интересный в то же время. Финал вообще: "Что?!" "Как?!" "А?"...

Здесь нет линейного нарративного повествования. Женщина по имени Эдипа занимается наследством бывшего любовника и попутно втягивается в распутывание одной темы. А запутал Пинчон всё так… аж до 13-го века.

Поначалу кажется, что это какая-то белиберда. Безумный круговорот персонажей, событий, локаций и времени. Местами очень психоделическое состояние от чтения. Спустя какое-то время я расслабилась, перестала запоминать имена персонажей, сюжетные цепочки, искать логику… И стала получать удовольствие от фантазии автора, этого спутанного клубка реальности и вымысла, духовного и бытового, культурного и грязного.

Только к финалу или даже после ко мне пришло ощущение: это крутая конспирологическая история, с тонким юмором.

Социальные, экзистенциальные, философские вопросы читатель сам решает, что хорошо и плохо, где истина.

Здесь, как и у Джойса, много символизма, культурных аллюзий. Можно перечитывать бесконечно и расшифровывать загадки автора. Возможно, роман Пинчона не так ладно написан, как "Волхв" Фаулза и не столь глубок, как "Улисс". Но тоже есть ощущение, как будто ты искупался в котле с блестящим психоделическим варевом, стал умнее, мудрее, культурнее. 

Если почитаете Джойса, любите Фаулза, Мураками, Пелевина – этот писатель и эта книга для вас.