Найти в Дзене
Понемногу от Наташи

О бедном учителе замолвите слово

Недавно на одном сайте был поднят вопрос о том, что учителя снижают оценки тем ученикам, которые занимаются с репетитором. Без внимания статью не оставила, отметилась, а потом обсудила эту тему в школе с коллегами. А так ли это? Вот какие проблемы и выводы обозначили они: Во-первых, предметникам репетиторство выгодно, так как любой успех ученика — дополнительный бонус в учительскую копилку. Результаты ОГЭ и ЕГЭ, как бы их не считали, всё равно привязаны к конкретному учителю. Не набрал ученик должное количество баллов – предметник виноват, недоучил. Хороший результат — зачтется учителю при подведении каких-либо итогов. В данном случае должно быть обидно репетитору. Старался он, а лавры – учителю. Кто же будет добровольно пилить сук, на котором сидит? Какой смысл наказывать ученика за то, что он где-то занимается дополнительно? Вторая проблема касается самих учеников, их поведения и прилежания на уроках. Снижение оценок вполне понятно. Ученик, занимающийся с репетитором (не

Недавно на одном сайте был поднят вопрос о том, что учителя снижают оценки тем ученикам, которые занимаются с репетитором. Без внимания статью не оставила, отметилась, а потом обсудила эту тему в школе с коллегами. А так ли это?

Вот какие проблемы и выводы обозначили они:

Во-первых, предметникам репетиторство выгодно, так как любой успех ученика — дополнительный бонус в учительскую копилку. Результаты ОГЭ и ЕГЭ, как бы их не считали, всё равно привязаны к конкретному учителю. Не набрал ученик должное количество баллов – предметник виноват, недоучил. Хороший результат — зачтется учителю при подведении каких-либо итогов. В данном случае должно быть обидно репетитору. Старался он, а лавры – учителю. Кто же будет добровольно пилить сук, на котором сидит? Какой смысл наказывать ученика за то, что он где-то занимается дополнительно?

Вторая проблема касается самих учеников, их поведения и прилежания на уроках. Снижение оценок вполне понятно. Ученик, занимающийся с репетитором (не важно, с каким лично или онлайн), переоценивает свои знания и умения и перестает работать на уроке в полную силу, пропускает дополнительные занятия в школе. Объясняет это тем, что «я это уже знаю, мне теперь не надо», забывая, что «повторенье- мать ученья». Оценки за такую работу на уроке, естественно, высокими не будут.

Учителям также приходится сталкиваться с вопиющей грубостью: «Вы плохо объясняете. Я занимаюсь с репетитором, поэтому делать ничего на уроке не буду!» На вопрос: «Где и что не понятно? Молчание, без всякой аргументации. Двойка за урок – оценка за не сделанную работу.

Почему складывается такое негативное отношение к учителю? Ведь другие дети учатся успешно у этого же учителя и сдают экзамены с высокими баллами.

Картина маслом: урок химии в 11 классе. Основная часть детей работает, несколько человек просто игнорирует учителя. Как же! У них репетитор. Вернее у их родителей есть деньги на репетитора. Часто такие знающие ученики не помощники учителю на уроке, а основные нарушители дисциплины.

И как не вспомнить свои школьные годы! Научился сам – объясни товарищу. Это был не просто девиз. Взаимовыручка помогала мысленно проговаривать, анализировать материал, запомнить так, что спустя 50 лет всё помнится!

Не удивительно, что год назад две дамы из 11 класса игнорируя учителя, пропуская уроки химии и внеурочку, не смогли преодолеть минимальный порог. Посещали занятия через раз на третий: «Мы занимаемся с репетитором!» Все сдали, а они нет. Зато сколько было шума: «Учитель виноват! Она болела». Да, изволила болеть, но не больше, чем другие.

В-третьих, детьми легко манипулировать. Иногда случайно оброненное слово может настроить ученика против учителя. В то же время иной раз учителя сами «подталкивают» своих учеников к помощи репетитора, особенно если репетитором будет подруга из соседней школы.

А если коснуться экономического аспекта?

Что значит оплата труда репетитора? Это рыночная стоимость данной учительской работы, которая даже на одного ученика сравнительно выше той, что получает учитель за урок, работая с целым классом. Репетиторство, с одной стороны, ещё раз подчеркивает недооцененность учительского труда, а отсюда и низкая мотивация учителей. С другой стороны, приоритетным становится индивидуальная работа с учеником, а она сейчас (с введением подушевого финансирования) для государства просто невыгодна… Нет сейчас индивидуальных занятий, как было в СССР и даже в 90е годы.

Получается порочный круг: ученик что-то пропустил, ему необходима помощь, корректировка, сделать это на уроке у учителя, чаще всего, возможности нет (жесткое планирование по ФГОС), дополнительно заниматься – энтузиазм вытеснил капитализм. Родители ищут репетитора, ребенок считает, что репетитор готовит лучше (индивидуально всегда будет лучше!), и перестает работать на уроке в полную силу.

В идеале репетитор должен корректировать, дополнять учителя. Ведь совместными усилиями можно добиться более высоких результатов.