Найти тему
Мотосалон Millennium

Мотоспорт в СССР

В СССР мотоциклы были популярным транспортным средством. Начиная с 1930-х годов, заводы начали производить различные модели, первые – просто копия зарубежных образцов. Позже стали появляться собственные разработки. Об известных марках, участии команд из Советского Союза в международных гонках-эндуро рассказываем в этой статье.

Мотокросс в СССР
Мотокросс в СССР

Продукция советского мотопрома

Известные марки и модели мотоциклов Союза:

● ИЖ (Ижевский завод) – был одним из крупнейших производителей мотоциклов в стране. Они предлагали широкий ассортимент моделей – ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-350 Планета и другие.

Минск – производились на Минском заводе в Белоруссии. Они использовались как в городских условиях, так и для перемещения в сельской местности.

● Ural и спортивный Днепр – ценились за надежность и способность к передвижению по сложной местности. Они часто использовались в армии и сельском хозяйстве.

● К-750 – детище Киевского завода, был широко распространен и использовался военными.

Многие из этих моделей продолжали производиться и после распада Советского Союза, их можно было встретить на дорогах еще в 1990-е годы. Некоторые из них даже экспортировались за пределы страны. Чтобы купить новый ИЖ ретро сборки даже сейчас выложить большую сумму.

Гонки Эндуро

Enduro – это заезды на байках по пересеченной местности, в некоторых видах могут длиться несколько дней. Гонщики преодолевают препятствия, демонстрируют чудеса проходимости и выдержки.

ИЖ Планеты разных модификаций
ИЖ Планеты разных модификаций
ИЖ Планеты разных модификаций
ИЖ Планеты разных модификаций

В СССР его аналог назывался «мотомногоборье», проводился преимущественно в Прикарпатье (Украина), на Кавказе (Грузия и Армения). Первый чемпионат по правилам гонок-эндуро прошел в 1956 году в Подмосковье. Участвовали машины 4 классов – с мотором в 125 cc, 350 см³, 750 см³, 750 см³ с коляской.

В этом же году СССР стал членом ФИМ, его команда впервые участвовала в международном эндуро в Германии. Выступали на отечественных кроссовых мотоциклах.

В Советском Союзе изучили и переняли методику многодневных гонок с различными испытаниями для спортсменов. Они длились до 6 дней, часто в первые дни шоссейники двигались в одном направлении, в оставшиеся – в обратном.

Дополнительные испытания:

● классика – провести питбайк по максимально трудному участку трассы, не касаясь ногами земли и без остановок. Время не учитывалось, главное, проходимость трассы без повреждений транспортного средства;

● cross – скоростной этап, учитывается время прохождения трассы. Последние могли быть закольцованными, проводиться на закрытых стадионах или линейными вне жилой застройки;

● высота – нужно подняться на определенную возвышенность. Горки чередовались с горизонтальными участками, труднопроходимыми отрезками;

● движение-торможение – гонщик должен пройти кусок трассы на максимальной скорости за минимальное время и затормозить на участке длинной 2 м.

Ну и «вишенка на торте» – участники заканчивали стрельбой из винтовки и киданием гранаты на дальность, чего нет в протоколах гонок эндуро.

Paris-Dakar

Ралли Дакар – популярное соревнование на выносливость спортсмена, машины, его команды в целом. Проходит по территории нескольких государств, по пустыне. Гонщики из СССР принимали в нем активное участие в последней четверти прошлого века.

Урал с коляской
Урал с коляской

Особенность ралли – до 80% спортсмены-любители (это были представители прочих стран), Советский Союз представляли профессионалы. В нем участвовали машины с ДВС до 450 cc.

В истории Ралли Париж-Дакар не было победителей из Советского Союза. Кроме того, техническое отставание дало свои результаты. Гонщики просто не могли противостоять машинам зарубежных производителей.

Ложка идеологического дегтя

Советские мотогонщики были не только высокопрофессиональными спортсменами, в некоторых случаях они выполняли и функции механиков, ремонтировали свои машины. Но высокое мастерство нивелировалось характеристиками мотоциклов ИЖ, прочих моделей.

По идеологическим причинам шоссейникам запрещалось использовать иностранную технику, а технологическое отставание становилось просто критичным. Допускались производители из стран Варшавского договора, но они также не могли конкурировать с зарубежными образцами.

Характерный пример: В 1973 году питбайк Геннадия Моисеева из-за поломки двигателя не был доставлен вовремя к началу заездов. Организаторы предложили воспользоваться австрийским КТМ. Победа, благодаря его мастерству, была просто оглушительной.

После чего последовал повторный запрет на использования иностранной техники. И в середине 80 гг. советские спортсмены перестали принимать участие в международных соревнованиях любого уровня.