Найти тему
Mishootka Gamer

Научат Родину любить: что следует понимать под российским игропромом

Оглавление

И может ли продвижение культурных особенностей быть самоцелью при создании видеоигрового проекта

Даже в случае с Atomic Heart трудно оценить объективно - помогла ей такая сильная привязка к советскому сеттингу или помешала. Поскольку понятно, что иностранцы просто не могли оценить многих отсылок, понятных человеку из страны с советским прошлым
Даже в случае с Atomic Heart трудно оценить объективно - помогла ей такая сильная привязка к советскому сеттингу или помешала. Поскольку понятно, что иностранцы просто не могли оценить многих отсылок, понятных человеку из страны с советским прошлым

Для начала скажу, что инфоповодом для этого материала стало объявление о проведении «первой игровой премии «НАШ ИГРОПРОМ», которая позиционируется как платформа для чествования выдающихся российских и белорусских участников игровой индустрии. К слову, исполнительным директором организации «Игропром» является Анна Козлова – кто не знает, в числе прочего это блогер «Эльфийка», чей канал можно найти и на «Дзене». И я ей на этом поприще желаю больших успехов. Кстати, она еще и видеоигры делала.

И сегодня хочется поговорить как о самой премии «НАШ ИГРОПРОМ», о том, как она позиционируется, так и о куда более насущном вопросе – а что вообще такое «российская игра»? Поскольку и сама эта премия, и многие разработчики всячески упирают на важность самоидентификации отечественной игровой индустрии.

Каждому по номинации

Итак, начнем с пресс-релиза, повествующего нам о «первой игровой премии». Поскольку за организационно-финансовую часть всего этого, видимо, отвечает VK Play, там я этот релиз впервые и увидел.

«Мероприятие направлено на стимулирование развития и популяризации отечественных видеоигр. Его учредили организаторы Всероссийского фестиваля разработчиков игр «ИГРОПРОМ», которых уже поддержали более 30 партнеров. В период с 15 июня до 15 сентября 2024-го желающие смогут подать заявку на участие в премии. Затем экспертное сообщество отберет претендентов, а уже с 16 сентября по 20 ноября пользователи сети смогут бесплатно проголосовать за своих фаворитов», - говорится в сообщении.

Будет предусмотрено несколько блоков: «Жанровые игры» («Лучшая RPG», «Лучшая стратегия», «Лучший файтинг» и пр.), «Творческо-технические достижения», «Профессиональные номинации» («Лучший геймдизайнер», «Лучший художник» и пр.), а также «Социально значимые игры».

В последнем блоке мы видим следующее:

Лучшая патриотическая игра. Видеоигра, освещающая важнейшие исторические события из истории России;
Культурный код. Видеоигра, показывающая и продвигающая уникальные культурные особенности народов России.

И вот здесь, на мой взгляд, уже есть, о чем подискутировать.

Родные мотивы

Первый вопрос, который сразу приходит на ум – а есть ли у нас в России столько игр, чтобы заполнить все эти номинации? И как бы так не получилось, что в некоторых номинациях удастся в лучшем случае наскрести один-два проекта. То есть не очень понятно, кто с кем должен конкурировать за награду в премии. Вы, к примеру, можете вспомнить какой-нибудь актуальный отечественный файтинг?

Конечно, организаторы премии могут пойти другим путем – и награждать не новые игры, а все, которые вышли за последние лет десять. Но в таком случае неизбежно пострадает актуальность самой премии, и она рискует превратиться в «раздачу баранов», где будут хвалить мэтров за былые заслуги. Только какое это будет иметь отношение к современному российскому геймдеву – уже не очень понятно.

Делать ставку сугубо на отечественных игроков - дело достаточно рискованное. Хотя в случае со "Смутой" не удалось оправдать ожидания даже домашней аудитории
Делать ставку сугубо на отечественных игроков - дело достаточно рискованное. Хотя в случае со "Смутой" не удалось оправдать ожидания даже домашней аудитории

Но еще интереснее лично для меня другой блок – «лучшая патриотическая игра». Ведь то, каким именно должен быть патриотизм в играх – вопрос довольно-таки спорный. Как и в чем он должен выражаться? Очевидно, имеется ввиду, что такая игра должна приучать любить Россию. Но КАК она должна это делать? Если как «Смута», которая в лоб продвигает лишь пару-тройку не самых сложных идей – то и проект, на мой взгляд, выйдет не очень интересным.

Как мне кажется, на роль хорошей игры, которая способна пробудить любовь к Родине, может претендовать «Черная книга». Да, там про чертей и все не очень православно, но зато есть другое – тишина деревень, родной говорок, квесты, которые заставляют задуматься о своем месте в этом мире. На мой взгляд, это – и есть хороший «родной» сеттинг.

То есть я говорю о том, что к видеоиграм подход нужен особый. Они должны быть не только патриотичными, но и ИНТЕРЕСНЫМИ. Именно с точки зрения игрового процесса.

Российское или международное

И здесь мы подходим к другой проблеме самоидентификации российского геймдева. А она заключается в том, что современный отечественный геймдев далеко не всегда хочет подчеркивать свою принадлежность нашей стране.

Простой вопрос:
- Должна ли игра издаваться только в русскоговорящем мире и быть ориентированной именно на русскоговорящих игроков?

Ведь ту же «Смуту» не издавали в Steam и на консолях не только потому, что для этого понадобилось бы приложить какие-то дополнительные усилия. А в большей степени, потому что разработчики понимали – они делают продукт сугубо для российских игроков. Да и будем говорить честно – вряд ли «Смута» смогла бы конкурировать со многими играми в своем жанре, если бы вышла не только в VK Play.

И дело вовсе не в сеттинге. Я верю, что историческая RPG про Смутное время вполне могла бы быть интересна и зарубежом. Если бы это была интересная игра, а не то, что получилось у Cyberia Nova. К сожалению, нашей Kingdom Come: Deliverance явно не вышло.

Rogue Trader - игра от российской студии. Вы сможете сказать, в чем конкретно это выражается? Пожалуй, и я нет. А это подводит к мысли о том, что с точки зрения игрока происхождение того или иного проекта не играет большой роли. Главное, чтобы он был хороший
Rogue Trader - игра от российской студии. Вы сможете сказать, в чем конкретно это выражается? Пожалуй, и я нет. А это подводит к мысли о том, что с точки зрения игрока происхождение того или иного проекта не играет большой роли. Главное, чтобы он был хороший

Даже депутат Милонов внезапно подверг критике авторов «Смуты», которые за государственные деньги сделали продукт не лучшего качества. И да, это тот уникальный случай, когда с ним можно согласиться.

Потому что есть, к примеру, студия Owlcat, создавшая Rogue Trader по франшизе Warhammer 40.000. Хорошую в целом игру, которая достойно смотрится и в рамках жанра, и в рамках сеттинга, популярного во всем мире. Только вот «Совокоты» делали это для международного рынка. И, если бы они сделали плохой продукт, то он, возможно, стал бы для них последним.

К чему я все это? К тому, что в данный момент все еще не слишком понятно, что такое «российский геймдев». Российский игровой рынок не слишком-то велик для выпуска действительно крупных проектов. Соответственно, если выпускать игры только «для своих», то далеко отечественная игровая индустрия не продвинется.

С другой стороны – если мы говорим про российские студии, которые поставляют продукты на мировой рынок, то так ли важно – делала их команда, состоящая сугубо из россиян, либо это была какая-то международная сборная?

И третий тезис заключается в том, что видеоигры в первую очередь должны быть востребованным коммерческим продуктом. Соответственно, пример «Смуты», для создания которой использовались прямые государственные инвестиции, вряд ли можно признать удачным.

Лично я всегда радуюсь, когда отечественным студиям удается выйти на мировой уровень и сделать что-то действительно достойное. И, на мой взгляд, главным является именно это. Да, продвижение русской культуры посредством видеоигр – дело тоже хорошее. Но должно ли оно быть какой-то самоцелью? Вопрос спорный.

Если же относиться к этому вопросу проще, и считать российским геймдевом совокупность игровых студий, которые зарегистрированы в России, то… все еще сложнее, поскольку нередко юрлица они имеют за пределами нашей страны, и вообще не афишируют свое российское происхождение. Впрочем, это уже совсем другая история.

А что по вашему мнению стоит понимать под российским геймдевом, и каким именно он должен быть? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!