И может ли продвижение культурных особенностей быть самоцелью при создании видеоигрового проекта
Для начала скажу, что инфоповодом для этого материала стало объявление о проведении «первой игровой премии «НАШ ИГРОПРОМ», которая позиционируется как платформа для чествования выдающихся российских и белорусских участников игровой индустрии. К слову, исполнительным директором организации «Игропром» является Анна Козлова – кто не знает, в числе прочего это блогер «Эльфийка», чей канал можно найти и на «Дзене». И я ей на этом поприще желаю больших успехов. Кстати, она еще и видеоигры делала.
И сегодня хочется поговорить как о самой премии «НАШ ИГРОПРОМ», о том, как она позиционируется, так и о куда более насущном вопросе – а что вообще такое «российская игра»? Поскольку и сама эта премия, и многие разработчики всячески упирают на важность самоидентификации отечественной игровой индустрии.
Каждому по номинации
Итак, начнем с пресс-релиза, повествующего нам о «первой игровой премии». Поскольку за организационно-финансовую часть всего этого, видимо, отвечает VK Play, там я этот релиз впервые и увидел.
«Мероприятие направлено на стимулирование развития и популяризации отечественных видеоигр. Его учредили организаторы Всероссийского фестиваля разработчиков игр «ИГРОПРОМ», которых уже поддержали более 30 партнеров. В период с 15 июня до 15 сентября 2024-го желающие смогут подать заявку на участие в премии. Затем экспертное сообщество отберет претендентов, а уже с 16 сентября по 20 ноября пользователи сети смогут бесплатно проголосовать за своих фаворитов», - говорится в сообщении.
Будет предусмотрено несколько блоков: «Жанровые игры» («Лучшая RPG», «Лучшая стратегия», «Лучший файтинг» и пр.), «Творческо-технические достижения», «Профессиональные номинации» («Лучший геймдизайнер», «Лучший художник» и пр.), а также «Социально значимые игры».
В последнем блоке мы видим следующее:
Лучшая патриотическая игра. Видеоигра, освещающая важнейшие исторические события из истории России;
Культурный код. Видеоигра, показывающая и продвигающая уникальные культурные особенности народов России.
И вот здесь, на мой взгляд, уже есть, о чем подискутировать.
Родные мотивы
Первый вопрос, который сразу приходит на ум – а есть ли у нас в России столько игр, чтобы заполнить все эти номинации? И как бы так не получилось, что в некоторых номинациях удастся в лучшем случае наскрести один-два проекта. То есть не очень понятно, кто с кем должен конкурировать за награду в премии. Вы, к примеру, можете вспомнить какой-нибудь актуальный отечественный файтинг?
Конечно, организаторы премии могут пойти другим путем – и награждать не новые игры, а все, которые вышли за последние лет десять. Но в таком случае неизбежно пострадает актуальность самой премии, и она рискует превратиться в «раздачу баранов», где будут хвалить мэтров за былые заслуги. Только какое это будет иметь отношение к современному российскому геймдеву – уже не очень понятно.
Но еще интереснее лично для меня другой блок – «лучшая патриотическая игра». Ведь то, каким именно должен быть патриотизм в играх – вопрос довольно-таки спорный. Как и в чем он должен выражаться? Очевидно, имеется ввиду, что такая игра должна приучать любить Россию. Но КАК она должна это делать? Если как «Смута», которая в лоб продвигает лишь пару-тройку не самых сложных идей – то и проект, на мой взгляд, выйдет не очень интересным.
Как мне кажется, на роль хорошей игры, которая способна пробудить любовь к Родине, может претендовать «Черная книга». Да, там про чертей и все не очень православно, но зато есть другое – тишина деревень, родной говорок, квесты, которые заставляют задуматься о своем месте в этом мире. На мой взгляд, это – и есть хороший «родной» сеттинг.
То есть я говорю о том, что к видеоиграм подход нужен особый. Они должны быть не только патриотичными, но и ИНТЕРЕСНЫМИ. Именно с точки зрения игрового процесса.
Российское или международное
И здесь мы подходим к другой проблеме самоидентификации российского геймдева. А она заключается в том, что современный отечественный геймдев далеко не всегда хочет подчеркивать свою принадлежность нашей стране.
Простой вопрос:
- Должна ли игра издаваться только в русскоговорящем мире и быть ориентированной именно на русскоговорящих игроков?
Ведь ту же «Смуту» не издавали в Steam и на консолях не только потому, что для этого понадобилось бы приложить какие-то дополнительные усилия. А в большей степени, потому что разработчики понимали – они делают продукт сугубо для российских игроков. Да и будем говорить честно – вряд ли «Смута» смогла бы конкурировать со многими играми в своем жанре, если бы вышла не только в VK Play.
И дело вовсе не в сеттинге. Я верю, что историческая RPG про Смутное время вполне могла бы быть интересна и зарубежом. Если бы это была интересная игра, а не то, что получилось у Cyberia Nova. К сожалению, нашей Kingdom Come: Deliverance явно не вышло.
Даже депутат Милонов внезапно подверг критике авторов «Смуты», которые за государственные деньги сделали продукт не лучшего качества. И да, это тот уникальный случай, когда с ним можно согласиться.
Потому что есть, к примеру, студия Owlcat, создавшая Rogue Trader по франшизе Warhammer 40.000. Хорошую в целом игру, которая достойно смотрится и в рамках жанра, и в рамках сеттинга, популярного во всем мире. Только вот «Совокоты» делали это для международного рынка. И, если бы они сделали плохой продукт, то он, возможно, стал бы для них последним.
К чему я все это? К тому, что в данный момент все еще не слишком понятно, что такое «российский геймдев». Российский игровой рынок не слишком-то велик для выпуска действительно крупных проектов. Соответственно, если выпускать игры только «для своих», то далеко отечественная игровая индустрия не продвинется.
С другой стороны – если мы говорим про российские студии, которые поставляют продукты на мировой рынок, то так ли важно – делала их команда, состоящая сугубо из россиян, либо это была какая-то международная сборная?
И третий тезис заключается в том, что видеоигры в первую очередь должны быть востребованным коммерческим продуктом. Соответственно, пример «Смуты», для создания которой использовались прямые государственные инвестиции, вряд ли можно признать удачным.
Лично я всегда радуюсь, когда отечественным студиям удается выйти на мировой уровень и сделать что-то действительно достойное. И, на мой взгляд, главным является именно это. Да, продвижение русской культуры посредством видеоигр – дело тоже хорошее. Но должно ли оно быть какой-то самоцелью? Вопрос спорный.
Если же относиться к этому вопросу проще, и считать российским геймдевом совокупность игровых студий, которые зарегистрированы в России, то… все еще сложнее, поскольку нередко юрлица они имеют за пределами нашей страны, и вообще не афишируют свое российское происхождение. Впрочем, это уже совсем другая история.
А что по вашему мнению стоит понимать под российским геймдевом, и каким именно он должен быть? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!